Проект: «Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы посредством геометрических фигур».
проект (младшая группа)

Гайнутдинова Айна Каирбековна

Сенсорное развитие ребенка-это развитие  его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете и величине. Оно направленно на формирование  полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Познание  окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем они богаче, тем шире и многограннее  будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического и экологического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает  окружающее.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения с помощью геометрических фигур:

  1. Логические упражнения;
  2. Заучивания стихов и  потешек;
  3. Разгадывание  загадок о геометрических фигурах.
  4. Составление рассказа по заданным картинкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx34.2 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы посредством геометрических фигур». 

Составили: Гайнутдинова А.К.

воспитатель высшей кв. категории

Гончарова Е.М.

воспитатель высшей кв. категории

                                                                                               

Актуальность проекта.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие  его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете и величине. Оно направленно на формирование  полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Познание  окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем они богаче, тем шире и многограннее  будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического и экологического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает  окружающее.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения с помощью геометрических фигур:

  1. Логические упражнения;
  2. Заучивания стихов и  потешек;
  3. Разгадывание  загадок о геометрических фигурах.
  4. Составление рассказа по заданным картинкам.

     Обеспеченность практическим  игровым  материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно  заниматься развитием  сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями и в семье. Тем самым, мы обеспечиваем накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете и величине предметов, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Этапы проекта:

1.Подготовительный:

Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному развитию воспитания детей раннего возраста в соответствие с ФГОС. Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками.

2.Практический этап-работа с детьми:

1. Непосредственная работа с детьми.

2.Дидактические игры с детьми.

3. Самостоятельные игры детей.

4. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок

Целесообразность реализации проекта

-развитие познавательного интереса;

-развитие продуктивной деятельности

-Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме и величине предметов, положения их в пространстве.
  • Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
  • Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Задачи проекта по образовательным областям:

      - «Социально-коммуникативное развитие»

           - «Речевое развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

Проект:

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В дошкольном возрасте развитие восприятия происходит очень интенсивно. В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют такие анализаторы, как зрительный, тактильный, речедвигательный. Увидев, например, предмет той или иной формы, ребенок может соотнести ее с известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это похоже на круг, а это на квадрат». Процесс восприятия детьми геометрических фигур начинают формироваться в раннем дошкольном возрасте и проходит через следующие этапы:

  • На первом этапе - геометрические фигуры воспринимаются как целое, ребенок не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами.
  • На втором этапе - ребенок уже проводит анализ воспринимаемых геометрических форм и устанавливает отношения между ними, в результате которого выявляются их свойства.
  • На третьем этапе - ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и формой фигур.

Переход от одного этапа к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения.

В процессе формирования геометрических представлений у детей развивается:

  • логическое мышление и связная речь;
  • ориентация в пространстве, моторика.
  • наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
  • умение обобщать, классифицировать, выделять главное.

Все упражнения с геометрическим материалом разделены на следующие группы:

  • упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке;
  • упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;
  • упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур;

Упражнения можно использовать на организационном занятии и в самостоятельной деятельности детей.

Геометрические фигуры выучить достаточно просто. Некоторые родители начинают обучать своих детей этому очень рано, ещё до того, как они учатся говорить. В этом случае уже трёх - четырёхлетние дети знают все геометрические фигуры и соотносят их с окружающими предметами. И считают, что они с этим знанием родились.

 Знать геометрические фигуры - не такая уж большая премудрость. Однако это верно лишь в том случае, когда малыш впитывает эти знания понемногу в течение достаточно длительного времени. Если же, например, ровно в 4 года положить перед крохой набор геометрических фигур и начать «учить» их — это окажется сложной, практически невыполнимой задачей. Да и не нужно относиться к этому серьёзно. Лучше учить геометрические фигуры в играх. Но если родители сами теряются и не знают, как учить геометрические фигуры, то можно обратиться к проверенным играм и занятиям:

1. Сортёры — любимые игрушки детей в возрасте от 9 месяцев до 2-3 лет.

