"Прогулки с детьми и изучение всего на свете"
статья (средняя группа)
Под всесторонним развитием ребенка многие понимают, как проведение различных организованных занятий дома, или в развивающих кружках. Однако не многие знают равивающий потенциал прогулки. А ведь прогулка это не только игра в песочнице или физическая нагрузка, а еще и прекрасный способ познания мира. Причем не прилагая особых усилий. Ведь вокруг еще столько неизвестного для ребенка. Данная статья поможет по новому взглянуть на развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_s_detmi_i_izuchenie_vsego_na_svete.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулки с детьми и изучение всего на свете
Многие родители считают прогулку с ребенком тяжкой обязанностью. Пользу для малыша они видят лишь в том, что он подвигается да подышит свежим воздухом. В тоже время ребенок должен развиваться, для чего его за деньги водят в различные клубы и «центры развития». Между тем развивать ребенка можно прямо во время прогулки! Развить его любознательность, внимательность, наблюдательность, мышление и речь.
Известно, что мышление детей «включается» совсем не так, как у нас, взрослых. Источником детской мысли чаще всего служат чувственные восприятия (то есть просто ребенок щупает, видит, слышит, и т.п.) или действия (взял, сломал, прыгнул, залез) самого малыша. Без чувственных впечатлений и активного физического действия маленький ребенок самостоятельно мыслить не может: так он устроен. Но ведь именно на прогулке мы получаем наилучшие условия как для физической активности крохи, так и для разнообразных чувственных восприятий.
Где еще можно не только бегать, прыгать и лазать, но и подобрать то, что нашел, взять себе и даже сломать? Можно ли так делать дома? Или в садике?
Богатство чувственных впечатлений определяется уже сменой состояния природы. В отличие от техногенного пейзажа, от предметов, созданных человеком, живая природа все время меняется, становится другой.
Вы можете возразить: да какая там природа?! Мы что, за городом гуляем?
Это с нашей, взрослой, точки зрения. Для нас природа – это лес. Горы, море. Мы во многих местах бывали. Нам есть с чем сравнивать. А для малыша любое дерево, любая птичка или цветок – природа.
Нужно только суметь обратить внимание маленького человека на то, чего мы, взрослые, обычно не замечаем.
На что же можно обратить внимание малыша на прогулке?
Во – первых, это небо. Если ребенок заметит, что небо чем-то похоже на лицо человека, то ему будет интересно смотреть на него, на то, как оно меняется. Так ребенок может узнать слова: «хмурится», «прояснилось», «мрачное», «светлое», «чистое», «задумчивое».
Цвет неба бывает очень красивым. Здесь сменяют друг друга почти все возможные цвета и оттенки.
Как обратить на них внимание ребенка? Скажите ему: вот между этим домом и тем – это будет НАШЕ НЕБО. Наше с тобой, понимаешь? Только никому не говори об этом: это будет наша тайна. Ну-ка посмотрим, какое сегодня наше небо?
Можно попробовать считать, сколько цветов на небе, называя их: сегодня – серый, сиреневый, розовый и голубой – четыре! Посмотрим, сколько будет завтра.
Облака, тучи на небе бывают разной формы и величины; часто они на что-то похожи. Вот это – как лошадь, а то - как сказочное чудище с тремя головами. Можно сочинять вместе с ребенком целые истории про фантастических персонажей, которых вы увидели среди облаков. Они то гонятся друг за другом, преследуют друг друга; то мирно плывут; то словно спят, вися на одном месте. Они бывают добрыми и веселыми, а бывают злыми сердитыми.
Ну-ка какие у нас сегодня облака – на «нашем небе»?
Но немало интересного и на земле. Вот репейник: почему он такой «цеплючий»? Для чего он цепляется за нашу одежду и шерсть животных? Можно взять коробочку репейника и на глазах у малыша высыпать из нее семена. Ребенок очень удивится: такая маленькая коробочка – а столько семян. Вот эти семена и переносим на своей одежде, и так сеем повсюду репейник. Вот почему он везде растет.
А почему некоторые ягоды, например рябина, такие яркие? Наверно, чтобы их заметили. Кто же должен их заметить и зачем? Зимой ребенку можно будет показать птиц, например снегирей или свиристелей, которые едят рябину. Вот для кого она такая красная! Но неужели рябина так заботится о птицах? Какая она добрая!
Почему шмель мохнатый. А пчела не мохнатая? Может, потому, что шмели живут на севере, там холодно, вот они и носят такую теплую «одежду»?
Покажите ребенку обыкновенные сосновые шишки и иголки: весной, летом и осенью. Весной иголочки похожи на мягкую кисточку с нежными-нежными салатовыми «шерстинками»: малыши очень любят их гладить – и нюхать. Летом иглы и шишки твердеют, но они еще зеленые. А осенью – какие они будут осенью? А зимой? Все равно зеленые! А вот дерево, похожее на сосну (лиственница), а с нее все иглы осыпались, как будто это листья.
