Картотека
картотека (старшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ОСЕННИХ ПРОГУЛОК
СТАРШАЯ ГРУППА
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОБЬЯМИ
Цели: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать познавательный интерес, дружелюбное, заботливое отношение к птицам.
Ход прогулки
– Обратите внимание на воробья. Рассмотрите внешний вид, найдите отличительные признаки птиц. Посмотрите, как передвигается воробей: он не шагает, а скачет. «Хочет сделать шажок, а получается прыжок». Воробьи – смелые и ловкие птицы. Они снуют по улицам среди проезжающих машин и идущих людей. Поймать воробья – дело нелегкое, даже кошки редко лакомятся этими птицами, у них быстрая реакция на опасность и хорошая память. Воробьи образуют стаи и кормятся совместно, кочуя по полям и опушкам леса, ночуют в кронах деревьев и кустах. Многие воробьиные пары не улетают далеко от своих уютных и теплых гнезд и ночуют в них.
Продолжайте наблюдать за поведением воробьев возле кормушки. Присутствие воробьев возле кормушки днем легко обнаружить по многочисленным следам. Это 2 маленьких крестика рядом, так как воробьи прыгают, а не ходят. Домовой воробей питается в основном растительной пищей, но весной птенцов выкармливает и сам питается насекомыми. В городах и поселках птицы придерживаются мест, где есть зерно. Кроме того, они питаются семенами многих растений, ягодами, фруктами. Посмотрите, какой корм птицы едят лучше: крошки, остатки каши или зернышки. Добавьте в кормушку еще корма.
Приметы: воробьи сидят нахохлившись – к дождю; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; у каждой пташки – свои замашки.
Стихотворение.
МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ВОРОБЕЙ
За что я люблю воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода –
Не улетает никуда!
И. Левин
Загадки.
Забияка и воришка
Носит серое пальтишко,
На лету хватает крошки
И боится только кошки.
(Воробей.)
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
(Воробей.)
Дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Что это за птица?».
Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на заданный вопрос. Игру желательно проводить по теме.
Пример: тема «Весна».
Взрослый. Дети.
Солнце что делает? Светит, греет.
Ручьи что делают? Бегут, журчат.
Снег что делает? Темнеет, тает.
Птицы что делают? Прилетают, поют.
Подвижная игра «Птички и кошка».
Индивидуальная работа
Развивать умение двигаться в заданном направлении.
Игры- эсперименты
«Имеет ли вода запах?»
Цель: подвести детей к выводу о том, что вода без примесей не имеет запаха; вода с неизвестным запахом нельзя употреблять, чтобы не повредить здоровью.
Сюжетно ролевая игра
«Детский сад» - расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду.
Труд на участке: помощь дворнику в уборке территории.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВОРОНОЙ
Цели: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц; формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров); учить видеть особенности в их строении и поведении; закрепить умение сравнивать объекты по выделенным признакам.
Ход прогулки
Внимательно рассмотрите ворону, когда она сидит на заборе или на дереве. Ворона – птица двухцветная: туловище пепельно-серое, а клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост – черные. Ворона, черная по общему телосложению, напоминает ворона, но значительно мельче его. По окраске оперения различают две группы: серую и черную. Интересно посмотреть на их важную походку, когда они шагают, выставляя вперед по очереди свои «плечи» и кивая головой при каждом шаге. Ворона не боится ни людей, ни кошек. Она смело нападает на животных, если ей или ее вороненку угрожает опасность. В русских сказках ворон – самая мудрая птица.
Ворона – частично оседлая, частично перелетная птица. Зиму птицы проводят у жилья человека, где могут легче прокормиться, на свалках с различными отходами и отбросами. Особенно большими стаями они скапливаются в крупных городах, где образуют смешанные с грачами и галками стаи. Как правило, ночь они проводят в центре города – в парках и на крышах зданий, а на день вылетают кормиться на окраины города и в его окрестности. Ворона – всеядная птица. Она поедает различных насекомых (жуков, прямокрылых, муравьев, моллюсков), а также грызунов, птенцов, яйца различных птиц, ящериц, лягушек, рыб, молодняк домашней птицы. Из растений ворона предпочитает зерна культурных злаков, семена ели, вьюнка полевого, птичьей гречихи и т. д. Состав кормов существенно меняется по сезонам года. Зимой питается в основном отбросами. Поеданием мышевидных грызунов и вредных насекомых ворона приносит большую пользу людям.
Приметы: вороны купаются в песке, воде – к скорому потеплению; вороны прячут клюв под крыло – к снегопаду.
Поговорки и пословицы: вороне соколом не быть; осенью и у воронья пир.
Стихотворение.
Кричит ворона в небе: «Кар-р!
В лесу пожар! В лесу пожар!»
А было просто очень:
В нем поселилась осень.
Е. Интулов
Загадки.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее … (ворона).
Дидактические игры «Кто (что) летает?», «Что это за птица?».
Подвижная игра «Совушка».
Подвижная игра «Перелет птиц».
Цель: формировать умение двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.
Ход игры: дети стоят в одном углу участка – они птицы. В другом углу стоят стульчики. По сигналу взрослого «Птички улетают!» дети, подняв руки, бегают по залу. По сигналу «Буря!» малыши бегут к стульчикам. По сигналу взрослого «Буря кончилась!» дети слезают на пол и продолжают бег.
Индивидуальная работа
Упражнять детей в прыжках, в ходьбе между предметами на носках.
Игры- эксперименты
«Поможем воде стать чистой»- развивать умение ставить перед собой цель; развивать логическое мышление и умение последовательно излагать свои мысли. (грязная вода в тазике, емкости для воды, воронки, ткань, бумажные салфетки, марля, вата, тряпочки)
Сюжетно ролевая игра
«Парикмахерская»- развивать интерес и уважение к профессии парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Игровые действия: Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят деньги, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает.
