Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое культурное наследие. О русской культуре.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое культурное наследие. О русской культуре»
Цель: становление уважительного отношения к русской традиционной культуре.
Задачи:
- обобщать первоначальные представления о культуре и культурном наследии;
- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
- способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа;
- способствовать осознанию роли человека в развитии культуры;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 294.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе « О русской культуре. Что такое культурное наследие.»
Занятие было 15. 11.2015 г.
Цель: становление уважительного отношения к русской традиционной культуре.
Задачи:
- обобщать первоначальные представления о культуре и культурном наследии;
- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
- способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа;
- способствовать осознанию роли человека в развитии культуры;
- формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности.
Оборудование: ложки (народные музыкальные инструменты, настольно-печатная игра «Разложи по порядку» («История жилища») аудиозапись русской народной песни «Калинка», аудиопроигрыватель.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к вам обратилась за помощью директор Внуковского районного Дома культуры Юлия Владимировна. Она рассказала, что скоро в нашем районе состоится большой праздник под названием «Неделя русской культуры». В рамках этого праздника в районном Доме культуры пройдет много разных интересных мероприятий, участниками которых будут и взрослые, и школьники, и воспитанники детских садов. Сейчас все работники Дома культуры заняты подготовкой к этому празднику. Им очень хочется, чтобы на празднике было интересно! Юлия Владимировна пригласила вас принять участие в нем и попросила подготовить такие выступления, с помощью которых можно интересно и увлекательно рассказать о русской культуре. Еще она хочет посоветоваться с вами о том, как сделать программу праздника не только интересной, но и полезной, чтобы дети как можно больше узнали о русской культуре. Она не случайно обратилась за помощью именно к вам. Юлия Владимировна знает, что вам в детском саду так много читали и рассказывали о культуре наших предков, у вас в группе есть много альбомов, игр, картинок, вы знаете много русских песен, хороводов, танцев.
Ребята, как можно помочь Юлии Владимировне ?
Дети. Можно записать наши рассказы, песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки на диктофон и отправить ей, выслать игры, рассказать о танцах, хороводах.
Воспитатель. Молодцы, ребята, как вы все хорошо придумали! А чтобы рассказы получились интересными, предлагаю вспомнить все, что вы знаете о русской культуре. Ребята, вы знаете, что каждый человек принадлежит к определенной культуре. К какой культуре относимся мы?
Дети. К русской.
Воспитатель. Да, ребята, мы относимся к русской культуре. Почему?
Дети. Потому что мы — русские, говорим на русском языке, живем в России.
Воспитатель. Да, ребята, наша национальность — русские. Мы говорим на русском языке, знаем русские народные песни, танцы, любим свою Родину — Россию.
Ребята, Юлия Владимировна попросила нас интересно и увлекательно рассказать о русской культуре. Что мы можем показать на празднике?
Дети. Мы можем спеть русские песни, сыграть на русских народных инструментах, станцевать русский танец «Кадриль», показать театр Петрушки, рассказать и показать русскую народную сказку.
Дети играют на ложках под русскую народную песню «Калинка».
Воспитатель. А какую песню можно спеть на празднике?
Дети. «Во кузнице», «Во сыром бору тропинка», «Пошла млада за водой».
Воспитатель. Давайте подумаем, какой русский танец мы будем танцевать.
Дети. Кадриль.
Воспитатель. Молодцы, вы многое вспомнили из того, что относится к русской культуре. Думаю, что исполненные вами на празднике танцы и песни понравятся всем гостям. Но Юлия Владимировна попросила вас не только подготовить программу для выступления, но и подумать о том, как можно интересно рассказать детям о русской культуре. Давайте вспомним, как называется все, что находится вокруг человека, окружает его.
Дети. Окружающий мир.
Воспитатель. Что в него входит?
Дети. Природа, люди, предметы.
Воспитатель. Окружающий мир очень большой. В него входят живая и неживая природа, люди, предметы, которыми мы пользуемся. Все это не появляется в жизни каждого из нас отдельно, а существует очень давно, передается нам от наших предков (людей, которые жили раньше) в виде наследия. Что такое наследие?
Дети. То, что люди передают друг другу от старших к младшим.
Воспитатель. Наследие бывает разным: природным (растения, животные) и культурным (созданным руками человека). Как относится человек к природному наследию?
Дети. Бережно.
Воспитатель. Почему?
Дети. Чтобы вода в реке всегда была чистой, было много красивых цветов и растений, было много птиц и животных.
Воспитатель. Все верно, если к природному наследию люди будут относиться расточительно,потомкам ничего не останется: ни чистой воды, ни зеленых лесов, ни ярких цветов, ни щебечущих птиц, ни красивых животных. Вспомните, пожалуйста, о том, кто создает культурное наследие.
Дети. Люди.
Воспитатель. Да, ребята, культурное наследие создают и присваивают люди.
Воспитатель Как относится человек к культурному наследию?
Дети. Бережно, он сам создает разные предметы.
