Экологическое воспитание детей
консультация

Дорджи-Горяева Наталья Романовна

Экологическое воспитание в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_seme.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание в семье» рекомендации по экспериментальной деятельности с детьми

Консультация для родителей.

Тема: «Экологическое воспитание в семье.

Рекомендации по экспериментальной деятельности с детьми»

Цели: Дать методические рекомендации по формированию у детей экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности, желание сохранять и оберегать природу, предложить родителям примеры экспериментальной деятельности с детьми.

Что такое экология? Это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка- «экология»-это дом, жилище. «Йокос»-дом, «логос»- наука.

В наше время проблемы экологии вышли на первое место, причина – в деятельности человека в природе, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому экологическому воспитанию дошкольников уделяется большое внимание, его можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Экологическая культура-это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Оно предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество, понимая взаимосвязи между этими составляющими мира.

С самого раннего возраста ребенок видит окружающий мир- природу, ее красоту, солнце, небо, деревья, растения, животных. Дети видят, как дома родители ухаживают за комнатными растениями, выращивают растения в огороде, наблюдая за деятельностью взрослых дети постепенно тянутся помочь взрослым. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой дом, в котором есть все для его существования. Задача родителей вовремя, разглядеть у детей интерес к окружающей природе, научить охранять, понимать и беречь хрупкий и беззащитный мир природы.

Огромную роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Большинство современных детей, живя в городе далеки от природы, поэтому задача родителей вовремя привить детям интерес к окружающим объектам природы, объяснить, на собственном примере, как нужно правильно себя вести в природе. Взрослые должны направлять детей на правильное поведение в природе, объяснять, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной цепочки ведет за собой другие изменения.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения, которое закладывается в раннем детстве.

В дошкольном возрасте дети - это маленькие исследователи, они стремятся все потрогать, взять в свои руки, рассмотреть.

В повседневной жизни родители должны сообщать детям, как можно больше знаний о природе, отвечать на вопросы детей, поддерживать беседу, заинтересовывать детей.

Уважаемые родители, если позволяет погода, отложите все дела и отправляйтесь со своими детьми на прогулку, предварительно поговорите с детьми, о том, как себя вести на природе.

Пусть дети наблюдают, рассматривают червячков, паучков, собирают камешки, шишки, рассматривают песок. На прогулках обязательно поговорите с детьми о сезонных изменениях в природе (весной - тает снег, прилетают птицы, летом -деревья зеленые, летают жучки, пчелы, осенью – листопад, птицы улетают в теплые края, часто идет дождь, зимой - идет снег, мороз, реки замерзают)

Как организовать отдых на полянке:

- Найдите красивую полянку и организуйте место для отдыха.

-Рассмотрите с детьми полянку, полюбуйтесь ее красотой

(какая растет травка, кустарники, цветы, жучки, бабочки и т. д.)

-Организовать сбор коллекции, сложить все в отдельную коробочку

(листья для гербария, камушки, интересные палочки, веточки)

-  Организовать игры (познавательного содержания.

(«Кто живет на полянке? », «Какой жучок живет на полянке»)

- Организовать подвижные игры.

Путь домой:

Побеседуйте с ребенком о том, что запомнилось, что понравилось, почему, дети с удовольствием буду делиться своими впечатлениями.

Все природные материалы, принесенные с экскурсии обработайте, чтобы они были чистыми, листья посушите, после отдыха можно предложить детям совместное творчество, придумать поделку, картину, с использованием природных материалов. Для ребенка очень важно, что папа и мама поддержат его, и вместе с ним будут заниматься.

Как уже говорилось ранее, в дошкольном возрасте дети большие экспериментаторы, им нравится играть в «ученых», которые исследуют предметы окружающего мира. Можно увлечь детей опытами и экспериментами в домашних условиях, организовать «мини – лабораторию».

Вот несколько примеров.

Прежде, чем начать экспериментировать с детьми заинтересуйте их, поставьте задачу, поговорите о безопасности при проведении опытов.

Н-р: поговорите с ребенком о воздухе. «Как можно «увидеть» воздух? » Воздух есть повсюду, он прозрачный, «невидимый».

Для проведения опытов в домашних условиях нужно приготовить материалы и оборудование: стаканчики, трубочки, воздушные шарики.

Опыт №1

Покажите детям пустой стаканчик, спросите: «Что в стаканчике? »

Предложите детям проверить пустой ли стаканчик?

