Педагогический опыт: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
материал
Педагогический опыт: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«… Дитя, молодое существо с первого своего
появления на свет Божий, с первого дня рождения,
сообразно своей природе, должно непременно быть понято,
направляемо и поставлено в возможность
свободного всестороннего употребления своих сил»
Ф. Фрёбель
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основной вид детской деятельности – игру, и охватывает все образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель. По мнению Ф. Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. На сегодняшний день наличие огромного выбора развивающих игр зачастую приводит к хаотичному их использованию, что вызывает затруднения у большинства педагогов при построении целостного педагогического процесса. Фридрих Фрёбель создал игровой набор для детей, так называемые «Дары Фрёбеля».
Большое значение в системе Фрёбеля отводится активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фрёбель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фрёбель, естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей, автор идеи осознанного использования особых игрушек с развивающим потенциалом для обучения и воспитания детей в раннем возрасте.
Он первым рассмотрел игру и ручной труд, как важное средство для развития природных задатков ребенка с рождения, признал индивидуальность и природные способности каждого ребенка. Им была разработана уникальная методика общественного дошкольного воспитания, оснащенная практическими пособиями из простых и доступных материалов, так называемые «Дары Фрёбеля». Детские сады Фрёбеля были ориентированы на гармоничное развитие ребенка, в них создавалась особая развивающая атмосфера, приветствовалась свобода общения педагога и ребенка, а обучение было построено на практических играх-занятиях с учетом возрастных особенностей детей.
Основой «Даров Фрёбеля» являются - мяч, шар, кубик. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение и т.д.
Во время педагогической деятельности Фрёбеля в практике детских садов использовались всего 6 «Даров», то в настоящее время игровой набор «Дары Фрёбеля» представляет систему из 14 модулей. Этот дидактический материал можно использовать для занятий с детьми в дошкольном учреждении и в домашних условиях, он прост для понимания взрослых и дополняет обычные игры ребенка развивающим потенциалом.
Модуль № 1 – «Текстильные мячики».
12 штук – 6 пар мячиков одинаковых по цвету и обвязанных цветной нитью. 6 мячиков имеют нить – петельку для подвеса. Цвета: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зеленый (цвета радуги).
С помощью данного модуля:
- тренируется мелкая моторика рук;
- развиваются речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка;
- дети изучают цвета и формы;
- ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т.д.);
- с помощью мячиков, подвешенных на нитях ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны;
- закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.
Модуль № 2 – «Основные тела».
6 штук, 3 пары геометрических фигур – шар, куб, цилиндр. 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса. Сборная подставка для подвешивания фигур.
- знакомство с разными формами предмета;
- сравнение фигур между собой, умение анализировать и выявлять особенность и качество каждой.
- формирование самостоятельных исследовательских навыков;
-изучение движения предмета по траектории и различным направлениям.
-с помощью фигур, подвешенных на нитях, обучаем направлению движения предмета в различные стороны. Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию.
-развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 3 «Куб из кубиков»
Модуль № 4 «Куб из брусков»
Модуль № 5 «Кубики и призмы»
Модуль№ 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Модули 3 - 4 представляют собой куб, разделённый на мелкие кубики.
Маленькие кубики дают возможность в наглядной форме объяснить ребёнку понятие «целое» и «часть», разницу между формой и величиной, количество частей знакомит с числом. Исследуя кубики, ребёнок начинает строить фигуры, которые напоминают ему предметы из социального окружения (стол, стул, ступеньки и т. д.). Всему, что сможет построить ребёнок даётся название, и в ходе беседы идёт сравнение реального объекта с получившейся моделью.
Таким образом, развивается мышление, а это ведёт к осознанию ребёнком того, что он изобразил. В игровой форме занятия с материалами помогут ребёнку развить на практике логические способности, умение рассуждать и делать выводы.
5-6 модули включают большое количество геометрических фигур, что позволяет расширить возможность строительных комбинаций.
Модуль № 7 «Цветные фигуры»
8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.
-изучение различных плоскостных геометрических фигур;
-сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме;
- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации;
- подготовка руки к рисованию;
- развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок.
- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 8 «Палочки»
6 наборов палочек разной длины и разного цвета: синий, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, чёрный и белый.
- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации;
-сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера;
-обучение счёту, использование палочек в качестве счётного материала;
- выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание);
- развитие творческих способностей - составление различных узоров и картинок;
- развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 9 «Кольца и полукольца»
Деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов: синий, фиолетовый, жёлтый, красный, оранжевый, зелёный.
- тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно- моторной координации;
- развитие творческих способностей - составление различных узоров и картинок;
- развитие игровой деятельности ребёнка.
Модуль № 10 «Фишки»
Фишки: диаметр – 10 мм, высота – 5 мм.
Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, белый, черный.
- сортировка и упорядочивание фигур по цвету, по форме.
- обучение счету использование фишек в качестве счетного материала.
- выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание)
- развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок.
