«У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»»
консультация (младшая группа)
Тренинг для родителей
на тему
«У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Тренинг для родителей
на тему
«У ребенка кризис 3 лет. Что делать?»»
Подготовила:
Смолина Анастасия Владимировна, воспитатель
Рубцовск, 2020
Родители испытывают трудности в общении с 3-летним ребенком? Скорее всего, он переживает кризис. Чтобы ситуация не усугубилась, когда дошкольник придет в группу детского сада, организуйте встречу с родителями и проведите тренинг. Пригласите педагога-психолога, который поможет им выстроить взаимоотношения с ребенком.
Каждый родитель сталкивается с тем, что примерно в возрасте 3 лет поведение ребенка меняется. Он капризничает, не слушается взрослых, хочет все делать сам. При этом не всегда может быстро и правильно выполнить простейшие действия: одеться, умыться, покушать, собрать игрушки.
В этот период педагоги должны помочь родителям, подсказать, как общаться с дошкольником, чтобы не навредить ему, правильно организовать процесс воспитания в семье и самим получать удовольствие от взаимодействия с ребенком. Для этого недостаточно бесед и консультаций. Совместно определить признаки того, что ребенок переживает кризис 3 лет, и найти подход к нему в этот период поможет тренинг.
Предлагаем опыт проведения тренинга с элементами квест-игры «Кризис 3 лет преодолеем без потерь»
Цели тренинга:
- выработать правила общения с детьми 3 лет;
- повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей;
- сформировать у родителей психологическую готовность к общению с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.
Задачи:
- сформировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;
- сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;
- развить способность понимать эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним;
- снять эмоциональное напряжение;
- обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.
Место проведения – музыкальный зал.
Продолжительность – 1–1,5 часа.
Участники: родители детей младшего дошкольного возраста, которые столкнулись с проблемами в общении с ними в период кризиса; педагог-психолог, воспитатель и другие приглашенные специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).
Какие материалы и оборудование понадобятся для тренинга?
- Декоративное оформление помещения, которое создаст творческую атмосферу.
- Клубок ниток.
- Листы с изображением двух ладоней (для каждого участника).
- Карточки с заданием «Особенности поведения»; ребус.
- Листы бумаги, карандаши, клей, журнальные вырезки для фотоколлажа «Я и мой ребенок».
- Задания для квеста: 2 кроссворда; карточки с изображениями животных; филфорд; анаграмма; карточки с частями слова.
- Видео- и аудиоаппаратура и аудиозаписи: музыка А. Рыбникова «Вступительная тема» из к/ф «Усатый нянь» (режиссёр В. Грамматиков); спокойная музыка.
- Памятка для родителей (по количеству участников).
Какую предварительную работу провести
Чтобы тренинг принес ожидаемые результаты, к нему необходимо подготовиться. Прежде всего проинформировать родителей о предстоящем мероприятии – вывесить информацию о тренинге на стенде. Затем изготовить пригласительные билеты и бейджики с именами родителей.
Перед тренингом нужно провести среди родителей анкетирование и выяснить, с какими проблемами в общении с ребенком они сталкиваются, как изменилось его поведение, с чем это может быть связано по их мнению.
Необходимо сделать видеозапись игр, занятий и режимных моментов, чтобы у родителей была возможность понаблюдать и проанализировать, как ведут себя дети в группе в детском саду.
Чтобы продемонстрировать достижения дошкольников, показать, что воспитанники не капризные 3-летние малыши (как часто кажется родителям), а личности со своими характерами, индивидуальностью, нужно оформить два стенда размером 50×50 см с фотографиями детей и рисунками на тему «Я сам» и мини-альбом «Вот я какой!».
Также необходимо подобрать раздаточный материал (карточки, листы с заданиями), составить ребусы, кроссворды, анаграмму, подготовить памятки для родителей.
7 признаков того, что ребенок переживает кризис 3 лет 1. Бунтует, пытается быть самостоятельным, учится все делать сам. 2. Демонстрирует негативные реакции, которые направлены не на просьбу (требования, пожелания), а на конкретного взрослого (например, на маму, воспитателя). 3. Протестует против порядка, предметов, которые его окружают, не реагирует на просьбы и требования взрослых. 4. Проявляет упрямство, настойчивость, своеволие. 5. Стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что ему нужно. 6. Постоянно говорит «не хочу», часто действует наоборот: мама зовет, а ребенок убегает; просит быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. 7. Не ценит то, что было для него важным и интересным, бросает любимые игрушки, вырывает страницы из книжек, грубит. |
Как проводить тренинг
В начале тренинга ведущий (воспитатель или педагог-психолог) проводит игру, чтобы настроить участников на творческую атмосферу, и одновременно делит их на группы. Затем члены каждой группы формулируют принципы предстоящей работы:
- добровольное участие;
- открытое общение;
- активная позиция каждого участника;
- безоценочные суждения;
- безоценочное наблюдение (здесь и сейчас, когда внимание направлено на то, что совершается в данный момент).