Трудовая деятельность: Уборка участк от опавших листьев- формировать умение создавать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛУЖАМИ
Цель: продолжать знакомить с осенними явлениями природы; развивать любознательность, память, фантазию, желание узнать больше о природе.
Ход прогулки
Обратите внимание, что в лужах отражаются предметы (облака, деревья). Подойдем к луже. Посмотрите, что вы там видите? Поводите по воде палочкой, создайте волны. Почему теперь нет отражения? (Предметы отражаются только в спокойной воде.) Где еще в природе встречается вода?
Наблюдение за связью явлений в природе
Цели: продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
Обратить внимание детей на яркие осенние изменения в природе. Помочь установить зависимость живой природы от неживой. Если температура воздуха опускается ниже нуля, то замерзает почва, появляется изморозь; изменяется высота солнца, следовательно, изменяется температура воздуха. Стало прохладно – птицы улетают в теплые края, звери покрываются более теплой «шубкой» и т. д. Найдите эту связь в ближайшем окружении. Вспомните приметы осени.
Приметы: какова погода в ноябре – таков и май; ноябрьские ночи до снега темны.
Поговорки и пословицы: в ноябре зима с осенью борется; ноябрь – ворота зимы.
Стихотворение.
ДОЖДИК
Дождик, дождик, ну послушай!
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит.
Побелеешь – снегом станешь,
До апреля не растаешь.
В. Степанов
Загадка.
В этот месяц, что ни год,
Белый день в обед встает.
Зимний сумрак, грязь и слякоть.
Вдруг – сугробы у ворот.
(Ноябрь.)
Дидактические игры «Так бывает или нет?», «Какая, какой, какое?».
Подвижная игра «Найди себе пару».
Подвижная игра «Что делают животные?».
Цели: активизация глагольного словаря; закрепление знаний о животных; развитие воображения, ловкости.
Ход игры: взрослый, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
– Собака. – Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, лает…
– Кошка. – Мурлычет, мяукает, крадется, лакает,
царапается, умывается...
– Мышка. – Шуршит, пищит, грызет, прячется.
И т. д. (утка, ворона, змея).
Индивидуальная работа
Упражнять в беге на длинную дистанцию
Игры- эксперименты
Опыт: прозрачность воды. Бросьте в лужу несколько плоских предметов, когда вода успокоится, найдите их.
Вывод: вода прозрачная, сквозь нее видны предметы.
Сюжетно ролевая игра
«Шоферы» - закреплять знания и умения о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей Роли: Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер.
Труд на участке:
Уборка сломанных веточек- приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГОДЫ ПО ПРИМЕТАМ
Цели: формировать умение самостоятельно определять погоду и показывать ее влияние на растительный и животный мир; находить уже известные народные приметы в окружении.
Ход прогулки
– Обратите внимание на погоду. Как можно ее охарактеризовать (холодная, теплая, солнечная, дождливая, хмурая, ветреная)? Раньше не было прогноза погоды и люди, наблюдая за растениями и поведением животных, замечали, что часто происходят совпадения. По ночному небу люди тоже определяли, какой будет погода в ближайшее время:
– рога луны яркие и крутые – к морозу.
– ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода.
– луна в тусклой дымке – к ненастью.
Приметы: вороны купаются – к теплу; птицы ощипываются –
к дождю.
Поговорки и пословицы: в ноябре снегу надует – хлеба прибудет; в ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Стихотворение И. Мазнина «Поздняя осень».
Загадка.
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Осенью.)
Дидактические игры «Выдели слово», «Доскажи слово».
Подвижные игры «Жмурки с колокольчиком», «Ловишки».
Индивидуальная работа
Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа движения по сигналу воспитателя
Сюжетно ролевая игра
«Семья»- побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Как будто мамы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы)
Игры- эксперименты
«Песочные часы»- продолжить знакомство с песочными часами
Трудовая деятельность
Смести песок с сооружений- воспитывать желание принимать участие в труде.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛИСТОПАДОМ
Цель: показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
Ход прогулки
Воспитатель обращает внимание на опавшие листья, предлагает самим проверить, как шуршат опавшие листья. Он рассказывает о том, что, сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от мороза. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу от растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям.
Приметы: если во время листопада листья ложатся лицом вверх – зима будет холодной, изнанкой вверх – теплой; лес шумит – к оттепели.
Поговорки и пословицы: в октябре на одном часу и дождь, и снег; сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Стихотворение «Листопад» В. Мировича.
Загадка.
Целый день играют в прятки
С ветром рыжие заплатки.
(Листопад.)
Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».
Цель: формировать умение классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры: воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.
Подвижная игра «Догони мяч».
Цели: формировать умение действовать по сигналу быстро; развивать ловкость; учить ориентироваться в пространстве.
Ход игры: дети становятся у одной из сторон площадки. Воспитатель стоит вместе с ними, в руках у него корзина с мячами (по количеству детей). Бросает мячи из корзины в разные стороны, подальше от детей. После слов «Догони мяч» дети бегут за мячами, берут их и снова кладут в корзину.
IIодвижная игра «Мышеловка».
Цель: способствовать развитию основных движений при беге
Ход игры
Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно треть играющих) образует круг — мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга.
Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
«Ах, как мыши надоели,
Развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели,
Всюду лезут — вот напасть.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз»
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и
тут же выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя:
«Хлоп!» — дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, читаются пойманными. Они тоже становятся в круг (и размер мышеловки увеличивается). Когда большая часть мышей будет поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется.
В конце игры воспитатель отмечает наиболее ловких мышей, которые ни разу не остались в мышеловке.
Индивидуальная работа: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.
Трудовая деятельность: Вместе с воспитателем обрезание секатором поломанных веток кустов и деревьев, их уборка- формировать желание трудиться в коллективе.
Сюжетно- ролевая игра: «Семья» «Как будто мамы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы)- побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Роли: Мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Опыт «Свойства мокрого песка».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка.
