Психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста
статья

Кондрашова Евгения Алексеевна

Детские болезни – это самое главное испытание для родителей. Во многих исследованиях было выявлено, что на частоту возникновения болезней у детей дошкольного возраста в большинстве случаев не влияет то обстоятельство, посещает ли ребенок дошкольное учреждение или сидит дома с мамой. Однако, проявление психосоматических симптомов подстерегают ребенка как дома, так и в дошкольном учреждении. Детская психосоматика, в отличие от взрослых, имеет свою особенность: дети не могут самостоятельно справиться с теми признаками и проявлениями, с которыми справляются взрослые. Они не понимают, что происходит, и у них могут наблюдаться разные эмоциональные реакции (агрессивность, подавленность, неуверенность, страх, плаксивость и т.д.). Ребенок подсознательно запускает механизм, приводящий к возникновению того или иного заболевания. Иногда дети находят выгоды в тех или иных болезнях. Они понимают, что мама с ними рядом, заботится о них, жалеет их, поэтому они прибегают к такой схеме каждый раз, когда чувствуют себя одинокими, ненужными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihosom.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель 1кв. категории

 ГБДОУ детский сад №37

Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Кондрашова Е.А

Детские болезни – это самое главное испытание для родителей. Во многих исследованиях было выявлено, что на частоту возникновения болезней у детей дошкольного возраста в большинстве случаев не влияет то обстоятельство, посещает ли ребенок дошкольное учреждение или сидит дома с мамой. Однако, проявление психосоматических симптомов подстерегают ребенка как дома, так и в дошкольном учреждении. Детская психосоматика, в отличие от взрослых, имеет свою особенность: дети не могут самостоятельно справиться с теми признаками и проявлениями, с которыми справляются взрослые. Они не понимают, что происходит, и у них могут наблюдаться разные эмоциональные реакции (агрессивность, подавленность, неуверенность, страх, плаксивость и т.д.). Ребенок подсознательно запускает механизм, приводящий к возникновению того или иного заболевания. Иногда дети находят выгоды в тех или иных болезнях. Они понимают, что мама с ними рядом, заботится о них, жалеет их, поэтому они прибегают к такой схеме каждый раз, когда чувствуют себя одинокими, ненужными.

Можно составить портрет «психосоматического ребенка», опираясь на информацию, полученную от родителей. У ребенка может наблюдаться:

  • часто повторяющиеся и хронические заболевания;
  • обострение заболевания может быть вызвано следующими факторами: стресс, сильная эмоциональная реакция на событие, психотравмирующее событие и т.д.;
  • любые кожные заболевания, не вызванные внешними факторами;
  • аллергические реакции;
  • заболевания, в основе которых лежат функциональные нарушения;
  • заболевания, причины которых не объясняет традиционная медицина;
  • не наследуемые, но семейные заболевания (т.е. заболевания, не передающиеся, но наблюдающиеся у разных поколений).

Выявление всех этих особенностей ребенка в совокупности помогают нам говорить о том, что у ребенка имеются психосоматические проявления.

У дошкольников от 3 до 5 лет главная отрицательная эмоция, проявляющаяся в виде психосоматической реакции, – агрессия. Возникновение агрессивных эмоций у малыша - следствие психического напряжения (не смог собрать пирамидку, застегнуть пуговицу, надеть перчатку), и нужно помочь ребенку снять его. Дети еще не умеют избавляться от такого напряжения. Они кричат, топают ногами, машут руками, давая выход моторному проявлению негативных чувств. Кстати, это - наиболее здоровый способ. Иначе в лучшем случае формируются телесные зажимы, а в худшем накапливается агрессия.

Обсуждать с родителями данную проблему нужно на консультации. Родителям необходимо научить ребенка говорить о своих чувствах и эмоциях, постепенно расширять эмоциональный словарь. Не оставляйте ребенка наедине со своими сильными чувствами - ведь он не знает, что с ними делать! Опускаясь на один уровень с ребенком и обсуждая его эмоциональное состояния, вы создаете личность, которая сможет регулировать свои эмоциональные проявления и не будет «уходить» в психосоматическую болезнь.

Работа с родителями:

1. Просветительская работа. Лекции, беседы по особенностям заболевания, которые проводятся с детьми и родителями.

2. Практическая часть. Родители и дети обучаются элементам самоконтроля за течением болезни, телесным техникам, дыхательной гимнастике, и т.д. В работе могут использоваться презентации, альбомы, памятки, видеофильмы и литература для чтения.

В работе с детьми можно использовать коммуникативные игры и имитационные, например:

  • «Живые бусы»
  • «Я хороший»
  • «Смешинки»
  • «Дождик и ромашка»
  • «Царевна Несмеяна» и т.д.
  • Игра-имитация «Ласковые травинки»
  • Игра-имитация «Комнатное растение»
  • Игра-имитация «Ласковый котенок» и т.д.

Также важно понимать, что самооценка ребенка колеблется в разных ситуациях, и даже при благоприятных обстоятельствах он не всегда может быть успешным. Поэтому использование приемов повышения самооценки позволит родителям избежать психосоматических проявлений у ребенка.

Ю. Б. Гиппентрейтер рекомендует следующее:

1. Безусловно, принимать ребенка.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Часто обнимать (лучше по 8 раз в день).

11. Не требовать от ребенка невозможного.

12. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

13. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого, но их не должно быть слишком много. Они должны быть гибкими и согласованы взрослыми между собой.

14. Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

15. Важно обращать внимание на интонацию в общении. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

16. Формировать у ребенка положительное отношение к себе, которое является основой психологического выживания.

Важным условием формирования гармоничной личности, является психически благополучная семья. Поэтому важно, чтобы родители были психически компетентны; старались понимать и ценить ребенка; делиться положительными эмоциями, а не подавлять их; самое главное - будут любить и заботиться друг о друге, тогда можно будит рассчитывать, что ребенок станет более стрессоустойчивым и, соответственно здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста.

Особая острота проблемы связана с тем фактом, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношений. Поэтому опытные воспитатели и психологи интуитив...

методичка по теме самообразования "Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста".

Эффективные практические советы по коррекции поведенческих проблем и профилактике личностных расстройств детей старшего дошкольного возраста. Применяю на практике. Помогает!...

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста

5-7 лет -это возраст возникновения личностных растройств.  В данной статье расматриваются не все  личностные расстройства, а  лишь те, которые в психотерапевтической литературе  от...

Психосоматические расстройства у детей дошкольного возраста.

ВведениеПсихосоматические соотношения это проблема не сегодняшнего дня и не только медицинская и социальная проблема. В широком смысле этого слова - это проблема существования человека.На сегодн...

АРТ-ТЕРАПИЯ в коррекции психосоматических проявлений у детей дошкольного возраста

  Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбужд...

Значение семьи в предупреждении психосоматических расстройств у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Психосоматика –это психологическое состояние,которое сказывается на физическом состоянии.Эта взаимосвязь и называется психосоматикой(слово состоит из двух греческих корней: психэ – ду...

Значение семьи в предупреждении психосоматических растройств у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Презентация для педагогов ДОУ. Что такое психосоматика; Категории детей наиболее подверженных психосоматическим растройствам; профилактика растройств....