2. Объёмные геометрические фигуры - играют в кубики детки от 8 месяцев до 6-7 лет.

3. Вкладыши - одна из самых любимых малышами в возрасте от 9 месяцев до 2 лет.

4. Пирамидки - вторая по популярности игра после кубиков, грают дети в возрасте 1,3 — 3 лет.

5. Домино - дети старше 2 лет уже могут с удовольствием играть в домино с геометрическими фигурами.

6. Пазлы с геометрическими фигурами - игра подходит детям с 2 лет. Она развивает мышление и мелкую моторику. 

7. Аппликация - Вот где есть простор фантазии! Нарезали геометрические фигуры и сочинили историю, сложив при этом медвежонка, неваляшку, ёлочку или вот такой потрясающий грузовик. Аппликацией любят заниматься дети от 1,5 до 10 лет, только сложность, конечно, должна соответствовать возрасту. В этом и суть нашего проекта! Геометрические фигуры, сделанные из картона и объемные из фетра (разные по форме и цвету). Аппликации из геометрических фигур помогут ребенку развить глазомер, творческое мышление, проработать мелкую моторику. Ребенок познакомиться с основными геометрическими фигурами, научиться соотносить их между собой.

Этапы:

  1. Изучение цветов (желтый, красный, синий, зеленый, коричневый (в конце года)).

  1. Изучение геометрических фигур.

  1. Соотношение фигур по размеру (большой - маленький).

  1. Соотношение фигур по количеству (один – много).

  1. Заучивание стихов, потешек. (см. Приложение)
  2. Составление картинок из картонных геометрических фигур по шаблону и проговаривание стихов с помощью воспитателя.

  1.  Самостоятельная игра с картинками из картонных геометрических фигур и проговаривание стихов.
  2. Самостоятельная игра на специальном полотне из фетровых геометрических фигур.
  3. Составление рассказа из нескольких сюжетов с помощью воспитателя.
  4. Самостоятельная игра на специальном полотне с помощью фетровых фигур.

Приложение  (примеры картинок).

Медвежонок                                            

                                                                          1.  Мишка косолапый

                                                                               По лесу идет,

                                                                               Шишки собирает,

                                                                               Песенки поет.

                                                                               Вдруг упала шишка

                                                                               Прямо мишке в лоб,

                                                                              Мишка рассердился

                                                                              И ногою - топ!

                                                                                   2. Уронили мишку на пол,

                                                                                      Оторвали мишке лапу.

                                                                                      Всё равно его не брошу -

                                                                                      Потому что он хороший.

                   

Грузовик                                      

                                                             Нет, напрасно мы решили
                                                             Прокатить кота в машине:
                                                             Кот кататься не привык -
                                                             Опрокинул грузовик.         

                                                       

Елочка

                                                                       Елка наряжается -
                                                                       Праздник приближается.
                                                                       Новый год у ворот,
                                                                       Ребятишек елка ждет.




 

 «Мячик»                                                

                                                                                Наша Таня громко плачет:
                                                                                   Уронила в речку мячик.
                                                                                  - Тише, Танечка, не плачь:
                                                                                   Не утонет в речке мяч.               

                                                           

«Дерево»

                                         

                                                                             Осинку окрасила осень.
                                                                            Осинка мне нравится очень.
                                                                            Она позолотой блистает,
                                                                            Одно только жаль –
                                                                            Облетает.

«Неваляшка»      

                                                                            Свою куклу-неваляшку
                                                                            Я укладывала спать:
                                                                            Рассказать хотела сказку,
                                                                           А она – решила встать.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Тема проекта: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»...

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

проект "Развитие мелкой моторики" в младшей группе

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности»...

Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой

Игры с водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится плескаться в вод...

ПРОЕКТ: «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой не...

Проект на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшей группы»

Современные дети очень часто имеют проблемы в речевом развитии. Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь...

Презентация к проекту " Развитие мелкой моторики в младшей группе"

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Задачи проекта:•совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;•развивать ...