Установка на предстоящую деятельность нужна не только для того, чтобы участники сформулировали задачи, которые они решают с помощью тренинга. Она формирует позицию родителя по отношению к ребенку: не следует вести себя как диктатор, нужно выслушивать и стараться понять своего ребенка. Здесь важна и личность самого родителя, поэтому прежде чем перейти к обсуждению поведения детей, педагог-психолог обращает внимание на самих участников тренинга – просит их рассказать, чем каждый из них увлекается.
Основная часть начинается с выявления положительных качеств детей, чьи родители принимают участие в тренинге. Затем они переходят к обсуждению изменений, которые они отметили в поведении детей: ребенок стал капризным, грубит взрослым, не слушает никого, хочет все делать сам, а у него не получается. Педагог-психолог объясняет, что это особенности кризиса 3 лет. А чтобы сформулировать их, предлагает принять участие в квест-игре.
Квест-игра заключается в поиске 7 симптомов кризиса 3 лет. После каждого задания педагог-психолог комментирует симптом. В конце игры он обобщает результаты, формулирует общие особенности поведения ребенка 3 лет. Их можно показать на экране в виде слайда.
Ведущий обращает внимание родителей на то, что в общении участвуют две стороны, и взрослым необходимо определить свою позицию по отношению к ребенку. Для этого он просит описать ее в метафорической форме. Педагог-психолог объясняет, что часто у родителей возникает чувство вины, когда они не справляются со своими эмоциями и ситуацией в целом. И от этого чувства нужно избавляться.
Когда позиции сторон определены, необходимо выработать общую стратегию поведения. Для этого педагог-психолог просит родителей изобразить в виде фотоколлажа, каким они видят будущее свое и ребенка. Затем участники совместно обсуждают работы, формулируют правила общения с ребенком. Их также можно продемонстрировать с помощью слайдов.
В заключение тренинга ведущий проводит рефлексию. Родители рассказывают, что они узнали о воспитании 3-летнего ребенка и на что теперь будут ориентироваться в общении с ним. Прежде чем закончить тренинг, ведущий раздает родителям памятки «Как вести себя с ребенком в кризисный период».
Итоги тренинга
Данная форма взаимодействия с родителями эффективна. Они получили ответы на свои вопросы, конкретные рекомендации, обменялись опытом семейного воспитания.
Проведите тренинг перед началом учебного года. Это поможет родителям выстроить нормальное общение с ребенком и облегчит адаптационный период.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знаете ли вы своего ребенка? (кризис 3-х лет и как с ним справиться?)"
В определенный момент характер и поведение 2-х-3-хлетнего ребенка резко менятеся, родители отмечают его строптивость, несговорчивость, стремление делать все наоборот. Что произошло и как справиться с ...
Родительское собрание. Третий год жизни ребенка: кризис упрямства или эпоха "Я сам!"
Цель мероприятия:1. Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».2. Помочь родителям осознать причины капризов и упрям...
Групповое родительское собрание Тема: «У ребенка кризис 3-лет. Что делать?»
Групповое родительское собраниеТема: «У ребенка кризис 3-лет. Что делать?»2младшая группаМДОУ детский сад «Сказка» Воспитатели: Балдина Л.В.Алексеева М.В....
Если у ребенка кризис 3-х лет. Рекомендации для родителей.
Кризис 3-х лет. Рекомендации для родителей. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22010251","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Воспит...
Как быть, если у ребенка кризис 3х лет
статья будет полезна для родителей, педагогов, психологов, и другим специалистам. Раскрыты вопросы признаков кризиса, а так же причин и стратегий сглаживания кризиса 3х лет....
Семинар - практикум для родителей и детей. Третий год жизни ребенка:кризис упрямства или "Я сам"!
Цель мероприятия:Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...
Семинар - практикум для родителей. Третий год жизни ребенка: кризис упрямства или "Я сам"!
Семинар - практикум для родителей. Третий год жизни ребенка: кризис упрямства или "Я сам"!...