Попросите ребенка перевернуть стаканчик вверх дном и опустить в емкость с водой, при этом стаканчик нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Выслушайте все версии ребенка. Совместные выводы: «В стакане есть воздух, он выталкивает воду».

Опыт № 2

Повторить предыдущий опыт, предварительно закрепив на дне стакана кусочком пластилина бумагу или вату, пусть дети потрогают их, убедятся, что они сухие до опускания в воду и после. Сделайте совместные выводы.

Опыт № 3

Предложите детям взять коктейльные трубочки и подуть в воду, образуются пузырьки-это и есть воздух, можно подуть мыльный раствор.

Опыт № 4

«Как поймать воздух? »

Попробуйте вместе с детьми поймать воздух в полиэтиленовый пакет (не забывайте о безопасности, сделать совместные выводы.

Вместе с детьми можно провести опыты с водой. Вода имеет большое значение в жизни человека, воду мы пьем каждый день, без воды человек не может обойтись. Покажите детям какая может быть вода, посмотрите слайды, фильмы о том, то вода является источником жизни на земле.

Опыт №1

«Вода прозрачная жидкость»

Налейте воду в стаканчик, предложите ребенку рассмотреть ее на свет, перелейте из одного стаканчика в другой. Сделайте совместны выводы: вода прозрачная жидкость, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

Опыт № 2

«Тонет, не тонет»

В стаканчик с водой опускайте легкие и тяжелые предметы, понаблюдать за ними, сделать совместные выводы.

Опыт № 3

«Цветок Лотоса»

Делаем цветок из цветной бумаги, лепестки закручиваем к середине, опускаем в воду, лепестки постепенно раскручиваются (бумага намокла, стала тяжелая и лепестки распускаются.

Опыт № 4 «Куда делись чернила? »

В стакан с водой добавляем чернила, затем растворяем активированный уголь, вода постепенно светлеет, уголь впитывает молекулы краски.

Приведенные выше опыты дети выполняют с большим удовольствием, ваша задача все опыты проводить аккуратно, не торопясь, давая возможность маленьким «ученым» понаблюдать, исследовать, все то, что им интересно. Есть хорошее китайское изречение:

«То, что я услышал: я забыл,

То, что я увидел: я помню,

То, что я сделал: я знаю! »

                                                                                                  Воспитатель: Дорджи – Горяева Н.Р.

Рекомендации родителям

по организации экспериментальной деятельности

в домашних условиях.

         Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого интереса ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

        В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в непосредственной образовательной деятельности.

     А вне детского сада  хотелось бы порекомендовать вам:

- читать с ребёнком детские энциклопедии, познавательные книги;

- исследовать различные явления в природе (распускание листьев, цветков, красота капелек дождя на листьях или деревья в инее, прилетают или улетают птицы, на красоту осенних листьев и т.д.).

- водить детей на экскурсии, наблюдать и обсуждать.

- проводить небольшие эксперименты с предметами дома и на улице (смешивание красок для получения другого цвета, таяние льда и снега, выращивание рассады и т. д.)

 

      Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому  подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Для проведения экспериментов рекомендую придерживаться соблюдения некоторых условий:

  • проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
  • нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
  • объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
  • не оставлять вопрос без внимания;
  • радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

 

       Создание условий для экспериментальной работы дома  не требует больших затрат. Для проведения опытов необходимы: увеличительные стекла, мерные стаканы, линейки, магниты, часы, весы, можно использовать разные упаковочные материалы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под йогуртов, мороженного и других молочных продуктов.

Желательно приобрести песочные часы, лупы, комплекты для игр с водой и песком. Опыты с использованием лупы  - интересное  занятие для ребенка.

 Дома можно использовать природные материалы: песок, глину,  камни, морские камушки и ракушки, шишки, предназначенные для проведения различных исследований.

Каждому ребенку необходимо предоставить возможность провести опыты самостоятельно. Например, «волшебный магнит» позволит ребенку найти среди окружающих предметов железные; а увлекательная игра с мыльными пузырями поможет «обнаружить» воздух внутри нас.

Для развития исследовательской деятельности можно использовать высеивание семян на рассаду. Привлечение к этой деятельности ребенка позволит наблюдать за развитием растения, а также устанавливать зависимость от условий (вода, свет, тепло).

      Благодаря проведению опытов, наблюдений  у детей  развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?


    Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

   Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
   Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
  Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём     проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...