Выступление на педсовете. Тема: "Развитие конструктивного мышления у старших дошкольников".
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Долгопрудный
детского сада общеразвивающего вида №13
«В гостях у сказки»
Выступление на педсовете
«Развитие конструктивного мышления у старших дошкольников»
Подготовила и провела:
Ткаченко С.А.
г. Долгопрудный
Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, а умение конструктивно мыслить - актуальным и современным, потому что на сегодняшний день остаётся одной из основ математического развития дошкольников
Формирование конструктивного мышления начинается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст - время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления.
Конструктивная деятельность является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации детьми дошкольного возраста. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.
Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его математического развития. Тесная связь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного воображения, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического образования детей дошкольного возраста.
В.В.Абашина считает, что математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий . Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их "конструировать" предметами, знаками и словами.
Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления.
При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями.
Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в трехмерном пространстве. Пространственные представления - это образы памяти или образы воображения, т.е. пространственные характеристики объектов: форма, величина, взаимоположение составных частей, расположение их на плоскости или в пространстве.
Пространственное мышления - это одна из характеристик математических способностей, его необходимо формировать и развивать, в частности, через формирование конструктивного мышления ребенка.
Под конструктивным мышлением детей старшего дошкольного возраста понимают умение видеть объект в комплексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, т.е. (из математики) умение видеть невидимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать).
Таким образом, конструктивные умения - это:
- умение узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение абстрагироваться);
- умение собрать объект из готовых частей (синтезировать);
- умение расчленить, выделить составные части (анализировать);
- умение видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами.
Формирование всех этих умений зависит от уровня стимуляции и развития наглядно-образно-словесного и наглядно-действенно-словесного (в терминологии Т.В. Розановой) видов мышления у детей дошкольного возраста как необходимого промежуточного этапа в становлении полноценного конструктивного вида мышления на дальнейших этапах развития.
Таким образом, конструктивное мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, перейти от неопределенного отношения к ясному видению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета для родителей по теме "Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников"
Работа с родителями проводится для формирования у них «педагогической компетентности» по развитию грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста.Материал может быть использован ка...
творческий проект по теме:"Развитие изобразительных навыков в рисовании старших дошкольников на этапе подготовки к школе".
теоретическая часть проекта....
Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр»
Представляем опыт работы воспитателя МБДОУ №430 Якимычевой Ирины Сергеевны по теме:«Развитие познавательной и творческой инициативы старших дошкольников через использование логико – математических игр...
Презентация на тему "Развитие нравственно - трудовых качеств у старших дошкольников посредством разнообразной трудовой деятельности".
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....
Обобщение опыта на тему: "Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"
Обощение опыта на тему ""Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания"...
Выступление к педсовету. Тема: «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр».
Выступление к педсовету. Тема: «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр»....
Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"
Отчет воспитателя о самообразование на тему "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...