Роль семьи в воспитании дошкольников
статья

Долгуй Наталья Васильевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании дошкольников

Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребёнок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, стремится и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сёстрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д.

 Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы.

Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные и праздничные дни, при сборах в детский сад и по вечерам. Чем богаче содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых. Мать и отец пользуются знаниями и умениями, опираясь на опыт старшего поколения, используют разные средствам информации (печать, телевидение), советуются с воспитателями. Но каждый из родителей должен сознавать, что этого недостаточно, что надо обладать знаниями о психологических и физиологических особенностях детей, о содержании и основных способах их воспитания и обучения. Каждой семье требуются дополнительные знания о психологии и этике семейных отношений.

Некоторые отцы и матери склонны думать, что возможности воспитания ограничены: одни дети от природы трудолюбивы, дисциплинированны, умны, гуманны - с ними нет и особых забот, а другие склонны к лени, непослушны, у них плохая память и т.п., такие рассуждения ошибочны.

Прирожденные особенности ( например, музыкальные, художественные особенности), а также индивидуально - типологические своеобразия нервной системы ( одни даже энергичные другие пассивные, третьи медлительные, хотя и достаточно активные) имеют известное значение. Но они являются биологическими предпосылками, общими условиями психического развития ребёнка, которые непременно надо учитывать в процессе воспитания и обучения.

 Нельзя требовать от ребёнка с несколько замедленными нервными процессами быстрой реакции на указание взрослого, дайте ему время перестроиться, подготовьте его к этому. Например, дочь играет, а вы говорите, что надо идти спать. Выполнить данное указание нелегко и ребёнку с более подвижными нервными процессами. В такой ситуации можно показать на стрелки часов - они "говорят", что скоро пора спать. Предложите ей уложить своих мишек, куклу - им тоже пора отдохнуть.

Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей. Однако любовь эта обесценится, если она не будет нравственно значимой.

Другой немаловажный фактор семейного воспитания, это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно ( взрослые заранее ставят цель: например, научить ребёнка что нибудь сказать, решать простые задачки) и стихийно ( по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обратить внимание на что - то).Жизнь ребёнка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что - то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолётные воздействия оказывались ценными для детей.

И третий фактор семейного воспитания возможность естественного включения ребёнка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность.: наведение порядка в квартире, уход за растениями и субботниках, организация "воспитательной работы" старших дошкольников со своими младшими братьями, сёстрами ("Почитай малышу", "Расскажи сказку", "Поиграй"). Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг.

Посещая детский сад, ребята живут, играют, трудятся, учатся в коллективе сверстников. Ими руководит педагог, формируя у них опыт коллективной жизни. Находясь в группе детского сада, ребёнок привыкает связывать свои желания, потребности с желаниями и потребностями своих товарищей. Педагоги стремятся воспитать у ребёнка заботу о других, умение не только руководить, но и подчиняться.

 Семья - первичный коллектив, в котором все её члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.

Общая цель всех членов семьи (в первую очередь матери и отца) - забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

Семья. В ней человек начинает сбою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом. Семь...

Консультация "Роль семьи в воспитании дошкольников"

Материал полезен для родителей будущих первоклассников....

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании дошкольников".

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать п...

Роль семьи в воспитании дошкольников

методическая разработка...

Роль семьи в воспитании дошкольников

влияние семейного воспитания на развитие дошкольников...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника»

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, в...

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"...