НОД для развития познавательной активности дошкольников путем организации исследовательской и конструктивной деятельности. Тема : «Свойства бумаги»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бортникова Юлия Вадимовна

Задачи:

Образовательные: формировать у детей умения и навыки работы с бумагой. Создать условия для изучения свойств бумаги, приемов работы с ней. Помочь детям с помощью экспериментов определить свойства бумаги.

Развивающие: Развивать наблюдательность, память, внимание, моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих предметов; конструированию из бумаги. Воспитывать умение аккуратно складывать детали, бережно относится к своей работе.

Демонстрационный материал:

Бумажное дерево, ёмкость с водой , кораблик из пластилина.

Раздаточные материал:

Игрушка, лист бумаги на каждого ребенка, конверт, письмо-рисунок

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите! Если ли в нашей группе что-то необыкновенное? (Дерево)

- Почему оно необыкновенное?(На нем бумажные листья)

-С помощью этого необычного дерева мы узнаем о свойствах бумаги.

2.Основная часть.

 -Воспитатель: Давайте сорвем один листочек. На обратной стороне что-то написано: «Мне очень грустно».

- Ребята, как можно развеселить наше дерево? ( Погладить листочки, полить его).

- Давайте погладим бумажный листочек, какой он?( гладкий, ровный плотный).

- Этот листик мы повесим на доску.

Сорвем следующий листочек. На нём написано следующее задание:

 « Поиграйте со мной в игру «Угадай кто я?».

- Ребята, вы умеете играть в такую игру?

- Сейчас я объясню вам правила игры. Возьмите каждый по одной игрушке в руки. Мне сейчас видно у кого какая игрушка. Как с помощью бумаги сделать так, чтобы я не угадала ваши игрушки? ( Нужно спрятать за листком бумаги). Попробуйте сами спрятать свои игрушки.

- Ребята, как вы думаете, почему мне теперь не видно ваши игрушки?

( Бумага не прозрачная).

- Повесим тоже этот листочек на нашу доску.

- Сорвем ёще один листочек с нашего дерева. На обратной стороне написано:

«Бумага-музыкальный инструмент»

Какие звуки издает бумага, если ее сминать? (Шуршит). Давайте все попробуем произнести звуки с помощью бумаги. Возьмите все по листочку бумаги и сомните из в руках. Что вы слышите?(Она шуршит, шелестит).

-Вешаем листочек на доску.

Физминутка «Гуляют дети»

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.

(ходьба на месте)

Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.

(потирают руку об руку)

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.

(топают ножками)

Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.

(приплясывают, подпрыгивают)

 

3.Воспитатель: -Ребята, подойдём к нашему дереву и сорвем ещё один листочек.

Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»

 Скажите ребята, а если поднести бумагу к огню, что будет с бумагой? (бумага горит)

- Вспомним с вами правила пожарной безопасности.

- Правильно, бумагу мы поджигать не будем. Спички детям не игрушка.

Вешаем наш листочек.

 Сорвем следующий листочек : «Отправим письма своим друзьям».

- Нужно взять большой листочек и сложить его в маленький конверт.

- Ребята, что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)

- Скажите, бумага легко складывается? (Легко)

- Всё правильно. Бумагу можно сгибать и складывать. Я отнесу ваши письма на почту. Повесим и этот листик на доску.

У нас остался ещё один листочек. На нём написано :«Морское путешествие».

-На чём можно отправится в морское путешествие?(На корабле)

- Как вы думаете, из чего мы можем сделать кораблики? ( Из бумаги)

-Я предлагаю каждому сделать кораблик.

4. Показ приемов работы и объяснение.

Воспитатель, обращает внимание детей на схему. Объясняя условные знаки и приёмы складывания.

Далее воспитатель показывает приемы выполнения работы, подробно поясняя каждое свое действие.

1. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.

У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.

2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом.

(правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом) Хорошенько проглаживаю линию сгиба.

У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так… .Одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.

Загибаю углы краев во внутрь.

Какая фигура получилась (треугольник)

3. Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.

4. Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.

5. У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.

6. Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.

 

- Ребята, теперь пустите кораблики в плавание

- Что делают кораблики? (Плывут)

- А у меню вот такой кораблик. Как вы думаете из чего он? (Из пластилина)

- Опустим его в воду.  Что с ним произошло? (Утонул)

- Почему? (Тяжелый, из пластилина)

- Почему бумажный кораблик плавает? (Легкий) Хотели бы вы отправится в путешествие на  бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)

- Правильно. Бумага легкая, плавает.

Вешаем листочек на доску

 

5.Итог: - Давайте вспомним, что мы узнали о бумаге. Какая она? (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать)

Сегодня мы говорили с вами о свойствах бумаги. У бумаги есть ещё много секретов, о которых мы узнаем на другом занятии. Давайте скажем дереву спасибо.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД для развития познавательной активности дошкольников путем организации исследовательской и конструктивной деятельности.