Ход опыта: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.
Вывод: мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
Цели: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы (заморозки по ночам, появление инея); уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья; закрепить понятие «листопад»; холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и т. д.).
Ход прогулки
– Какие изменения происходят в природе осенью? Назовите приметы осени, найдите их в ближайшем окружении.
Приметы: если в октябре лист с березы и дуба опадет не полностью, будет холодная зима; если в начале октября лист с березы не опал – снег ляжет поздно.
Поговорки и пословицы: осень велика, зима долга; день прозевал – урожай потерял.
Стихотворение.
ОКТЯБРЬ
В этот месяц, что ни год,
Нас встречает семь погод:
Сеет, веет, крутит, студит,
Свищет, вьюжит, сверху льет.
Загадка.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью.)
Дидактическая игра «Какое что бывает?».
Цель: формировать умение классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.
– Давайте расскажем, что бывает зеленым (огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…); широкой (река, дорога, лента, улица…) и т. д.
Выигрывает тот, кто больше назовет слов, за каждое правильно сказанное слово ребенок получает фишку.
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: формировать умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах-«домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».
Подвижная игра «Ловишки».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: с помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.
Индивидуальная работа: Игровые упражнения со скакалкой- закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.
Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев- приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.
Сюжетно- ролевая игра: «Шоферы»- развивать умение строить сюжет и договариваться о ролях.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта: в солнечный день воспитатель предлагает детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошел дождь), опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ
Цель: развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
Ход прогулки
– Сегодня ветреная погода. Как мы это обнаружили? Деревья качаются, гнутся, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Почему так происходит? Вспомните, каким был ветер летом: совсем слабый – верхушки деревьев чуть качались. Побегайте по направлению ветра и против него. Когда было труднее бежать? Для чего мы использовали флажки, вертушки, шарики? При помощи них узнали силу и направление ветра. Направление и силу ветра можно определить по движению облаков на небе.
Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде; облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: весной дождь растит, а осенью гноит; лето со снопами, а осень с пирогами.
Стихотворение.
ОСЕНЬ
Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С веточек листы сдувает.
Листья на ветру кружатся
И под ноги нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем.
Загадки.
Невидимка озорной: Вот он дерево качает
Все играет он с травой, И разбойником свистит,
Листья в воздухе кружит Вот последний лист срывает
И куда-то все спешит. И кружит его, кружит…
(Ветер.) (Ветер.)
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.
Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.)
Воспитатель. Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)
Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».
Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.
Ход игры: одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.
Малоподвижная игра «Что происходит в природе?».
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен ответить на него. Игру желательно проводить по теме.
Пример. Тема «Весна».
Взрослый. Дети.
Солнце что делает? Светит, греет.
Ручьи что делают? Бегут, журчат.
Снег что делает? Темнеет, тает.
Птицы что делают? Прилетают, поют.
Индивидуальная работа: Прыжки на двух ногах- упражнять в умении прыгать на дух ногах. Правильно приземляться.
Трудовая деятельность: Сбор мусора на участке- оказывать помощь дворнику.
Сюжетно- ролевая игра: «Школа» Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор присутствует на уроке, делает записи в своей тетради. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах; проверяет сменную обувь- формировать умение строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету, расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помочь детям усвоить некоторые моральные нормы. Создать образ доброго учителя. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе. Развитие положительного образа школы. Закрепить знания о школьных атрибутах.
Опыт «Движение воздуха».
Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта: помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗНООБРАЗИЕМ ПТИЦ
(ГОЛУБИ)
Цели: уточнить и расширить представление о разнообразии птиц; формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении.
Ход прогулки
– Посмотрите на голубей. Рассмотрите их внешний вид. Голуби бывают различной величины, от размера маленькой трясогузки до размеров средней курицы. У них маленькая голова и короткая шея. Сравнительно короткие ноги с четырьмя пальцами. Клюв тонкий, удлиненный. Высота клюва больше, чем ширина; края загнуты внутрь, у некоторых пород голубей клюв не смыкается. Перья жесткие, закругленные, плотно прилегают к телу, некоторые перья довольно большие. У голубей между перьями образуется пудра, подобная тальку. Она защищает оперение от сырости. Хвост чаще всего короткий и слегка закругленный, у некоторых видов длинный. Крылья длинные и острые – верный признак хорошего летуна. Перья могут быть окрашены в один цвет, но бывают и пестрые, часто с металлическим отливом. Полюбуйтесь разнообразием и красотой оперенья этих грациозных птиц.
К вечеру голубей становится все меньше, темнеет, и они улетают под крышу, где живут и готовятся ко сну. Полет голубей быстрый. Они с большой скоростью могут преодолевать значительное расстояние. Во время полета крылья у голубей издают свист. Большинство голубей издает отрывистые, глухие и стонущие звуки, у некоторых голос похож на смех. У этих птиц очень хорошо развито зрение и слух, поэтому к голубям трудно подкрасться. Разыскивая свой корм на земле, голуби много и усердно бегают, поэтому их считают ловкими и выносливыми птицами.
Возьмите перышки и, подбрасывая их вверх, понаблюдайте за их полетом.
Приметы: если вороны садятся клювами в одну сторону – к сильному ветру; осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.
Поговорки и пословицы: и птица чует, что холод будет; гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
Стихотворения.
ГОЛУБИ Голуби, голуби, раз, два, три. Прилетели голуби-сизари, Сели и нахохлились у дверей. Кто накормит крошками сизарей? И. Токмакова | МОЙ ПРИЯТЕЛЬ ВОРОБЕЙ За что я люблю воробья? За то, что он такой, как я: Когда приходят холода – Не улетает никуда! И. Левин |
Загадки.
Летает, поет, два крыла, клюв, лапки, перышки. Кто это? (Птица.)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(Воробей.)
Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).
Русская народная игра «Пчелки и ласточка».
Цель: развитие двигательной активности.
