Консультация для педагогов. "Психологический уголок в группе ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа)
Тема: «Психологический уголок в группе ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_pisihol.ugolok_v_gruppe_dou.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» г.Лысково
Консультация педагога-психолога Молочковой С.В.
Тема: «Психологический уголок в группе ДОУ»
Согласно ФГОС ДО образовательная среда в дошкольной образовательной организации должна отвечать требованиям:
- Обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- Способствовать профессиональному развитию педагогов;
- Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- Обеспечивать открытость дошкольного образования;
- Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В связи с этим назрела острая необходимость в создании психологических уголков в группах нашего ДОУ. Игры в психологическом уголке помогут детям научиться распознавать своё эмоциональное состояние, анализировать его; будут способствовать развитию эмоционального интеллекта.
Что должно входить в «Психологические уголки»:
«Уголки достижений»
Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе; предоставление родителям позитивной информации, способствующей установлению взаимопонимания между ними; обучение детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
Структура уголка:
- «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребенка, куда вкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);
- «Звезда недели» (в середине большой звезды — фото ребенка, на концах — информация о нем, которой он гордится);
- «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» (панно с индивидуальными кармашками, куда вкладываются фишки за каждый совершенный ребенком добрый и полезный поступок). В конце недели дети поощряются.
«Уголки злости»
Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняющего их чувства гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приемам саморегуляции.
Структура уголка:
- «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);
- «коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребенок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);
- «подушка-колотушка», «мешочек для крика», гибкая набивная «змея», «ковер дружбы».
Помимо перечисленного уголок гнева также оснащен боксерской грушей, мягкими стенками, обитыми толстым поролоном по росту ребенка, агрессивными куклами бибабо (волк, баба-яга), пластиковыми бутылками с песком. С помощью всего этого можно снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувство гнева, враждебности, фрустрации, а также потренировать мышцы ног и рук.
Игра «Боксёр»
Цель: снять физическую агрессию.
Это вариант игры «Каратист», и проводится она аналогично, но действие в обруче можно проводить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
Второй вариант игры. Повесить боксёрскую грушу, надеть ребёнку боксёрские перчатки и бить грушу.
Игры с клубочками (Г.Д.Черепанова)
Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить детей одному из приёмов саморегуляции.
Материалы: клубочки плотных ниток.
Ход игры: расшалившемуся ребёнку предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом становится больше. Взрослый сообщает ребёнку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребёнок начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для ребёнка привычной, он сам будет просит взрослого дать ему «волшебные нитки».
- Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному поведению:
- «Азбука настроений»
- «Коврик дружбы»
- «Ковёр дружбы» (К.Фопель)
Цель: научить стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий.
Примечание. Наличие «ковра дружбы» побуждает детей отказаться от драк, споров и слёз, заменив их, обсуждением проблемы друг с другом.
Материалы: кусок нетолстого пледа (либо другой мягкой ткани) размером 90 *150 см. или мягкий коврик такого же размера; фломастеры, клей, блёстки для вышивания, бисер и т.п.
Инструкция: сядьте все в круг. Можете ли вы сказать, о чём вы иногда спорите друг с другом? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются разные мнения?
Я принесла ковёр, который станет для нашей группы «ковром дружбы». Спорящие дети могут сесть на него и поговорить друг с другом, чтобы найти путь мирного решения спора. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него красивую книжку с картинками, или какую-нибудь занятную игрушку.)
Представьте себе, что Стёпа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковёр дружбы», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребёнка займут места на ковре.)
У кого из группы есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему? (После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковёр дружбы».)
Сейчас мы превратим кусок пледа в «ковёр дружбы» нашей группы. Я напишу на нём слова из известного мультфильма, а вы мне поможете разложить и приклеить ваши ладошки.
Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря украшению дети делают «ковёр дружбы» частью своей жизни. Всякий раз, когда случиться спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив её. Используйте «ковёр дружбы» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять его без помощи воспитателя. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. « Ковёр дружбы» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
- Настольные дидактические игры «Что такое хорошо? Что такое плохо» и т.д.
- Шкатулка с маленькими человечками
- «Подушка примирения»
- «Коробочка примирения»
- «Гусеница настроений»
- «Мешочки настроений»
Мешочки настроений.
Цель: Научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Материал: два мешочка. Один мешочек шьётся из светлого материала, и на нём изображено лицо с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй мешочек плохого настроения, он шьётся из тёмного материала и на нём изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязываются шнурками.
Ход игры: Дети развязывают шнурки, складывают своё плохое настроение, злость, обиды в мешочек плохого настроения и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок мешочка хорошего настроения и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.
- Материал, направленный на повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей.
- Подиум
- Медали
- «Сонные игрушки»
- Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде
- «Твистер»
- «Парашют»
- «Гусеница»
- «Воздушный змей»
Игра «Парашют»
Цель: развивать ловкость, научить действовать в команде, воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Ход игры: дети стоят и держат в руках коврик-парашют, воспитатель кидает на коврик-парашют мяч (клубочек) и говорит детям, куда мячику необходимо отправиться. Например: дом, Солнце, Земля.