- развитие игровой деятельности ребенка.
Модуль № 11 «Цветные тела»
Цилиндры, шары и кубы с отверстием. Шнурок для нанизывания.
Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый.
- тренировка мелкой моторики рук.
- развитие сенсомоторных навыков.
- изучение различных геометрических форм.
- развитие умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу.
- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Модуль № 12 «Мозаика. Шнуровка»
Синее перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках и шнурки.
Цвета: синий, фиолетовый, желтый, красный, оранжевый, зеленый, черный, белый.
- тренировка мелкой моторики рук.
- развитие сенсомоторных навыков, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу
- изучение комбинаций форм и цветов.
- подготовка рук к рисованию.
- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Модуль № 13 «Башенки»
Кубики – 12шт. Треугольные размеры (1/2 куба) – 12шт. Полуцилиндры – 12шт. Куб с вырезом под цилиндр – 8шт.
-закрепление название геометрических фигур, конструирование. Объединение с модулями 3-6 позволит создать сложные конструкции.
- развитие речевых способностей и игровой деятельности ребенка.
Модуль № 14 «Арки и цифры»
Дуги – 75 мм. Дуги – 50 мм. Дуги – 25 мм.
9 кубиков, с цифрами 0 – 1 – 2 – 3, 0 – 4 – 5 – 6, 0 – 7 – 8 – 9.
- развитие мелкой моторики рук и сенсомоторных навыков.
- развитие творческих способностей – состояние различных узоров и картинок.
- подготовка руки к рисованию и письму.
-развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребенка
Цель моей работы: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой активности с помощью игрового набора «Дары Фрёбеля».
Задачи:
- познакомить детей с сенсорными эталонами, их практическим использованием в конструктивной деятельности;
- развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, основываясь на практическом опыте;
- развивать физические качества детей младшего дошкольного возраста;
- развивать творческое воображение детей младшего дошкольного возраста;
- развивать навыки игрового взаимодействия со взрослыми и сверстками с использованием игрового набора «Дары Фребеля»;
- способствовать организации самостоятельной игровой деятельности детей с использованием «Даров Фребеля».
Гипотеза:
Я полагаю, что использование в образовательном процессе с детьми младшей группы игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской деятельности - познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой будет способствовать положительной динамике развития детей младшего дошкольного возраста.
Так же я изучила:
- Педагогическую систему Фридриха Фрёбеля;
- Методические рекомендации Ю. В. Карповой, В. В. Кожевниковой, А. В. Соколовой по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО и в различных образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
- Научные статьи и презентации;
- Составила план работы с детьми по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми по образовательным областям:
Совместная образовательная деятельность с детьми | Интеграция | |||
Деятельность в ходе режимных моментов | НОД | Образовательных областей | Интегрированные формы образовательной деятельности | |
Понедельник | Строительные игры. Индивидуальная работа по ознакомлению с пространственными отношениями – игра «Бусы рассыпались» (набор № J1) Подвижная игра «Ловишка» (набор № J1) | Ознакомление с пространственными отношениями («Путешествие по городам» набор № 3,4,5,5в,6)
| Социализация Познание | Игровые обучающие ситуации. |
Вторник | Предварительная работа – игра на обогащение словаря «Магазин» (Набор №7. Коллективные строительные игры «Построй теремок» (Набор №3,4,5,5в,6) Игра «Настроение» (Набор № 9, 10) | Конструирование Окружающий мир (Игра «Семья» набор №7, 8,9,10) | Познание Социализация Художественное творчество Коммуникация Труд Физическая культура | Игровые обучающие ситуации |
Среда | Индивидуальная работа – пересказ сказки – «Построй теремок» (Набор №3,4,5,5в,6,7) Игра «Веселый человечек» (Набор № 7,8,9,10) | Развитие речи/художественная литература. Рисование | Социализация Познание Художественное творчество | Творческая мастерская. Театрализованная деятельность. |
Четверг | Игра «Столько же» (набор № J1, 7,10) | Математика (игра «Ателье» набор № 7,10) | Познание Художественное творчество Социализация Коммуникация Труд | Игровые обучающие ситуации. |
Пятница | Игра «Музыкальное настроение» (набор №1 | Музыка | Музыка Познание Социализация Коммуникация | Музыкальная мастерская. |
Использование игрового набора помогает сделать образовательный процесс интереснее для каждого ребёнка, позволяет детям, играя, развиваться в различных видах деятельности.