Ход игры: играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. Ласточка – в своем гнезде.
Пчелки (сидят на поляне и напевают).
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка. Ласточка летает, пчелок поймает.
Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы».
Цели: закрепить знание названий перелетных и зимующих птиц.
Ход игры: дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. Птицы бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» – к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Индивидуальная работа: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания.
Трудовая деятельность: уборка цветников, очистка от засохших растений, листвы.
Сюжетно- ролевая игра: «Салон красоты»- совершенствовать умение согласовывать тему игры, распределять роли.
Опыт «Бумажные кораблики».
Цель: познакомить со свойством бумаги намокать в воде.
Ход опыта: воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Спрашивает, почему кораблики намокают
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КРАСОТОЙ ПРИРОДЫ
Цели: вызвать интерес к окружающему миру; формировать реалистические представления о природе; расширять кругозор, обогащать словарный запас; активизировать память и внимание.
Ход прогулки
В солнечный, теплый день педагог обращает внимание детей на красоту окружающей природы: на листья на деревьях, окрашенные в багряный, оранжевый, желтый и золотистый цвета; деревья, приобретающие очень нарядный и красивый вид; небо уже не такое голубое, по нему плывут облака, часто закрывающие все небо сплошной пеленой; на чистый, прозрачный воздух; на красоту инея или измороси, искрившейся на солнце всеми цветами радуги на травинках и земле и т. д. Дети с поддержкой воспитателя составляют описательный рассказ об окружающей природе.
Приметы: теплая осень к долгой зиме; осенью серенькое утро – так жди красного денька.
Поговорки и пословицы: осень велика, зима долга; день прозевал – урожай потерял.
Стихотворение.
ОСЕНЬ
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
И. Мазнин
Загадка.
Золотые, тихие рощи и сады,
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги, и не слышен гром!
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем.
(Осенью.)
Дидактическая игра «Кто кем (был) будет?».
Цель: развитие речевой активности.
Ход игры: ребенок отвечает на вопрос взрослого: «Кем будет
(или чем будет)… яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т. д?». Если дети придумают несколько вариантов (например: из яйца – цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик), то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом)?»
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы».
Индивидуальная работа: закреплять умение ловить мяч, развивая ловкость и глазомер.
Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев- приучать доводить начатое дело до конца.
Сюжетно- ролевая игра: «Дочки- матери» - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать самодельные атрибуты.
Опыт- эксперимент «Рисует магнит или нет»- познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве.
ПТИЦЫ ВО ВРЕМЯ КОРМЛЕНИЯ
Цель: прививать желание заботиться о птицах; обратить внимание на форму, размер и части птиц; учить различать птиц по размеру – большие и маленькие, называть некоторых птиц, описывать, что и как они клюют, кто кормит птиц; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход прогулки
Наблюдение.
Перед прогулкой оставить корм для птиц в кормушке. Рассмотреть и рассказать, какие птицы прилетели к кормушке. (Быстрые, яркие, смелые.) Какие части тела заметили у птиц? (Хвост, клюв, голова, глаза, крылья.) Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый, птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают?
Загадки о птицах.
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки подбирает.
(Воробей.)
Чик-чирик к зернышкам прыг,
Клюй – не робей.
Кто же это? (Воробей.)
Индивидуальная работа: овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).
Подвижная игра «Воробушки и кот».
Вариант 1.
Цель: Формировать умение бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место.
Ход игры: воспитатель выбирает одного ребенка – это кот; остальные дети – воробушки. Кот – спит, воробушки – разлетаются по всей площадке в разные стороны и ищут зернышки.
Просыпается кот, он подтягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.
Вариант 2.
Цели: формировать умение бегать, не задевая друг друга, быстро убегать, находить свое место; развивать ловкость, навыки игры в коллективе сверстников, умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу.
Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – «кот» – встает в середину круга. «Воробушки» то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают «зерна» (внутри круга рассыпаны фишки). «Кот» бегает по кругу и старается поймать их. «Воробушек», до которого дотронулся «кот», все собранные «зерна» высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных «воробушков».
Разновидность игры «Ловишки», но в роли «ловишки» выступает «кот».
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 5–10 м (в зависимости от возраста играющих детей). За первой линией находится «дом воробушков». Воспитатель стоит за другой линией, выбрав из числа играющих детей одного, выполняющего роль «кота». Он сидит рядом с воспитателем и «спит». Воспитатель говорит: «Кот спит. Воробушки, полетели!». После этих слов воспитателя «воробушки» покидают свой «домик», бегают по игровой площадке между двумя линиями, машут руками-«крылышками», изображая полет птички, останавливаются и снова бегают.
Воспитатель говорит: «Кот идет!». Эти слова служат для «кота» сигналом ловить «воробушков», а для «воробушков» они означают, что необходимо немедленно спасаться и скрыться за чертой в своем «домике».
Пойманного «воробушка» «кот» отводит в свой «домик», а игра начинается сначала, но уже без участия пойманного.
Вариант игры: вместо проведенной линии «домиками» для «воробушков» могут служить начерченные на игровой площадке круги, а также скамеечки, кубы или большие обручи.
Смену «кота» воспитатель проводит после 3–5 пойманных им «воробушков».
Подвижная игра «Попади в круг».
Цель: развивать умение бросать предметы в определенное место двумя и одной рукой, развивать глазомер, координацию движений и ловкость.
Ход игры: дети стоят на одной линии, на расстоянии 2–3 шагов от лежащего обруча или корзины. В руках у детей мешочек с песком или мяч, по сигналу воспитателя они бросают мешочки или мячи в цель, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.
Указания к применению: мешочки надо бросать правой и левой рукой.
Трудовая деятельность.
Цель: побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка игрушек перед уходом с прогулки).
Ситуативная беседа «Что тебе нравится в детском саду»-рассматривание иллюстраций, фотографий о жизни в детском саду.
