Тема: Развитие познавательной сферы дошкольников посредствам организации исследовательской деятельности. Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства. Повестка дня:
- Разминка «Устами младенца»
- Доклад по теме
- Сообщение из опыта работы педагога «Развитие познавательно-творческих способностей в процессе экспериментальной деятельности».
- Аналитическая справка по результатам тематического контроля. Ст. воспитатель.
- Презентации педагогов «Мы экспериментируем». Итоги смотра-конкурса«Лучший центр исследовательской деятельности».
- Деловая игра для воспитателей «Что такое детское экспериментирование».
- Решение.
- «Устами младенца»
Оно – маленькое, круглое, три в одном. Это всегда радость, и каждый раз - новая. Это хороший и вкусный подарок для детей. (КИНДЕРСЮРПРИЗ) | Это то, что больше всего мешает людям жить и спать. Это самая раздражающая вещь, так как он дает о себе знать в самый неподходящий момент. Особенно, если на другом конце тот, кто не нравится. (ТЕЛЕФОН) | - Оно бывает разного цвета.
- От него плачут дети.
- Сначала оно большое, а потом маленькое. (МЫЛО)
| - Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
| - Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ)
| - Это бывает в сказке, а иногда в жизни.
- Так называется всё удивительное, волшебное.
- Когда оно совершается, мы всегда радуемся. (ЧУДО)
| - Она бывает часто и во многих местах, из-за неё приходится тратить время.
- Но если тебе что-то очень сильно надо, то придётся смириться с ней.
- Постоишь сколько надо и возьмёшь, что хочешь. (ОЧЕРЕДЬ)
| - Они такие маленькие, что их не видно.
- От них можно заболеть.
- Они прячутся под грязными ногтями. (МИКРОБЫ)
|
- Она должна быть у каждого человека, но многие про неё забыли.
- Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидишь, она должна тебя мучить.
- Она помогает стать настоящим человеком. (СОВЕСТЬ)
|
- Мы с удовольствием отдыхаем в ней.
- Без неё всё становится грязным и некрасивым.
- Без неё не могут жить животные и растения. (ВОДА)
|
- Все люди хотят его.
- Когда он есть, все радуются и светит солнце.
- Когда его нет, то люди воюют. (МИР)
|
- Когда он появляется, мы просыпаемся.
- Без него не могут жить растения.
- Без него нельзя читать, писать. (СВЕТ)
|
- Когда человек всё несёт к себе в дом, надо оно ему или нет.
- Он не любит дарить подарки, делиться.
- И лучше у него ничего не просить. Всё равно не даст. (ЖАДНОСТЬ)
|
- Это бывает в сказке, а иногда в жизни.
- Так называется всё удивительное, волшебное.
- Когда оно совершается, мы всегда радуемся. (ЧУДО)
| - Она делает большими предметы, у неё есть стекло с пузырьками и ручка.
- Всё маленькое становится большим и даже точки и звёзды, если смотреть в неё. (ЛУПА)
| - Здесь проводят много разных дел. Например, лекарство. Рассматривают таблетки, разную жидкость, разные продукты. Здесь можно узнать полезные или вредные продукты. (ЛАБОРАТОРИЯ)
|
- 2. Вступление старшего воспитателя.
- Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности. Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили. Детское экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной: «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий».
Каков же выход из положения? Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент: физический: ребенок учится управлять своим телом и отдельными органами; природоведческий: ребенок знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире; социальный: ребенок запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом; познавательный: ребенок тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции; лингвистический: ребенок занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами; личностный: ребенок узнает свои личные возможности; волевой: ребенок запоминает, как он сам может влиять на других людей; поведенческий: ребенок моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. Экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или получение нового предмета, поэтому поисковая деятельность направлена на познание окружающего. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вот что пишет П. Лич, автор книги: «О развитии детей до 5 лет»: «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость».
В детском саду опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в каждое занятие. Опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: 1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта) 2. тайна, сюрприз 3. мотив помощи 4. познавательный мотив (почему так) 5. ситуация выбора
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно?). Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое? В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать" В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: - Как я это делаю? - Почему я это делаю именно так, а не иначе? - Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи.
Мудрый совет В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».
2. Выступление воспитателя. Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-творческих способностей в процессе экспериментальной деятельности».
- Аналитическая справка по результатам тематического контроля.
Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, познакомились с возрастными особенностями детского исследования, об организации исследовательской деятельности в детском саду.
В ходе тематической проверки выявлено: дети любят экспериментировать, развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе.
Так же было организованы практическое занятие на котором педагоги показали ряд экспериментов которые можно провести для детей дошкольного возраста. В средней группе №8- «Как мы с Карлсоном шалили» - дети знакомились, что такое воздух; в средней группе №7- «Волшебница-водица» - дети знакомились со свойствами воды; в старшей группе - «Вода, вода кругом вода» - дети закрепляли свойства воды и знакомились в каком состоянии бывает вода; в подготовительной группе №9 - «Что такое кока-кола» - дети через экспериментирование узнавали вред и пользу кока-колы; в подготовительной группе №11 - «Волшебница-водица» - дети закрепляли полученные знания о свойствах воды.
Беседы с детьми с целью выявления активности и инициативности ребенка в экспериментировании показали, что все дети, кто хоть раз проводил опыты, кому эта деятельность, безусловно, понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова.
Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее в себя содержание, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной ОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей; динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъект-субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака».
- Смотр-конкурс ««Лучший центр исследовательской деятельности»
К педсовету проведен смотр – конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности», которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности.
Во всех, участвовавших в конкурсе группах в мини-лабораториях выделены места для постоянной выставки: место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и бросового материалов. Во всех группах оборудовано и выделено место для проведения опытов.
Результаты смотра - конкурса ««Лучший центр исследовательской деятельности» 1-е место – группа «Солнышко»
2-е место – группа «Теремок »
3-е место – группа «Пчелки»
- Деловая игра
Итак, мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской. А теперь закрепим наши знания через деловую игру. Делимся на две команды – «Зелёные» и « Жёлтые».
Деловая игра для воспитателей «Что такое детское экспериментирование? 1.Что вы понимаете под термином «эксперимент»? Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт». Современный «Словарь иностранных языков» содержит такое определение: Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий Вообще опыт, попытка осуществить что-либо
| 2.Назовите, что такое демонстрационные и фронтальные наблюдения и эксперименты?
Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации
| 3. Что является объектом познания детей дошкольного возраста? Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы | 4. Что первично, причина или следствие? Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины | 7. Формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры. | 6. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации |
|
| 7. Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | 8. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство) | 9. Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет. Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями | 10. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания
|
|
|
Решение педсовета:
- Продолжать создавать в ДОУ педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
|