Игры с использованием набора «Дары Фребеля» помогают в решении разнообразных образовательных задач. Например, каждая из игр образовательной области познавательное развитие, способствует решению задач из других образовательных областей, формируя универсальные качества мышления ребёнка. Во всех играх, а в особенности в игре «Волшебный мешочек», (прил.№1) развивается способность обнаруживать и интерпретировать сенсорные стимулы. В таких играх, как «Капризная принцесса», «Одного поля ягоды», дети проявляют оригинальность мышления через составление разнообразных вариантов одинаковых и разных предметов по форме, цвету, размеру и другим признакам. Особое значение знания о свойствах предметов приобретают в играх (прил. №2) «Большая стирка», «Аптека», где дети из геометрических фигур создают разные предметы: одежду, лекарство, предметы быта и др. В каждой из подобранных игр развивается тот или иной вид памяти, а специально для тренировки кратковременной памяти, то есть способности сохранять свежие события и объединять их в непрерывную последовательность, предлагается игра «В мире фигур». Такие игры как «Аптека», «Готовим обед для гостей», «Туристический автобус», «Аэропорт» могут использоваться как дидактические, так и сюжетно-ролевые.
В образовательной области речевое развитие при помощи игры «Волшебники» (прил. №3) эффективно развиваются различные формы общения через расширение вербальных и невербальных средств. Стимулируют развитие у детей связной речи такие игры как «Путаница», «Небоскрёб», «Для чего ещё» в процессе конструирования и коллективной творческой деятельности. Приобщают к художественной литературе и драматизации литературных произведений игры «Красная шапочка», «Колобок». Все эти игры не только развивают звуковую культуру речи, активный словарный запас, диалогическую и монологическую речь, но и конструктивные, изобразительные навыки, любознательность, познавательную активность, формируют первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа и общечеловеческих ценностях.
В образовательной области художественно - эстетическое развитие игровыми средствами «Даров Фрёбеля» мы формируем эстетическое отношение к окружающему миру через знакомство с основами композиции, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира в играх (прил.№4) «Перышко курочки рябы», «Качели», «Бабочка». В играх «Рожица», «Грибок» формируем элементарные представления о видах искусства через создание различных картин мелкими предметами. Удачно реализуется самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивная) в играх «Веточка мимозы», «Зайчик», «Снеговик».
В образовательной области социально-коммуникативное развитие в процессе дидактических и сюжетных игр, «Магазин», «Пароход» у детей формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества, развиваются элементарная самостоятельность, целенаправленность собственных действий. В играх (прил.№5) «Дорожное движение», «Костерок» дети усваивают основы безопасного поведения в быту, социуме и природе в процессе познавательно-исследовательской, конструктивной, двигательной и речевой деятельности. Игры «Золушка», «Магазин», «Путешествие», «Настроение» также как и все остальные формируют у детей готовность к совместной деятельности.
Игры в образовательной области физическое развитие не только формируют у детей физические качества, но и начальное представление о некоторых играх с правилами (прил.№6) - «Волшебный шар», «Верёвочка». Игра «Умею-не умею» знакомит детей с ценностями здорового образа жизни. Игры «Лови-лови», «Тише мыши», «Карусели», «Ручеёк» способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развивают равновесие и координацию движений, крупной и мелкой моторики рук. Надо отметить, что все игры данной методики являются подвижными или малоподвижными, в каждой игре используется физкультминутка или рече- двигательная гимнастика.
Главные помощники в моей работе – это родители воспитанников. Они активно приветствуют появление «Даров Фребеля» в группе, заинтересованно изучают игры. Мною были оформлены для них консультации по использованию данного пособия так же в домашних условиях.
Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.
Дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
В дальнейшем планирую продолжать работу по данному направлению, расширить и разнообразить применение игровых средств Фрёбеля – педагогики в работе с детьми для ещё более эффективных качественных изменений в их развитии.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
- Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультета высш. учеб. заведений / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
- Веракса Н.Е. Основная образовательная программа ДО «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 386 с.
- Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В.В. Данилова, Р.Л. Березина, Т.Д. Рихтерман / под ред. В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
- Карпова Ю.В. Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В. Соколова; под ред. В.В. Кожевниковой. - М.: Варсон, 2014. – 20 с.
- Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. «Социально-коммуникативное развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г., 44 с.
- Карпова Ю. В., Кожевникова В. В., Соколова А. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области. «Физическое развитие». Методические рекомендации. Москва: ООО «Издательство «Варсон», 2014 г., 24 с.
- Карпова Ю. В., В. В. Кожевникова, А.В. Соколова «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля»
- Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников / Е. В. Колесникова. – М., 2001. – 88 с.
- Метлина, Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., перераб. / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с., ил.
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. Москва: ИД «Карапуз», 2000, 272 с. (Педагогика детства)
- Перова, М.И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М.И. Перова. - М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Москва: Просвещение, 1982 г., 96 с.
- Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к опыту работы "Использование игровой материал " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Игровой набор " Дары фрёбеля" это одна из новых форм организации процесса обучения и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми. Набор позваляет решать за...
Опыт работы " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
Представление педагогического опыта на городских педагогических чтениях в форме мастер - класса по теме " Использование игрового набора " Дары Фрёбеля" в образовательной дея...
Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Доклад Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста...
Презентация к докладу Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Презентация к докладу...
Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование игрового набора «дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Сегодня мы с вами поговорим о развивающих детских играх. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации...
Мастер - класс на тему: "Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали еще педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребенка, был известный немецкий педагог 19 век...