НОД для развития познавательной активности дошкольников путем организации исследовательской и конструктивной деятельности. Тема : «Свойства бумаги»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Задачи:
Образовательные: формировать у детей умения и навыки работы с бумагой. Создать условия для изучения свойств бумаги, приемов работы с ней. Помочь детям с помощью экспериментов определить свойства бумаги.
Развивающие: Развивать наблюдательность, память, внимание, моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих предметов; конструированию из бумаги. Воспитывать умение аккуратно складывать детали, бережно относится к своей работе.
Демонстрационный материал:
Бумажное дерево, ёмкость с водой , кораблик из пластилина.
Раздаточные материал:
Игрушка, лист бумаги на каждого ребенка, конверт, письмо-рисунок
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите! Если ли в нашей группе что-то необыкновенное? (Дерево)
- Почему оно необыкновенное?(На нем бумажные листья)
-С помощью этого необычного дерева мы узнаем о свойствах бумаги.
2.Основная часть.
-Воспитатель: Давайте сорвем один листочек. На обратной стороне что-то написано: «Мне очень грустно».
- Ребята, как можно развеселить наше дерево? ( Погладить листочки, полить его).
- Давайте погладим бумажный листочек, какой он?( гладкий, ровный плотный).
- Этот листик мы повесим на доску.
Сорвем следующий листочек. На нём написано следующее задание:
« Поиграйте со мной в игру «Угадай кто я?».
- Ребята, вы умеете играть в такую игру?
- Сейчас я объясню вам правила игры. Возьмите каждый по одной игрушке в руки. Мне сейчас видно у кого какая игрушка. Как с помощью бумаги сделать так, чтобы я не угадала ваши игрушки? ( Нужно спрятать за листком бумаги). Попробуйте сами спрятать свои игрушки.
- Ребята, как вы думаете, почему мне теперь не видно ваши игрушки?
( Бумага не прозрачная).
- Повесим тоже этот листочек на нашу доску.
- Сорвем ёще один листочек с нашего дерева. На обратной стороне написано:
«Бумага-музыкальный инструмент»
Какие звуки издает бумага, если ее сминать? (Шуршит). Давайте все попробуем произнести звуки с помощью бумаги. Возьмите все по листочку бумаги и сомните из в руках. Что вы слышите?(Она шуршит, шелестит).
-Вешаем листочек на доску.
Физминутка «Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(потирают руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(топают ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(приплясывают, подпрыгивают)
3.Воспитатель: -Ребята, подойдём к нашему дереву и сорвем ещё один листочек.
Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»
Скажите ребята, а если поднести бумагу к огню, что будет с бумагой? (бумага горит)
- Вспомним с вами правила пожарной безопасности.
- Правильно, бумагу мы поджигать не будем. Спички детям не игрушка.
Вешаем наш листочек.
Сорвем следующий листочек : «Отправим письма своим друзьям».
- Нужно взять большой листочек и сложить его в маленький конверт.
- Ребята, что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)
- Скажите, бумага легко складывается? (Легко)
- Всё правильно. Бумагу можно сгибать и складывать. Я отнесу ваши письма на почту. Повесим и этот листик на доску.
У нас остался ещё один листочек. На нём написано :«Морское путешествие».
-На чём можно отправится в морское путешествие?(На корабле)
- Как вы думаете, из чего мы можем сделать кораблики? ( Из бумаги)
-Я предлагаю каждому сделать кораблик.
4. Показ приемов работы и объяснение.
Воспитатель, обращает внимание детей на схему. Объясняя условные знаки и приёмы складывания.
Далее воспитатель показывает приемы выполнения работы, подробно поясняя каждое свое действие.
1. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.
У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.
2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом.
(правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом) Хорошенько проглаживаю линию сгиба.
У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так… .Одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.
Загибаю углы краев во внутрь.
Какая фигура получилась (треугольник)
3. Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.
4. Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
5. У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.
6. Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.
- Ребята, теперь пустите кораблики в плавание
- Что делают кораблики? (Плывут)
- А у меню вот такой кораблик. Как вы думаете из чего он? (Из пластилина)
- Опустим его в воду. Что с ним произошло? (Утонул)
- Почему? (Тяжелый, из пластилина)
- Почему бумажный кораблик плавает? (Легкий) Хотели бы вы отправится в путешествие на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)
- Правильно. Бумага легкая, плавает.
Вешаем листочек на доску
5.Итог: - Давайте вспомним, что мы узнали о бумаге. Какая она? (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать)
Сегодня мы говорили с вами о свойствах бумаги. У бумаги есть ещё много секретов, о которых мы узнаем на другом занятии. Давайте скажем дереву спасибо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД для развития познавательной активности дошкольников путем организации исследовательской и конструктивной деятельности.
Тема : «Свойства бумаги»
Цель: формировать у детей представление о свойствах бумаги. Показать, как провести опыты и эксперименты с бумагой.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей умения и навыки работы с бумагой. Создать условия для изучения свойств бумаги, приемов работы с ней. Помочь детям с помощью экспериментов определить свойства бумаги.
Развивающие: Развивать наблюдательность, память, внимание, моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих предметов; конструированию из бумаги. Воспитывать умение аккуратно складывать детали, бережно относится к своей работе.
Демонстрационный материал:
Бумажное дерево, ёмкость с водой , кораблик из пластилина.
Раздаточные материал:
Игрушка, лист бумаги на каждого ребенка, конверт, письмо-рисунок
Ход НОД:
- Организационный момент.