Воспитатель. Да, ребята, человек не только бережет культурное наследие, но и приумножает его, сам создает различные предметы (посуду, картины, песни, сказки).
Воспитатель. Как вы думаете, для чего люди берегут и создают культурное наследие?
Дети. Чтобы знать, как люди жили раньше, что им нравилось.
Воспитатель. Все верно, по культурному наследию, оставленному нашими предками, можно судить о том, как жили люди раньше, что для них было ценным. Ребята, какого человека можно считать культурным?
Дети. Того, кто много знает и умеет, бережно относится ко всему.
Воспитатель. Да, ребята, чем больше человек знает, умеет, чем бережнее относится к окружающему миру, к себе, тем он культурнее. Ребята, стать культурными стремятся не только каждый человек, но и семья, село, город, страна. А чем определяется их культура?
Дети. Культурой людей.
Воспитатель. Да, ребята, культура семьи, села, города, страны определяется культурой отдельного человека. Предлагаю вам поиграть в игру, которая напомнит о том, что русская культура со временем изменяется.
Игра «Разложи по порядку»
Дети раскладывают по порядку картинки с изображением письменных принадлежностей человека в разные времена (палочка, гусиные и металлические перья, карандаш, шариковая ручка, пишущая машинка, компьютер). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента выходит неровной).
Воспитатель. О чем нам рассказала эта игра?
Дети. О том, как со временем менялось жилище русского человека.
Воспитатель. А еще какие игры, рассказывающие об изменении со временем русской культуры, вы знаете?
Дети. «История русской одежды», «История посуды», «История разных предметов», «История игрушек».
Воспитатель. Как вы думаете, мы можем посоветовать Елене Анатольевне включить эти игры в программу праздника?
Дети. Да.
Воспитатель. Я тоже думаю, что можно, они расскажут детям о том, что культура русских людей изменялась на протяжении своей истории. Ребята, а можно на празднике поиграть с детьми в русские народные игры?
Дети. Да.
Воспитатель. Во все времена дети с удовольствием играют в эти игры. Какие русские народные игры вы знаете?
Дети. «Лапоть», «Горелки», «Дрема», «Лапта», «Долгая Арина», «Плетень».
Русская народная игра «Горелки»
Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага «горящий» — тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад.Играющие поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле —
Гляди в поле.
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звезды горят,
Журавли кричат —
Гу-гу-гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен взглянуть «на небо», а пара играющих, стоящая в веренице последней, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой — по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди водящего. Если это им удается, «горящий» продолжает водить, если нет, он ловит кого-нибудь из них. Оставшийся без пары водит — становится «горящим». Новая пара занимает место за новым «горящим», и игра продолжается.
Воспитатель. Ребята, еще какие интересные задания для детей, рассказывающие о русском народном творчестве, можно включить в программу предстоящего праздника?
Дети. Вопросы о русских народных сказках, кто больше вспомнит пословиц и поговорок, загадок; можно сделать выставку красивых предметов, которые окружали русских людей.
Воспитатель. Молодцы, как много вы всего придумали! Культура русского народа передается нам от наших предков. О ней мы можем судить не только по сказкам, картинам, книгам, строениям, одежде, но и по событиям в истории русского народа, по людям, которые прославили Россию. Как же интересно рассказать о них на празднике?
Дети. Можно провести детский парад костюмов защитников Отечества разных времен. Всем участникам парада нужно не только подняться на сцену для показа, но и рассказать о том, как зовут (в образе богатыря, откуда родом, каких врагов победил, кого спас.
Воспитатель. Молодцы, ребята, как интересно вы предлагаете рассказать детям о знаменитых защитниках нашего Отечества! Этот парад очень украсит праздник. Ребята, ваши интересные рассказы, предложения о том, как провести праздник, описание игр я отправлю ,Юлии Владимировне. Думаю, все, что вы придумали, поможет сделать праздник красивым, интересным, ярким, увлекательным и запоминающимся. Спасибо Вам большое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе «Кто такой культурный человек»
Цель занятия:Становление осознанного отношения к роли человека в развитии культуры.Задачи:— обогащать первоначальные представления о роли человека в развитии культуры;— воспитывать познава...
НОД «Что такое культурное наследие. О русской культуре» В подготовительной к школе группе
Цель: становление уважительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:- обобщать первоначальные представления о культуре и культурном наследии;- воспитывать познавательный интерес к ку...
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое культурное наследие»
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое культурное наследие» Цель: становление уважительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:- обобщать первоначальные ...
ООД «Что такое культурное наследие. О русской культуре»
Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа....
Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Русский быт"
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
«Что такое культурное наследие. О русской культуре» (Подготовительная группа)
ООД «Что такое культурное наследие. О русской культуре»(Подготовительная группа)Цель: становление уважительного отношения к русской традиционной культуре.Задачи:- обобщать первоначальные п...
конспект занятия в старшей группе «Кто такой культурный человек»
Тема занятия: «Кто такой культурный человек»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: закрепление представлений о культуре поведения детей на основе этикетных пр...