Консультация "Роль семьи в воспитании дошкольников"
консультация (старшая группа) по теме
Материал полезен для родителей будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в воспитании дошкольников
Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.
Нравственные качества, которыми обладают молодые супруги, создают определенную психологическую атмосферу в семье. Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими качествами отличается дружный семейный коллектив.
Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, выражениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
Дошкольник стремится быть признанным членом семейного коллектива, быть похожим на отца или мать. Подражание усиливает любовь ребенка к родителям, вызывает у него желание активно взаимодействовать с папой или мамой. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. Ребенок стремится достигнуть со значимым для него членом семьи общего переживания в совместных семейных делах, научиться действовать, как родители.
У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый человек с твердым характером. Он любит и уважает жену и как женщину, и как мать; благороден, предупредителен, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей, проявляет разумную требовательность к ним; помогает жене по хозяйству; постоянно стремится к самосовершенствованию.
Велика в семье роль матери. От нее зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на формирование общения в семье. Именно мать служит дочери примером в умении любить, уважать мужа, быть ему другом, мудрым советчиком, уметь духовно его поддерживать. Ее образ формирует у дочери представление о женщине, умеющей быть выдержанной, терпеливой, деликатной, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство, стремящейся к самосовершенствованию.
Семейный союз, где родители обладают такими нравственными качествами, порождает демократический тип семейных отношений. Он укрепляется не только любовью и уважением, но и выполнением каждым его членом основных семейных обязанностей, которые устанавливаются с учетом возможностей и способностей каждого. Взаимопомощь, совместное обсуждение семейных проблем, посильное участие в домашних делах вызывает у ребенка чувство радости, которое побуждает его к добрым поступкам, вызывает любовь к родителям, желание подражать им. Правильно поступают те родители, которые активно включают дошкольников в жизнь семейного коллектива. Так ребенок с первых лет жизни приучается к обязанностям, которые потребуются ему в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью.
Игра – одна из форм общения старшего дошкольника, в которой он активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. Вызывает тревогу стремление некоторых родителей, подготавливая ребенка к школе, занять все свободное время сына или дочери чтением, письмом, не оставляя времени на игру. Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка. Игра – основная деятельность дошкольника. Ведущая роль ее заключается в многогранном воспитательном воздействии на ребенка.
В старшем дошкольном возрасте, когда возникает необходимость в целенаправленной подготовке к школе, игра ребенка не должна «сворачиваться» взрослыми. Именно в этом возрасте старший дошкольник овладевает умениями налаживать с партнерами игровые и реальные отношения. У него появляется возможность договориться, как и во что играть, как распределить роли, строить свои отношения со сверстниками на тех нравственных нормах, которые ребенок усвоил от окружающих его взрослых.
Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.
Игра особенно напоминает по форме организации трудовой коллектив взрослых. Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка. Если родители искренне интересуются играми сына или дочери, серьезно, с уважением относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том, во что ему хочется поиграть, прислушивается к совету старших.
Еще хочу напомнить вам, что большое значение имеет игра взрослого с ребенком. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть, он нужен! Порой не бывает времени на развитие большой игры дома с ребенком. Но играть ведь можно даже на кухне, когда вы готовите ужин. Например, предложите ребенку поиграть в рифму. Вы называете слово «точка», а он пусть найдет к нему рифму (ночка, почка, бочка). Или еще игра «Из чего состоит винегрет?» Ребенок может прохлопать, сколько слогов в этом слове, какие звуки он услышал и нашел в этом слове; или просто, какие овощи нужны для приготовления винегрета? Словесные игры очень хороши!
Для развития мелкой моторики рук предложите ребенку перебрать
крупу, налепить вместе с вами пельмени или пирожки. Ну и пусть, что нос и щеки будут в муке, зато сколько счастья вы увидите в глазах ребенка от сознания того, что он помог!
Помогите своему ребенку реализовать и развить свои возможности! Не жалейте затраченного времени! Оно многократно окупится! Ваш ребенок переступит порог школы, уверенный в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"
Семья. В ней человек начинает сбою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом. Семь...
Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании дошкольников".
Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать п...
Влияние семьи на воспитание дошкольника
Влияние семьи на воспитание дошкольника«Родители, балующие своих детей, обрекают их на несчастье.» П. Бауст В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализ...
Роль семьи в воспитании дошкольников
методическая разработка...
Роль семьи в воспитании дошкольников
влияние семейного воспитания на развитие дошкольников...
Буклет для родителей "ЦЕННОСТИ СЕМЬИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА «СЕМЬЯ – ЭТО МОЯ ОПОРА!»
Фраза «я люблю тебя» имеет огромную ценность. Каждый раз, когда вы ее говорите, выражайте важность для вас этих слов.Очень важно родителям учить своих детей, как принимать правильные решен...
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА «СЕМЬЯ – ЭТО МОЯ ОПОРА!»
Вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности — задача не из простых, но только в семье это может быть возможным. В хорошей семье никто ни кого не защищает,...