С\р игра « Почта»- совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.
СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ УЛЫБНУЛОСЬ ВЕСЕЛО
Цель: дать понятие о солнце как о небесном светиле, которое освещает все вокруг и согревает растения, животных, землю, воду; развивать познавательные интересы, наблюдательность, устойчивое внимание; формировать умение радоваться ясному деньку, теплому солнечному лучику; обратить внимание на вечернее солнце, заход (закат) солнца, светлое небо.
Ход прогулки
Наблюдение.
Ежедневно обращать внимание детей на солнце. Какая погода сегодня? (Пасмурная или ясная.) Какие участки освещены во время прогулки? Назвать предметы, которые освещает солнце во время прогулки: «Сейчас солнце освещает наши цветы, песок и т. д.». Как греет солнышко? (Тепло.) Как солнышко выглядит? (Круглое, яркое, желтое, теплое.)
Эксперимент.
– Могут ли наши руки почувствовать солнышко? Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Дети за воспитателем тянут руки к солнцу, ладошками вверх, чтобы они ощутили солнечное тепло.) Что произойдет с природой, растениями, животными и людьми, если все время будет ночь? (Рассуждения детей.) После этого дети играют с солнечным зайчиком.
Потешки и народные песенки.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Детки-малолетки.
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Стихи
…Я скажу вам не тая –
Жить без солнышка нельзя!
О. Чусовитина
…Ты идешь и слышишь вслед,
Как солнце говорит: «Малыш, привет!»
О. Чусовитина
Примета.
Солнце вечером покраснело – день будет ветреный.
Опыт «Передача солнечного «зайчика».
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.
Ход опыта: в солнечный день дети рассматривают солнечного зайчика. Обсуждают, как он получается (отражение света от зеркала). Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный зайчик, поставить еще одно зеркало (он отразится еще один раз). Дети на опыте убеждаются в правильность слов воспитателя.
Дидактическая игра «Будь внимательным».
Цель: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.
Ход игры: воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Дети должны сначала назвать летнюю одежду, а затем зимнюю.
Подвижная игра «Ловишки с приседанием».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: с помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре зала. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают, а ловишка ловит. В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.
Русская народная игра «Большой мяч».
Цель: развивать ловкость движений.
Ход игры: для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки, водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ногами, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.
Индивидуальная работа
Игры с мячом. Показать детям различные упражнения с мячом, -закрепить правила безопасности.
Трудовая деятельность.
Цель: формировать умение осуществлять совместные элементарные трудовые действия (вымыть игрушки, положить на солнышко, чтобы просохли, подвести детей к выводу о том, что предметы на солнце высыхают); перед уходом в группу собрать игрушки.
С\Р игра «Супермаркет»- формировать умение детей передавать в игре профессиональные действия продавца, показать особенности коллективного труда, зависимость результатов всего коллектива от качества работы одного.
Беседа «Ребенок и здоровье»- формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
ЧТО ЗА ЧУДО – ДЛИННЫЙ ДОМ!
ПАССАЖИРОВ МНОГО В НЕМ
Цель: формировать умение различать транспорт по внешнему виду, называть, куда, в какую сторону движется автобус; дать понятия «остановка», «движение», «пассажир», «передняя, задняя часть автобуса», «водитель», «проезжая часть», «тротуар»; напомнить значение цветов светофора в дорожном движении; продолжать знакомить с дорожными знаками, обозначающими остановку городского транспорта, переход дороги, движение детей по дороге; закрепить навыки и основы культуры поведения в автобусе.
Ресурсы: игрушки – машины грузовые и легковые, автобус, светофор
Ход прогулки
Наблюдение.
– На чем ваши родители добираются на работу? Какие виды автомобилей знаете? (Жигули, КамАЗ, трамвай, автобус.)
Обратить внимание детей на автобус.
– Кого перевозит автобус? Вам доводилось быть пассажиром автобуса? Кто ведет автобус? Где садимся в автобус? Как надо вести себя в автобусе? (Автобус – пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, одни люди входят и занимают места, другие выходят. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь, в окошко высовываться. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.)
Стихотворение.
На улице нашей Спешат грузовые,
Машины, машины. Фырчат легковые,
Машины-малютки, Торопятся, мчатся,
Машины большие. Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
Я. Тайц
Загадки.
На колесиках коробка,
Чуть проедет – остановка.
(Автобус.)
Что за чудо – длинный дом! Дом по улице идет,
Пассажиров много в нем. На работу всех везет.
Носит обувь из резины Не на курьих тонких ножках,
И питается бензином. А в резиновых сапожках.
(Автобус.) (Автобус.)
Дидактическая игра «Доскажи слово».
Цель: развивать слуховое внимание; умение отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинается иг..
Ры-ры-ры – у мальчика ша..
Ро-ро-ро – у нас новое вед..
Ру-ру-ру –продолжаем мы иг..
Ре-ре-ре – стоит дом на го..
Ри-ри ри – на ветках снеги..
Ар-ар-ар – кипит наш само..
Ры-ры-ры – детей много у го..
Подвижная игра «Пробеги тихо».
Цель: формировать умение бесшумно двигаться.
Ход игры: дети делятся на группы из 4–5 человек. Выбирается водящий, который становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего. Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», – и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы. Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.
Подвижная игра «Кот и мыши».
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: дети-«мыши» сидят в норках. В другой стороне сидит «кот». «Кот» засыпает, и только тогда «мыши» разбегаются по залу. Но «кот» просыпается и начинает ловить «мышей». Они бегут в норки и занимают свои места.
Трудовая деятельность: подметание дорожки, ведущей к участку.
Цель: формировать умение правильно пользоваться вениками, метелками.
Индивидуальна работа по развитию движений
Игры с мячом- закрепить умение ударять мяч о землю и ловить его одной рукой не прижимая к себе.
Сюжетно- ролевая игра
«Дочки- матери»- способствовать обогащению сюжета игры, создать предметно-игровую среду.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕМ
Цель: расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любом времени года.