Тема : «Свойства бумаги»

        Цель: формировать у детей представление о свойствах бумаги. Показать, как провести опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей умения и навыки работы с бумагой. Создать условия для изучения свойств бумаги, приемов работы с ней. Помочь детям с помощью экспериментов определить свойства бумаги.

Развивающие: Развивать наблюдательность, память, внимание, моторику рук.

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих предметов; конструированию из бумаги. Воспитывать умение аккуратно складывать детали, бережно относится к своей работе.

Демонстрационный материал:

Бумажное дерево, ёмкость с водой , кораблик из пластилина.

Раздаточные материал:

Игрушка, лист бумаги на каждого ребенка, конверт, письмо-рисунок

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите! Если ли в нашей группе что-то необыкновенное? (Дерево)

- Почему оно необыкновенное?(На нем бумажные листья)

-С помощью этого необычного дерева мы узнаем о свойствах бумаги.

2.Основная часть.

 -Воспитатель: Давайте сорвем один листочек. На обратной стороне что-то написано: «Мне очень грустно».

- Ребята, как можно развеселить наше дерево? ( Погладить листочки, полить его).

- Давайте погладим бумажный листочек, какой он?( гладкий, ровный плотный).

- Этот листик мы повесим на доску.

Сорвем следующий листочек. На нём написано следующее задание:

 « Поиграйте со мной в игру «Угадай кто я?».

- Ребята, вы умеете играть в такую игру?

- Сейчас я объясню вам правила игры. Возьмите каждый по одной игрушке в руки. Мне сейчас видно у кого какая игрушка. Как с помощью бумаги сделать так, чтобы я не угадала ваши игрушки? ( Нужно спрятать за листком бумаги). Попробуйте сами спрятать свои игрушки.

- Ребята, как вы думаете, почему мне теперь не видно ваши игрушки?

( Бумага не прозрачная).

- Повесим тоже этот листочек на нашу доску.

- Сорвем ёще один листочек с нашего дерева. На обратной стороне написано:

«Бумага-музыкальный инструмент»

Какие звуки издает бумага, если ее сминать? (Шуршит). Давайте все попробуем произнести звуки с помощью бумаги. Возьмите все по листочку бумаги и сомните из в руках. Что вы слышите?(Она шуршит, шелестит).

-Вешаем листочек на доску.

Физминутка «Гуляют дети»

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.

(ходьба на месте)

Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.

(потирают руку об руку)

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.

(топают ножками)

Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.

(приплясывают, подпрыгивают)

3.Воспитатель: -Ребята, подойдём к нашему дереву и сорвем ещё один листочек.

Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»

 Скажите ребята, а если поднести бумагу к огню, что будет с бумагой? (бумага горит)

- Вспомним с вами правила пожарной безопасности.

- Правильно, бумагу мы поджигать не будем. Спички детям не игрушка.

Вешаем наш листочек.

 Сорвем следующий листочек : «Отправим письма своим друзьям».

- Нужно взять большой листочек и сложить его в маленький конверт.

- Ребята, что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)

- Скажите, бумага легко складывается? (Легко)

- Всё правильно. Бумагу можно сгибать и складывать. Я отнесу ваши письма на почту. Повесим и этот листик на доску.

У нас остался ещё один листочек. На нём написано :«Морское путешествие».

-На чём можно отправится в морское путешествие?(На корабле)

- Как вы думаете, из чего мы можем сделать кораблики? ( Из бумаги)

-Я предлагаю каждому сделать кораблик.

4. Показ приемов работы и объяснение.

Воспитатель, обращает внимание детей на схему. Объясняя условные знаки и приёмы складывания.

Далее воспитатель показывает приемы выполнения работы, подробно поясняя каждое свое действие.

1. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.

У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.

2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом.

(правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом) Хорошенько проглаживаю линию сгиба.

У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так… .Одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.

Загибаю углы краев во внутрь.

Какая фигура получилась (треугольник)

3. Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.

4. Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.

5. У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.

6. Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.

- Ребята, теперь пустите кораблики в плавание

- Что делают кораблики? (Плывут)

- А у меню вот такой кораблик. Как вы думаете из чего он? (Из пластилина)

- Опустим его в воду.  Что с ним произошло? (Утонул)

- Почему? (Тяжелый, из пластилина)

- Почему бумажный кораблик плавает? (Легкий) Хотели бы вы отправится в путешествие на  бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)

- Правильно. Бумага легкая, плавает.

Вешаем листочек на доску

5.Итог: - Давайте вспомним, что мы узнали о бумаге. Какая она? (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать)

Сегодня мы говорили с вами о свойствах бумаги. У бумаги есть ещё много секретов, о которых мы узнаем на другом занятии. Давайте скажем дереву спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников в элементарной исследовательской деятельности.

Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно – образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.Создание условий для детс...

Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»

На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Опыт работы "Развитие познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности"

Инновационный опыт. Целью является создание комплексной системы работы, направленной на развитие познавательной активности через организацию познавательно- исследовательской деятельности. Ведущая педа...

Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"

Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...

Развитие познавательной активности дошкольников путём организации исследовательской деятельности.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С...