Почему на некоторых деревьях (ольхе. Березе) такие «висюльки» (сережки)? Почему ранней весной, когда еще нет листьев, клены уже зеленые ( это такие цветы – они нежно-зеленые)?
Интересно, что наши маленькие натуралисты в чем-то могут оказаться даже внимательнее и наблюдательнее нас. Они ближе к земле. Они любят рассматривать все, что лежит на земле, всяких маленьких существ, букашек.
Кузнечик прыгает: почему он так прыгает? Сам маленький, а прыгает лучше, чем папа. Странно!
Еще один особый мир – мир птиц. Одна из мам рассказывала, что целых два года вместе с сыном на прогулке наблюдала за… стайкой воробьев! Они жили на одном определенном кусте, всегда там ночевали. В итоге, мальчик стал узнавать некоторых воробьев «в лицо» и даже дал им прозвища. Он понял, что у воробьев есть вожак; что самцы выглядят и ведут себя совсем не так , как самки. Что в стае разные отношения, совсем как у людей: кто-то кого-то все время обижает; кто-то «дружит».
Так как мальчик еще и кормил этих птичек, то стал беспокоиться о них: не замерзнут ли они зимой? Не промокнут ли под дождем? Почему птицы в сильный мороз нахохливаются, надуваются? Это что, им помогает, им тогда теплее? И как это они не замерзают? Ребенок удивится, узнав, что высокая температура, какая у него бывает только, когда он болеет, у птичек бывает всегда. Вот поэтому они и выдерживают сильный мороз.
Замечательный источник чувственных впечатлений – осенние листья. Хотя они бывают только осенью, но ведь из них можно составить гербарий. Можно соревноваться друг с другом: кто найдет лист красивее? При этом обязательно «проговаривайте» все, что видите: «Смотри, у него каемка ярко- красная, рыжие пятна, а внутри он еще зеленый»; «А этот желтый с коричневыми жилками».
Коллекции листьев можно рассматривать и зимой: ребенку будет приятно, что это он сам нашел – да еще самые-самые красивые листья, - он с удовольствием будет листать гербарий и рассказывать, как и где он нашел тот или другой листок.
Кстати, чтобы лист не засох и не потускнел, его можно подержать в растительном масле, а потом вложить в прозрачную папку – файл. Правда, такой лист уже нельзя будет трогать, а это большое лишение: как известно, дети любят все трогать руками.
Если там, где вы гуляете, есть хоть какая-то вода – хотя бы небольшой пруд, это еще один источник мысли. Вода тоже всегда разная: то жидкая, то твердая, разного цвета. В воде плавает много загадочных существ. Но и это еще не все. Если хоть чуть – чуть разбираться в ботанике (а разобраться можно за час – полтора, прочитав популярную брошюру), можно много рассказать ребенку о тех самых простых растениях, которые он топчет своими ножками.
Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский каждый учебный день со своими шестилетками начинал с того, что шел с ними на речку, в поле, в лес. И каждый день дети создавали устные сочинения об увиденном.
Может быть, у вас так не получится, но если ваш ребенок по крайней мере будет дома рассказывать о том, что видел на прогулке, бабушке или старшей сестре, то и это хорошо.
Человеческая речь и мышление не возникают на пустом месте. Чтобы человек начал мыслить, у него должен возникнуть вопрос, он должен чему-то удивиться. «Удивление – это эмоциональное сердце мысли», - сказал В. А. Сухомлинский. Без эмоций, без восхищения красотой. Без самостоятельного активного исследования не может появиться мысль. Как не может полноценно развиваться и речь без разнообразных чувственных впечатлений.
Не только в группе и во время специальных занятий происходит развитие. И даже – не столько. Ребенок так создан, что он может развиваться незаметно для себя самого и в обстановке, совсем не похожей на учебную. И в этом случае развитие происходит более естественно и зачастую бывает быстрее и эффективнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что больше всего на свете любят дети?
Любовь детей к родителям и природе....
Сюжетная прогулка на тему: «Где-то на белом свете…»
Конспек занятие в подготовительной группе "Где-т на белом свете "...
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...
Интеллектуальная игра –викторина с использованием ИКТ «Ты для меня милей всего на свете, моя земля, моя страна"...
Систематизация и обобщение знаний детей о России и развитие их в процессе совместной деятельности....
Авторская музыкально-литературная композиция "Знают взрослые и дети - семья важней всего на свете"
Данная композиция направлена на развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада, воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью...
ПРОЕКТ «Молоко полезно детям - оно вкусней всего на свете!»
Проект "Молоко полезно детям - оно вкусней всего на свете" старшая группа...
МОЛОДЕЖНЫЙ проект «МЫ знаем милее всего на свете родное село»
МОЛОДЕЖНЫЙ проект «МЫ знаем милее всего на свете родное село»...