Ход прогулки
Наблюдение за дождем из окон группы. Почему так потемнело в группе? На улице стало пасмурно, неуютно, солнце спряталось за тучи, поднялся ветер. Птицы спрятались в укрытия. Послушайте, как капли стучат по подоконнику и стекают со стекол. Какие изменения в погоде вы отметили?
Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Приметы: дождь, начавшийся крупными каплями, перестанет быстрее, чем начавшийся мелкими; дождь при солнце скоро прекратится.
Поговорки и пословицы: осень идет и дождь за собой ведет; осенью ложка воды – ведро грязи.
Стихотворение.
НЕДОРАЗУМЕНИЕ
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел... Дождик погулять.
Шел неспешно, по привычке –
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько:
– Ох!
И ушел.
Газон – засох.
О. Бундур
Загадка.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь.)
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Цель: формировать умение дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец – … (горький).
Летом листья зеленые, а осенью… (желтые).
Дорога широкая, а тропинка … (узкая).
Подвижная игра «Жмурки».
Цель: формировать умение внимательно слушать текст.
Ход игры: жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину комнаты, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:
– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне (деревянная посуда для замешивания текста).
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас!
Игроки разбегаются, жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.
Игра малой подвижности «Листопад».
Цель: закрепить знание о цвете, величине осенних листьев; формировать умение передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».
Ход игры: воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Воспитатель. Листья легкие, они медленно летят по воздуху.
(Дети бегают и взмахивают руками.)
Листопад! Листопад!
Листья желтые летят!
Кружатся красивые желтые листочки (действия выполняют дети с желтыми листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.) Прилетел легкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети.)
Воспитатель. Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю… листья.
Воспитатель читает стихотворение В. Мирович «Листопад».
Трудовая деятельность: полив дождевой водой растений в группе (заранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды).
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.
Индивидуальна работа по развитию движений
Игры с обручами- формировать умение перекатывать обруч друг другу
Беседа по ОБЖ
«Опасные предметы»- уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техники.
Сюжетно- ролевая игра
«Семья»- совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
Игры-эксперименты
«Экспериментирование с песком и глиной»- развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПАУКАМИ
Цель: уточнить представление о пауках.
Ход прогулки
– Посмотрите на блестящие нежные ниточки, лежащие на желтой вянущей траве, и на такие же ниточки, летящие по воздуху (повсюду: в лесу, в городах, над травой, в листве). Постарайтесь поймать одну паутинку и рассмотрите ее.
Дети увидят, что к нижнему концу паутинки прикреплен крохотный паучок.
Понаблюдайте, что он будет делать. Сначала он будет лежать неподвижно, потом очнется и, передвигая своими малюсенькими ножками, побежит по ладони. Добежав до края, выпустит паутинку и опустится по ней. Так расселяются паучки. Зацепившись за какой-нибудь засохший листик, он свернется под ним и проспит до весны.
Приметы: паутина стелется по растениям – к теплу; много пауков и их сетей – к ясной погоде; ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.
Поговорки и пословицы: осенняя муха сильнее кусает; осенью серенькое утро, красненький денек; дождь вымочит, а красно солнышко высушит.
Стихотворение.
ПАУЧОК
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок:
Если муха прилетит,
Паутина задрожит,
И охотник из засады
За добычей побежит.
Е. Стюарт
Загадки.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
(Паук.)
Лишь солнце погасло и стало темно,
Как кто-то по небу рассыпал зерно.
Какое? Не знаю… Но лишь добавляю,
Что было блестящим и ярким оно.
(Звезды.)
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?».
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.
Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
– Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)
– Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.)
Подвижная игра «Дети и волк».
Цель: формировать умение понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения, развивать двигательные умения и навыки.
Ход игры: выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:
Дети по лесу гуляли,
Землянику собирали.
Много ягодок везде –
И на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали…
И глазища засверкали…
Дети, дети, не зевайте,
Волк за елью – убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.
Подвижная игра «Жуки».
Цель: развивать ритмичную, выразительную речь и координацию движений.
Ход игры: дети-«жуки» сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я жук, я тут живу, жужжу, жужжу: ж-ж-ж».
По сигналу педагога «жуки» летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь» возвращаются в домики.
Труд на участке: помощь дворнику в уборке территории.
Познавательно исследовательская деятельность
Опыт «Ветер и песок»- расширять знания о свойствах песка.
Индивидуальна работа по развитию движений
Прыжки через скакалку развитие гибкости, осанку, чувство равновесия и координации движений.
Сюжетно- ролевая игра
«Больница », сюжет: « На приеме у врача»- способствовать обогащению сюжета игры, создать предметно-игровую среду.
Беседа социально- нравственного характера
«Скромность и хвастовство»?»- закреплять полученные знания воспитанников, формировать представление как о положительной черте характера.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЕТРОМ
Цель: формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Ход прогулки
– Определите силу ветра, наблюдая за деревьями (слабый ветер колеблет ветки деревьев, сильный – свистит около домов, качает небольшие деревья, а самый сильный ветер качает большие деревья, ломает ветки и сучья). В ветреную погоду предложите походить по ветру и против ветра. Когда было труднее идти? Как можно назвать погоду, если сильный ветер?
Приметы: облака движутся против ветра – к похолоданию; направление ветра и движение облаков неодинаково – к дождю.
Поговорки и пословицы: холоден батюшка сентябрь – да кормить горазд; в сентябре прохладно – да сытно.
Стихотворение.
ВЕТЕР
С поля, с моря, с дальних гор
Ветры к нам летят во двор.
Первый ветер вербу мнет,
А второй березу гнет,
Третий ветер дуб ломает,
Тучи пыли поднимает.
Ты глаза не засори,
Отвернись и не смотри.
Разлетимся, как ветры.
Раз, два, три.
П. Воронько
Загадка.