Воспитатель:- Ребята, посмотрите! Если ли в нашей группе что-то необыкновенное? (Дерево)
- Почему оно необыкновенное?(На нем бумажные листья)
-С помощью этого необычного дерева мы узнаем о свойствах бумаги.
2.Основная часть.
-Воспитатель: Давайте сорвем один листочек. На обратной стороне что-то написано: «Мне очень грустно».
- Ребята, как можно развеселить наше дерево? ( Погладить листочки, полить его).
- Давайте погладим бумажный листочек, какой он?( гладкий, ровный плотный).
- Этот листик мы повесим на доску.
Сорвем следующий листочек. На нём написано следующее задание:
« Поиграйте со мной в игру «Угадай кто я?».
- Ребята, вы умеете играть в такую игру?
- Сейчас я объясню вам правила игры. Возьмите каждый по одной игрушке в руки. Мне сейчас видно у кого какая игрушка. Как с помощью бумаги сделать так, чтобы я не угадала ваши игрушки? ( Нужно спрятать за листком бумаги). Попробуйте сами спрятать свои игрушки.
- Ребята, как вы думаете, почему мне теперь не видно ваши игрушки?
( Бумага не прозрачная).
- Повесим тоже этот листочек на нашу доску.
- Сорвем ёще один листочек с нашего дерева. На обратной стороне написано:
«Бумага-музыкальный инструмент»
Какие звуки издает бумага, если ее сминать? (Шуршит). Давайте все попробуем произнести звуки с помощью бумаги. Возьмите все по листочку бумаги и сомните из в руках. Что вы слышите?(Она шуршит, шелестит).
-Вешаем листочек на доску.
Физминутка «Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети.
(ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
(потирают руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
(топают ножками)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.
(приплясывают, подпрыгивают)
3.Воспитатель: -Ребята, подойдём к нашему дереву и сорвем ещё один листочек.
Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»
Скажите ребята, а если поднести бумагу к огню, что будет с бумагой? (бумага горит)
- Вспомним с вами правила пожарной безопасности.
- Правильно, бумагу мы поджигать не будем. Спички детям не игрушка.
Вешаем наш листочек.
Сорвем следующий листочек : «Отправим письма своим друзьям».
- Нужно взять большой листочек и сложить его в маленький конверт.
- Ребята, что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)
- Скажите, бумага легко складывается? (Легко)
- Всё правильно. Бумагу можно сгибать и складывать. Я отнесу ваши письма на почту. Повесим и этот листик на доску.
У нас остался ещё один листочек. На нём написано :«Морское путешествие».
-На чём можно отправится в морское путешествие?(На корабле)
- Как вы думаете, из чего мы можем сделать кораблики? ( Из бумаги)
-Я предлагаю каждому сделать кораблик.
4. Показ приемов работы и объяснение.
Воспитатель, обращает внимание детей на схему. Объясняя условные знаки и приёмы складывания.
Далее воспитатель показывает приемы выполнения работы, подробно поясняя каждое свое действие.
1. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Кладу перед собой прямоугольный лист и складываю его пополам по длинной стороне, так, чтобы соединились боковые стороны прямоугольника.
У меня снова получился прямоугольник, только поменьше. На линии сгиба (по вертикальной стороне) я обличу середину согнув ее слегка пополам теперь складываем еще пополам, чтобы найти его центр.
2. Загибаю верхние углы к центру под прямым углом.
(правый загибаю и левый, так чтобы уголки точно встретились друг с другом) Хорошенько проглаживаю линию сгиба.
У нас остались свободные края снизу. Подогну их наверх с двух сторон. Вот так… .Одну загибаю, другую, снова проглаживаю линию сгиба.
Загибаю углы краев во внутрь.
Какая фигура получилась (треугольник)
3. Раскрываю наш треугольник и свожу противоположные углы получившегося треугольника. Какая фигура получилась? (квадрат). Закрепляю новую линию сгиба.
4. Загибаю нижние углы к верхнему углу с двух сторон, чтобы получился треугольник.
5. У получившегося треугольника свожу противоположные углы друг к другу - получился опять квадрат.
6. Держу квадрат за верхние уголки и развожу их в сторону, пока не получится кораблик.
- Ребята, теперь пустите кораблики в плавание
- Что делают кораблики? (Плывут)
- А у меню вот такой кораблик. Как вы думаете из чего он? (Из пластилина)
- Опустим его в воду. Что с ним произошло? (Утонул)
- Почему? (Тяжелый, из пластилина)
- Почему бумажный кораблик плавает? (Легкий) Хотели бы вы отправится в путешествие на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)
- Правильно. Бумага легкая, плавает.
Вешаем листочек на доску
5.Итог: - Давайте вспомним, что мы узнали о бумаге. Какая она? (гладкая, легкая, непрозрачная, ее можно сгибать, сворачивать)
Сегодня мы говорили с вами о свойствах бумаги. У бумаги есть ещё много секретов, о которых мы узнаем на другом занятии. Давайте скажем дереву спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников в элементарной исследовательской деятельности.
Диагностика уровня развития познавательной активности дошкольников и построение воспитательно – образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.Создание условий для детс...
Конспект педагогического совета по теме «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности»
конспект создан для педагогического совета....
Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»
На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....
Опыт работы "Развитие познавательной активности детей посредством организации исследовательской деятельности"
Инновационный опыт. Целью является создание комплексной системы работы, направленной на развитие познавательной активности через организацию познавательно- исследовательской деятельности. Ведущая педа...
Доклад по опыту работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности"
Актуальность:В наше время вопрос о развитии конструктивной деятельности безусловно важен. Дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.Специалисты пришли к мнен...
Развитие познавательной активности дошкольников путём организации исследовательской деятельности.
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С...