Варежковый театр для дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Мазова Ольга Николаевна

        Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.  Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел , и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

        Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varezhkovyy_teatr.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка

ВАРЕЖКОВЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                   

        Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.  Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел , и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

        Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность.

       Речевое развитие ребенка – одна из приоритетных задач всего дошкольного детства. В дошкольном детстве процесс развития речи предполагает не только освоение содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

          Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека, поэтому, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие  своевременного, интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональности у малышей к языковой выразительности речи у старших дошкольников.

  Варежка - простой русский атрибут, несущий добро и тепло, соединяющий в себе силу, ум и мудрость предшествующих поколений. Она проста, легка для изготовления, и обработки: легко стирается и гладится, что немаловажно для малышей. Варежка - образ очень нравится детям, он близок им, понятен и доступен. Играя с варежкой за ширмой, лицо ребенка остается открытым для зрителей. Это очень важно для малышей, которые не редко пугаются не видя зрителей.

   Варежковый театр - не только развлечение - это начало формирования отношения к окружающему, характера, интересов, это - пример дружбы, доброты, правдивости и трудолюбия.

   Работа с варежковым театром раскрепощает детей, здесь, каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, учась не стесняться  присутствия посторонних слушателей.                                                                                                        

 Образ – варежка очень пригодится в работе любого педагога: воспитателя, логопеда, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии, музыкального руководителя.

  Особое место занимает работа с родителями, которые с удовольствием участвуют  в выступлениях со своими детьми на праздниках и развлечениях, что способствует самореализации ребенка и  родителя, так как взрослые  и дети, выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия,  которые помогают в развитии творческих способностей ребенка, эмоциональной сферы, развития выразительной монологической и диалогической речи, учат детей самостоятельному предсказыванию и сочинению небольших сказок, рассказов, составлению и разгадыванию  загадок, учат детей ценить и гордиться русским языком.

 Очень хороши варежки  - образы в адаптационный период, когда идет прием малышей в детский сад. Варежка отвлекает и радует детей, в нее хочется играть и подражать взрослому.                                  

  Варежковый театр  используется при обучении детей выразительному чтению стихов монологов и диалогов, для отгадывания загадок и самостоятельному их сочинению.

    В своей деятельности наши педагоги активно использую пальчиковый, кукольный, а последнее время и варежковый  театр. Их очень удобно использовать в детском саду: для постановки спектакля, не требуется длительной подготовки и даже ширмыСчастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей после спектакля кукольного театра  свидетельствуют, как дети любят театр, активно включаются в события, вступают в разговор, выполняют поручения актеров, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают советы.
  Можно привести много примеров, когда театр убеждал детей не драться, не лгать, не обманывать. Помогал собирать и беречь игрушки, отвлекал и утешал их.

Основная цель моей работы: развитие личностных, творческих способностей  и  речи детей посредством театрализованной деятельности.

  Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребенка;
- работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
- закреплять правильное произношение всех звуков родного языка;
- совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;

- развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев;
- формировать опыт социальных навыков через театрализованную деятельность;
- воспитывать культуру общения и речевой этикет.

Следует подчеркнуть, что важную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или рассказывал что-либо, но и был готов к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства.
Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к тому, что читаешь. При чтении детям необходима не только артистичность, но и искренность чувств педагога. 
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки.
 Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).Мы развиваем у детей умение моделировать голосом: громче, тише, передавать интонации, радость, удивление, испуг.

  Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли.
   Театрализованная деятельность в детском саду создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, способствует развитию личностных и творческих способностей

   В детском саду дети любят петь песни. Охотно это делают как на праздниках и развлечениях, так и в повседневной жизни.
Работая в детском саду я знаю, что особый интерес дети проявляют к инсценированию песни.
 Инсценировка песни украшение любого праздника или развлечения.

 Для обучения детей инсценированию песни мы используем варежковый театр. С его помощью даже малыши в занимательной, интересной форме обыгрывают свою песню.
Яркие, забавные образы-варежки создают праздничное настроение. У детей развиваются память, речь, мелкая моторика рук. Они учатся слаженной работе в коллективе, развивается их эмоциональная сфера, позволяют тренировать мышцы обеих рук, что благотворно отражается на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.

   Такой атрибут, как образ-варежка, очень помогает в индивидуальной работе с детьми, особенно в развитии речи и коммуникативных навыков. Когда ребенок надевает на руку варежку, он радуется, улыбается. Он уже расположен, общаться с педагогом, у которого на руке такая же варежка. Очень кстати оказывается варежковый театр, если музыкального руководителя нет. Воспитатель под записанную фонограмму песни может легко и интересно заниматься с детьми в группе.