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то он спешит.
(Ветер.)
Дидактическая игра «Какое время года?».
Цель: формировать умение соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Подвижная игра «Совушка».
Цель: упражнять в умении неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры: играющие свободно располагаются в зале или на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются на площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д. Неожиданно воспитатель произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, идет подсчет, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Цель: формировать умение быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Ход игры: выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках». «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в «домик», тогда «заяц», стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца», он сам становится им, а «заяц» – «охотником».
Индивидуальная работа: упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен, в непрерывном беге продолжительностью до 1 минуты
Трудовая деятельность:
Коллективный труд на участке «Помогаем собирать урожай»- формировать умение детей коллективно выполнять задание.
Сюжетно- ролевая игра:
«Детский сад»- закреплять умение детей самостоятельно договариваться о последовательности совместных действий, распределять роли, подбирать атрибуты, обыгрывать ситуации, пользуясь полученными знаниями.
Игры эксперименты: «Песчаный конус»- помочь определить, может ли песок двигаться.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КОШКОЙ
Цель: уточнить и расширить представление о кошке; развивать речь, мышление; воспитывать интерес к животным.
Ход прогулки
– Понаблюдайте, как кошка охотится за птицей. Кошка может часами караулить зазевавшуюся птицу. Причем она не просто сидит, а все время прислушивается: не раздается ли подозрительный шорох, не приближается ли кто-нибудь к ней – и одновременно не спускает глаз со стайки птиц.
– Обратите внимание, как мама кошка заботливо относится к своим котятам; вылизывает им шерстку, приносит им угощение (рыбку), оставленное поваром детского сада, охраняет их сон. Когда котята играют на улице, кошка всегда находится рядом. Кажется, что она спит, пригревшись на солнце. На самом деле она зорко следит, чтобы котята не забежали слишком далеко и чтобы к ним никто чужой не приблизился. Понаблюдайте за игрой котят: они кувыркаются, кусают друг друга, гоняются за травинками и пушинками, набрасываются друг на друга. А когда устанут, все спят вповалку друг на друге или у мамы под теплым и мягким бочком. Когда котята подрастут, наберутся сил, приспособятся к окружающему миру и мама кошка научит их самих добывать пищу, они будут уходить далеко от мамы, а потом и вовсе начнут жить своей жизнью.
Приметы: кошка греется на солнышке – к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: в июле солнце без огня горит; в июле солнце ликует.
Стихотворения.
СЧИТАЛОЧКА ДЛЯ КОШКИ
1, 2, 3, 4, 5.
Кошка учится считать,
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка – есть, а мышки – нет!
НАШ КОТЕНОК
У котенка шерстка гладкая,
И она, наверно, сладкая,
Потому что Васька рыжий,
Часто-часто шерстку лижет.
Р. Селянин
Загадка.
Мордочка усатая,
Шубка мохнатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)
Дидактическая игра «Доскажи слово».
Цель: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинается иг..
Ры-ры-ры – у мальчика ша..
Ро-ро-ро – у нас новое вед..
Ру-ру-ру –продолжаем мы иг..
Ре-ре-ре – стоит дом на го..
Ри-ри ри – на ветках снеги..
Ар-ар-ар – кипит наш само..
Ры-ры-ры – детей много у го..
Подвижная игра «Пробеги тихо».
Цель: формировать умение бесшумно двигаться.
Ход игры: дети делятся на группы из 4–5 человек. Выбирается водящий, который становится в середине зала. По сигналу одна группа бежит мимо водящего. Дети должны бежать бесшумно. Если водящий услышит шум шагов, он говорит: «Стой», – и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, ведущий показывает, где слышит шум. Если он указал правильно, дети отходят в сторону; если ошибся, они возвращаются на свои места и бегут снова. Так бегут поочередно все группы. Выигрывает та группа, которую не услышал водящий.
Подвижная игра «Кот и мыши».
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, действовать после сигнала.
Ход игры: дети-«мыши» сидят в норках. В другой стороне сидит «кот». «Кот» засыпает, и только тогда «мыши» разбегаются по залу. Но «кот» просыпается и начинает ловить «мышей». Они бегут в норки и занимают свои места.
Труд на участке: навести порядок возле песочницы, собрать в нее песок.
Индивидуальное взаимодействие: Выполнять бросок из-за головы двумя руками.
Беседа по ОБЖ: «Безопасность на площадке»- закрепить и расширить знания правил безопасности на площадке.
Сюжетно ролевая игра:
«Дочки-матери»- способствовать развитию игрового замысла.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОГОДОЙ
В СОЛНЕЧНЫЙ (ПАСМУРНЫЙ) ДЕНЬ
Цель: обобщать первичные представления об осени; воспитывать интерес к явлениям неживой природы; развивать эстетическое восприятие природных явлений.
Ход прогулки
– Посмотрите на небо и скажите, что на нем? (Солнце, облака или тучи.) Какое солнце? (Яркое, слепящее, теплое, желтое, лучистое.) Какое небо? (Голубое, высокое.) Вывод: погода сегодня солнечная, сухая, теплая. Есть ли ветер, качаются ли на деревьях ветки, в какую сторону наклоняются? Определите силу ветра: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, если ветки потолще – средний, если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный. Вывод: погода сегодня ветреная (безветренная, тихая), теплая, поэтому мы с вами легко одеты, только кофты и свитера поверх платьев и рубашек.
Облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Облака в разную погоду бывают разными (медленно ползут темные, почти черные облака, их называют тучами, из них обычно идет дождь; если облака белые, прозрачные, едва скрывают солнце, то такие облака не меняют ясную погоду).
Приметы: теплая осень к долгой зиме; осенью серенькое утро – так жди красного денька.
Поговорки и пословицы: осень – погоды перемен восемь; от осени к лету – поворота нету.
Стихотворение.
ОСЕНЬ
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый –
Желто-розовый, кленовый.
В. Авдиенко
Загадки.