Игра «Воздушный змей»
Игра учит детей быть внимательными, дружелюбными, согласовывать свои действия с действиями других.
Уголок поздравлений
Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе; сплочение детского коллектива.
В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождений детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику. Подобные плакаты можно готовить к различным праздникам.
Зона воды и песка
Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и проч. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. А остаться сухим и чистым помогает накидка из целлофановой пленки длиною до пола с прорезью для головы и рук.
Зона оснащена мелкими пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры: «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».
Зона уединения
Направленность: предоставление ребенку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. С зоной уединения в группе соседствует уголок настроения, где ребенку можно оказать своевременную эмоциональную поддержку.
В зоне уединения используются легкие, но достаточно большие «строительные блоки», покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребенка — все равно что строить самого себя.
Кроме того, в зоне уединения имеется «сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному. Также в уголке находятся фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации)
Уголок сенсорного развития
Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.
В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов.
Фонтаны
Шум и вид стекающей воды настольного фонтана помогает детям успокоиться, обрести душевное равновесие и получить заряд положительной энергии.
Каждая из зон должна быть оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом; картотекой экспериментов и проч.
Яркость, необычность оборудования пространства, вера в резервные возможности каждого ребенка не только помогают преодолеть трудности в поведении, но и становятся эффективным средством взаимодействия дошкольника и педагога.
Игры в психологическом уголке помогают детям распознавать своё эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта. Рассмотрим примеры игр в психологическом уголке:
Игра «Гусеница настроений» (Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова)
Цель: определить эмоциональное состояние каждого ребёнка в группе. Выявить детей, которым необходима эмоциональная поддержка; выяснить причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и спланировать работу по устранению отрицательных воздействий в семье, в детском саду.
Материалы: фотографии всех детей группы.
Ход игры: на одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В течение последующих дней можно провести игры «Зеркало», «Сердитое и доброе», «Какое настроение?».
Когда дети научатся обозначать своё настроение при помощи символов, в группу вносится «гусеница настроения». Воспитатель просит каждого ребёнка определить и показать на гусенице, какое у него настроение. Далее сообщает детям, что эта гусеница будет висеть в группе, и они смогут в данную минуту и в течение дня с помощью своих фотографий. На первых порах воспитатель сам предлагает детям выполнить это задание во время утреннего приёма и после сна. Можно использовать такие приёмы как напоминание, совместное выполнение действий с ребёнком. Педагог ведёт учёт эмоционального состояния детей и по возможности выясняет причину возникновения отрицательного эмоционального состояния.
Фонтаны
Шум и вид стекающей воды настольного фонтана помогает детям успокоиться, обрести душевное равновесие и получить заряд положительной энергии.
Заключение
Ожидаемые результаты создания психологических уголков в группах ДОУ:
- соответствие предметно-развивающей среды требованиям психологической безопасности;
- направленность деятельности педагогов на личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
- сокращение количества факторов, негативно влияющих на эмоциональное состояние и вызывающих эмоциональный дискомфорт за счет включения в образовательный процесс значимых и интересных видов детской деятельности; проведения образовательной деятельности с детьми в увлекательной и эмоциональной форме; введения релаксационных пауз в режимные моменты;
- создание условий для естественного всестороннего развития творческого потенциала и индивидуальных способностей воспитанников;
- уменьшение количества детей с эмоциональными нарушениями;
- дети с повышенной активностью научились приёмам саморугуляции;
- агрессивные дети будет меньше ссориться и драться;
- тревожные и застенчивые дети раскроются;
- дети научатся действовать согласованно в командных играх;
- успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО;
- сокращение количества детей, психологически не готовых к поступлению в школу.
Список литературы:
- Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
- Велиева С.В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста». СПб: Речь, 2005г.
- Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников». — М.: АРКТИ, 1999г.
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
- «Справочник педагога-психолога. Детский сад». 2013. № 6. С. 66–74.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии». - М.:Издательский центр «Академия», 2000г.
- Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.
- Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» - М.: ТЦ Сфера, 2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Психологический климат в коллективе: Тренинг на развитие команды»
Тренинг для педагогов...
Консультация для педагогов."Психологический настрой перед публичным выступлением"
Психологический настрой перед публичным выступлением(проведением родительского собрания, чтением лекции, консультации, открытого занятия)...
Консультация для педагогов "Психологические особенности и возможности восприятия детьми раннего возраста художественной литературы"
Художественная литература играет огромную роль в формировании речи детей....
Консультация для педагогов «Психологическая база речи»
Консультация для педагогов «Психологическая база речи»...
Консультация для педагогов "Психологическая компетентность педагога"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Психологические приемы организации дисциплины в группе"
Основа современного дошкольного образования личностно- ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе порядка в группе добиться невозможно...
Консультация для педагогов «Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности»
Профилактика эмоционального выгорания педагогов....