  Для варежкового театра в моей копилке есть  стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп(смотри приложения)

Приложение 1

Варежковый театр «Теремок»

Звучит музыка воспитель выносит в центр зала большой яркий чемодан.

Воспитатель:

Вот, ребятки, чемодан чудесный!

В нём много всего интересного!

Здесь и матрёшки!

Здесь и  петрушки!

Здесь и дрессированные зверушки!

А ещё пираты, а ещё принцессы!

В общем, много всего интересного.

Я из него достаю… всем на удивление…

 Варежки!

Вот это будет представление!

Выходят несколько детей и под весёлую музыку и  инсценируют стихотворение.

Стихотворение

1 реб: Превращается рука (на каждое слово по очереди вытягивают руки вперёд ладошкой).

2 реб: И в котёнка (одна рука «котёнок»)

            И в щенка (другая рука «щенок»)

3 реб: Чтоб рука артисткой стала (разводим руки в стороны),

Нужно очень-очень мало (сводим руки ладошка к ладошке):

4 реб: Специальные перчатки (гладим тыльную сторону ладошек)

Ум, талант (показываем правой рукой вправо, левой – влево),

Вместе: И всё в порядке!

Звучит музыка. Выходят несколько детей, достают из чемодана варежковых кукол – персонажей сказки «Теремок» и занимают свои места.

 

Начинается инсценирование сказки «Теремок». 

Дети выступает  в роли артистов-кукольников.

Персонажи: Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-побегайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами- щёлк, Мишка.

Воспитатель :             Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полю мышка бежит,

У дверей остановилась и пищит:

Кто, кто в теремочке живёт,

Кто, кто в невысоком живёт?

Стучит три раза.

               Но не слышно ничего, кроме ветра одного.

           И стала Мышка жить в теремочке одна…

Далее текст тот же, меняются лишь персонажи и добавляется диалог:

-Я, Мышка – норушка, а ты кто?

-А я Лягушка-квакушка, давай вместе жить?

-Давай! (и так далее).

Воспитатель :        И стали они жить вдвоём, и т.д ….

В конце сказки все дети хором говорят:

Ты нас, Миша, не лови!

Лучше с нами попляши!

Общая пляска детей- персонажей сказки.

Воспитатель :    Ну, вот! Зверюшки в теремке

Живут себе, поживают!

А чемоданчик крышечку свою закрывает!

Приложение 2

Сценка варежкового театра «Елочка стояла»  
Дети с варежками ёлочек и зайчиков сидят на корточках до начала песни. Варежка-Зайчик за спиной ребенка, варежка-елочка впереди.
Инсценировка под песню «Ёлочка стояла»
Музыка и слова Н. Караваевой, Аранжировка Л. Олифировой
Дети под текст выполняют движения
Текст песни 

- Ёлочка стояла, стройной вырастала. 
(Дети постепенно поднимаются и встают.)
Вот такой, вот такой, стройной вырастала.

(Качают варежкой-ёлочкой вправо-влево и притопывают ногой.)
На проигрыш после каждого куплета дети кружатся.
- Жил под ёлкой Зайка, Зайка-побегайка. 
(Показывают варежку-Зайку, поднимая её вверх- вниз Зайка скачет.)
Вот такой, вот такой Зайка-побегайка. (Прыгают на месте вправо-влево.)
Как увидел Волка, спрятался за елку. 
(Прячут варежку-Зайку за варежку-елку)
- Там сидит и дрожит, спрятался за ёлку.

(Качают варежкой -Зайкой за варежкой-елкой Зайка дрожит.)
- Как увидел Мишку, выглянул Зайчишка. 
(Показывают варежку-Зайку.)
- В прятки будет играть Зайка вместе с Мишкой.
(Закрывают варежками глаза и открывают играют в прятки. Варежки повернуты лицом к зрителям)
- К елочке Лисичка как-то подбежала 
(выбегает девочка-Лиса и встает к детям боком),
- И Зайчишку она тут же увидала. 
(Прячут варежку-елку за спину, впереди оставляя только Зайку.)
- Дети стоят, держат варежку-Зайку.
Лиса (поет).
- Я, Лиса-плутовка, зайчиков поймаю, 
Но не буду их есть, только поиграю.
(Лиса ловит детей, срывая у них с руки варежку-Зайку.)

Подвижная игра « Лиса и зайцы.

