Психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста
статья
Детские болезни – это самое главное испытание для родителей. Во многих исследованиях было выявлено, что на частоту возникновения болезней у детей дошкольного возраста в большинстве случаев не влияет то обстоятельство, посещает ли ребенок дошкольное учреждение или сидит дома с мамой. Однако, проявление психосоматических симптомов подстерегают ребенка как дома, так и в дошкольном учреждении. Детская психосоматика, в отличие от взрослых, имеет свою особенность: дети не могут самостоятельно справиться с теми признаками и проявлениями, с которыми справляются взрослые. Они не понимают, что происходит, и у них могут наблюдаться разные эмоциональные реакции (агрессивность, подавленность, неуверенность, страх, плаксивость и т.д.). Ребенок подсознательно запускает механизм, приводящий к возникновению того или иного заболевания. Иногда дети находят выгоды в тех или иных болезнях. Они понимают, что мама с ними рядом, заботится о них, жалеет их, поэтому они прибегают к такой схеме каждый раз, когда чувствуют себя одинокими, ненужными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psihosom.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель 1кв. категории
ГБДОУ детский сад №37
Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Кондрашова Е.А
Детские болезни – это самое главное испытание для родителей. Во многих исследованиях было выявлено, что на частоту возникновения болезней у детей дошкольного возраста в большинстве случаев не влияет то обстоятельство, посещает ли ребенок дошкольное учреждение или сидит дома с мамой. Однако, проявление психосоматических симптомов подстерегают ребенка как дома, так и в дошкольном учреждении. Детская психосоматика, в отличие от взрослых, имеет свою особенность: дети не могут самостоятельно справиться с теми признаками и проявлениями, с которыми справляются взрослые. Они не понимают, что происходит, и у них могут наблюдаться разные эмоциональные реакции (агрессивность, подавленность, неуверенность, страх, плаксивость и т.д.). Ребенок подсознательно запускает механизм, приводящий к возникновению того или иного заболевания. Иногда дети находят выгоды в тех или иных болезнях. Они понимают, что мама с ними рядом, заботится о них, жалеет их, поэтому они прибегают к такой схеме каждый раз, когда чувствуют себя одинокими, ненужными.
Можно составить портрет «психосоматического ребенка», опираясь на информацию, полученную от родителей. У ребенка может наблюдаться:
- часто повторяющиеся и хронические заболевания;
- обострение заболевания может быть вызвано следующими факторами: стресс, сильная эмоциональная реакция на событие, психотравмирующее событие и т.д.;
- любые кожные заболевания, не вызванные внешними факторами;
- аллергические реакции;
- заболевания, в основе которых лежат функциональные нарушения;
- заболевания, причины которых не объясняет традиционная медицина;
- не наследуемые, но семейные заболевания (т.е. заболевания, не передающиеся, но наблюдающиеся у разных поколений).
Выявление всех этих особенностей ребенка в совокупности помогают нам говорить о том, что у ребенка имеются психосоматические проявления.
У дошкольников от 3 до 5 лет главная отрицательная эмоция, проявляющаяся в виде психосоматической реакции, – агрессия. Возникновение агрессивных эмоций у малыша - следствие психического напряжения (не смог собрать пирамидку, застегнуть пуговицу, надеть перчатку), и нужно помочь ребенку снять его. Дети еще не умеют избавляться от такого напряжения. Они кричат, топают ногами, машут руками, давая выход моторному проявлению негативных чувств. Кстати, это - наиболее здоровый способ. Иначе в лучшем случае формируются телесные зажимы, а в худшем накапливается агрессия.
Обсуждать с родителями данную проблему нужно на консультации. Родителям необходимо научить ребенка говорить о своих чувствах и эмоциях, постепенно расширять эмоциональный словарь. Не оставляйте ребенка наедине со своими сильными чувствами - ведь он не знает, что с ними делать! Опускаясь на один уровень с ребенком и обсуждая его эмоциональное состояния, вы создаете личность, которая сможет регулировать свои эмоциональные проявления и не будет «уходить» в психосоматическую болезнь.
Работа с родителями:
1. Просветительская работа. Лекции, беседы по особенностям заболевания, которые проводятся с детьми и родителями.
2. Практическая часть. Родители и дети обучаются элементам самоконтроля за течением болезни, телесным техникам, дыхательной гимнастике, и т.д. В работе могут использоваться презентации, альбомы, памятки, видеофильмы и литература для чтения.
В работе с детьми можно использовать коммуникативные игры и имитационные, например:
- «Живые бусы»
- «Я хороший»
- «Смешинки»
- «Дождик и ромашка»
- «Царевна Несмеяна» и т.д.
- Игра-имитация «Ласковые травинки»
- Игра-имитация «Комнатное растение»
- Игра-имитация «Ласковый котенок» и т.д.
Также важно понимать, что самооценка ребенка колеблется в разных ситуациях, и даже при благоприятных обстоятельствах он не всегда может быть успешным. Поэтому использование приемов повышения самооценки позволит родителям избежать психосоматических проявлений у ребенка.
Ю. Б. Гиппентрейтер рекомендует следующее:
1. Безусловно, принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания, и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Часто обнимать (лучше по 8 раз в день).
11. Не требовать от ребенка невозможного.
12. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
13. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого, но их не должно быть слишком много. Они должны быть гибкими и согласованы взрослыми между собой.
14. Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
15. Важно обращать внимание на интонацию в общении. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
16. Формировать у ребенка положительное отношение к себе, которое является основой психологического выживания.
Важным условием формирования гармоничной личности, является психически благополучная семья. Поэтому важно, чтобы родители были психически компетентны; старались понимать и ценить ребенка; делиться положительными эмоциями, а не подавлять их; самое главное - будут любить и заботиться друг о друге, тогда можно будит рассчитывать, что ребенок станет более стрессоустойчивым и, соответственно здоровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
Особая острота проблемы связана с тем фактом, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношений. Поэтому опытные воспитатели и психологи интуитив...
методичка по теме самообразования "Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста".
Эффективные практические советы по коррекции поведенческих проблем и профилактике личностных расстройств детей старшего дошкольного возраста. Применяю на практике. Помогает!...
Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста
5-7 лет -это возраст возникновения личностных растройств. В данной статье расматриваются не все личностные расстройства, а лишь те, которые в психотерапевтической литературе от...
Психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста.
ВведениеПсихосоматические соотношения это проблема не сегодняшнего дня и не только медицинская и социальная проблема. В широком смысле этого слова - это проблема существования человека.На сегодн...
АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции психосоматических проявлений у детей дошкольного возраста
Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбужд...
Значение семьи в предупреждении психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Психосоматика –это психологическое состояние,которое сказывается на физическом состоянии.Эта взаимосвязь и называется психосоматикой(слово состоит из двух греческих корней: психэ – ду...
Значение семьи в предупреждении психосоматических растройств у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Презентация для педагогов ДОУ. Что такое психосоматика; Категории детей наиболее подверженных психосоматическим растройствам; профилактика растройств....