Что за месяц к нам пришел?
Золотом расшил кругом
Сад и лес, поля и луг,
Изменил он все вокруг.
(Сентябрь.)
Время года отгадай!
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.
(Осень.)
Дидактическая игра «Какое что бывает?».
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.
Ход игры: расскажите, что бывает:
зеленым – огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка…
широкой – река, дорога, лента, улица и т. д.
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
Подвижная игра «Удочка».
Цель: формировать умение правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.
Подвижная игра «Найди себе пару».
Цель: формировать умение быстро бегать, не мешая друг другу; уточнить названия цветов.
Ход игры: воспитатель раздает разноцветные флажки по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре принимает участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.
Трудовая деятельность:
Обрезка кустарников и цветов (совместно с воспитателем)- обсудить с детьми назначение данной операции. Воспитывать трудолюбие.
Индивидуальная работа: упражнение «Попади в обруч»- развивать глазомер, точность движений.
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»- формировать умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы, определять своё место и роль в семье.
Игры- эксперименты:
Игры с песком: постройка замка- развивать умение детей самостоятельно продумывать план постройки, делать постройку прочной, использовать различные игрушки, природные материалы.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕМЕНАМИ РАСТЕНИЙ
Цель: закрепить знания о растениях, их основных частях; воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям, расширять словарный запас.
Ход прогулки
– Рассмотрите плоды клена, найдите в них семечко. Покажите, какой высоты могут достигать деревья, выросшие из маленького семечка.
Рассмотреть семена бархатцев, одуванчика и календулы. Каково назначение семян? Обратите внимание на разное количество семян у растений, на их форму и различные приспособления к распространению.
Опыт. Подбросьте семена растений вверх. Понаблюдайте за их полетом.
Вывод: лучше всех приспособлены к распространению при помощи ветра семена одуванчика, они легкие, у них есть парашютики. Остальные семена тоже могут лететь, но уже не на такое большое расстояние.
Приметы: осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы; ветки ели и сосны опускаются вниз – к дождю.
Поговорки и пословицы: плод дерева ешь, а кору не снимай; яблоко от яблоньки недалеко откатится.
Стихотворения.
Вьется в воздухе листва,
В желтых листьях вся Москва.
У окошка мы сидим
И глядим наружу,
Шепчут листья: «Улетим»,–
И ныряют в лужу.
Ю. Коринец
ЛИСТОПАД
Листопад, листопад, Желтый двор, желтый дом,
Листья желтые летят, Вся земля желта кругом.
Желтый клен, желтый бук Желтизна, желтизна,
Желтый в небе солнца круг. Значит, осень – не весна!
В. Мирович
Загадка.
Малые детки сидят на ветке,
Как подрастут – на землю упадут.
(Семена.)
Дидактическая игра «Да или нет».
Цель: формировать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?
Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?
Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?
Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?
Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?
Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?
Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом).
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом … (не бывает).
Снег зимой … (бывает).
Мороз летом … (не бывает).
Капель летом … (не бывает).
Подвижная игра «Найди себе пару».
Цель: формировать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга; уточнить знания цвета.
Ход игры: воспитатель раздает детям разноцветные флажки по количеству играющих. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное количество детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.
Подвижная игра «Жадный кот».
Цель: дифференциация звуков [ш]–[ж]; развитие ловкости.
Ход игры: выбирается водящий, он «кот». «Кот» садится в угол площадки и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю и в рот». Остальные дети – «мышки». Они проходят мимо «кота» и испуганно шепчут: «Тише, тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами «кот» выскакивает и ловит «мышей». Кто попался «коту» в лапы, должен произнести 5–6 раз слова «тише» и «ближе». Затем роль «кота» передается другому ребенку.
Трудовая деятельность:
Обрезка кустарников и цветов (совместно с воспитателем)- обсудить с детьми назначение данной операции. Воспитывать трудолюбие.
Индивидуальная работа: Упражнение «Змейка»- развивать мыщцы туловища, конечностей, повышать гибкость.
Сюжетно- ролевая игра:
«Магазин»- формировать у детей умение распределять роли, способствовать развитию игрового сюжета.
Игры с мозаикой- создавать условия для развития пространственного мышления, мелкой моторики.
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ
Цель: расширять представление о взаимосвязи природы и человека, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, уважение к труду людей, стремление помогать им.
Ход прогулки
– Какими орудиями труда пользуется дворник, во что одет, зачем он убирает участки? Вспомните правила безопасной работы с граблями. Давайте поможем дворнику. После работы с садовым инвентарем его нужно привести в порядок: очистить от земли и отнести в специально отведенное место, в кладовку дворника или в группу.
Приметы: кукушка кукует – будет хорошая погода; осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к теплой.
Поговорки и пословицы: знать осень в октябре по грязи; в октябре на одном часу и дождь, и снег.
Стихотворения. А. Плещеев. «Туча небо кроет…»; А. С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…».
Загадка.
Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет. (Метла.)
Татарская народная игра «Угадай и догони».
Цель: развитие внимания, ловкости.
Ход игры: играющие садятся на скамейку или траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.
Правила игры: в случае, если водящий не поймет товарища, можно повторить имя еще раз. Как только поймает игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.
Татарская народная игра «Лисичка и курочки».
Цель: развитие двигательной активности.
Ход игры: на одном конце площадки находятся в «курятнике» «куры» и «петухи». На противоположном – стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т. д. Когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.
Правила игры: если «лисичке» не удается запятнать кого-либо из игроков, то снова водит.
Трудовая деятельность
Уборка на участке- поощрять желание детей поддерживать порядок на участке, помочь организовать работу, подобрать инвентарь.
Индивидуальная работа: упражнение в прыжках.
Сюжетно- ролевая игра:
«Больница» - вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия
Игры- эксперименты: с водой «Поможем воде стать чистой»- развивать логическое мышление и умение последовательно излагать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...