Приложение 3

Мастер класс обыгрывания игрушек варежкового театра

«Зимушка- зима»

Цель: Распространение опыта работы с варежковым театром через музыкально-театрализованную деятельность.

 Задачи: 

  • познакомить с репертуаром для развития певческих навыков детей.
  • показать приёмы обыгрывания игрушек варежкового театра.
  • предложить материал для создания собственного варежкового театра для работы с детьми.

Материал : Костюм Зимушки-хозяюшки, сундучок забытых вещей, варежковый театр (петушки, мишки, лягушки); коробку-заместитель курятника, колыбели, реки, муз.центр.

Воспитатель исполняет  роль  Зимушки- хозяюшки.

- В гости к вам Зима пришла,

И забавы принесла.

Новый год уже настал,

Зимними забавами всех он развлекал!

Не пугал вас снег и ветер? (Протяжно)

На коньках, на лыжах, санках,

В шубах, варежках и шапках,

На морозе веселились? (Задорно) А домой не торопились? (Лукаво)

- Собрала на горках и на катках я полный сундучок забытых вещей!

Там и варежки, носки пропадут без нас они.

Вещи без единой дырки, только пару потеряли, иль хозяйку не признали.

И тогда решила я превратить в театр их, да!

- Превратила в Петухов. 

Головою всем кивает и хвостом для вас махает,

Высоко взлетает и громко песню запевает: «Ко-ко-ко! Петь научимся легко!

Исполняется русская народная песня «Петушок»

-Кукареку! Правда громко я пою!

-Также петушок поможет научить детей беречь своё здоровье и проявлять чувство заботы и сострадания.

Исполняется песня «Петушок заболел»

-Если бы у вас был такой петушок, в какой форме работы вы могли его использовать, как воспитатель? (ответы)

-За такое пение пора петушков зёрнышками угостить, да в курятник отпустить!( сажают петушков на «курятник»-деревянный домик)

-Мой сундук чуть опустел, но похвастаю теперь вязаными мишками -большими шалунишками. Могут мишки покивать, головою помотать, и немного поплясать, покружиться, не забудет поклониться!

- В драматизации какой сказки может поучаствовать наш герой!

У-у-у! У-у-у!, петь протяжно научу!

Исполняется песня «Колыбельная мишутке»

(Первый раз показываю, второй - аккомпанирую)

Спать не хочет бурый мишка

Вот такой он, шалунишка!

Я Мишутку покачаю,

Баю-баю, баю- баю!

- В колыбельку отнесём, к сундучку опять придём! (складывают мишек)

-Тут заквакали лягушки, музыкальные все ушки, петь хотят, ну мочи нет, покорили пением они весь белый свет!(Квакают)

-Я скачу, скачу, скачу! Петь отрывисто учу!

Исполняется песня «Две лягушки»

(Первый раз показываю, второй - аккомпанирую)

После яркого концерта, все певицы враз, купаются в реке у нас – выполняют упражнение «змейка».

- Ну, а после, прыгают на дно!- снимают лягушек в коробку.

Вот и опустел мой сундучок. Там не осталось ни одной забытой варежки и ни одного потерянного носка. Вот и вы в сады пойдите все носочки, рукавички подберите. Много радости и пользы в том театре вы найдёте!

А для тканевых зверюшек, вам шаблоны подарю. Ведь ваши руки не знают скуки! ( участникам раздают шаблоны петушков с надписью – ТВОРЕСКИХ УСПЕХОВ!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варежковый театр. Сценка "Ёлочка Стояла"

Инсценировка песни — украшение любого праздника или развлечения. Для обучения детей инсценированию песни я использую варежковый театр. С его помощью даже малыши в занимательной, интересной форме обыгр...

Варежковый театр "Теремок"

Варежковый театр "Теремок" сценарий для подготовительной группы...

Мастер класс "Варежковый театр"

Театрализованная деятельность детей в детском саду способствует развитию творческих и артистических способностей, вызывает разнообразные эмоции и создает радостное настроение. Любую постановку можно р...

Варежковый театр

Здравствуйте! Представляю вашему вниманию пособие для развития театрализованной деятельности, изготовленное из подручных средств своими руками....

"Варежковый театр" 2. Своими руками

Здравствуйте. Представляю вашему второй мой варежковый театр собственного изготовления....

Методическая разработка "Варежковый театр для дошкольников"

Для варежкового театра в моей копилке есть  стихи-диалоги, загадки, сказки, а также, песни-инсценировки для всех возрастных групп....