здоровьесберегающие технологии
статья (старшая группа)

Цыганкова Светлана Петровна

выступление на педагогическом салоне по теме ЗОЖ и утренняя гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zozh.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

      Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в несколько раз. Известно, что здоровье –это физическое, психическое и социальное благополучие человека. Об укреплении физического здоровья говорилось много и развернуто. Я бы хотела остановиться на психическом и социальном компоненте здоровья ребенка. И выдвинуть такую гипотезу, что при наличии психического здоровья, укрепление физического происходит эффективнее и целостнее. С внедрением в дошкольное образование инклюзивного компонента, мы  столкнулись с такой проблемой, когда к нам приходят дети уже с отклонениями в физическом развитии. И наша единственная возможность, на мой взгляд, укрепить их психическое здоровье, для того что бы они смогли влиться в социум и найти свое место в жизни. Давно известна аксиома, не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним.

Предметно - пространственная среда, созданная в группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, и в том числе- психического здоровья! созданные в группе зоны, где дети могут уединиться или наоборот, принять участие в общей игре. Это дает право выбора ребенку, формирует его личностные качества. Задача моя, как педагога, в этой ситуации, наблюдать и координировать все игровые ситуации. Вовремя выстраивать сюжетную линию игры или проблемной ситуации. В группе есть «тактильная гусеница спокойствия». Она служит для снятия эмоционального и психического напряжения. Каждый ребенок может дотронуться к вязанной, приятной на ощупь, гусенице, рассказать ей о своих страхах и переживаниях.   Очень любят ребята «печку тепла и добра». Смысл ее заключается в том, что ребята, совершая добрые поступки, за день могут крепить любой значок к этой печке, и у кого за день наберется большее число знаков, является самым и добрым за этот день. Это позволяет не только развивать их личностные качества, но и формировать благоприятный психологический климат в группе. А он является основой для укрепления психического здоровья ребенка. Любят мои ребята и играть. Активно использую игры – этюды из психогимнастики Чистяковой, на снятие мышечного напряжения,  но  и  играем с ними в такие игры как : « На какое животное я похож..», «Море волнуется раз..» (виды спорта замри; лучший спортсмен замри…; любимое упражнение на зарядке замри…) «Шляпа желаний», ( по желанию ребенку одевают шляпу, и он прогнозирует каким будет день в садике, какой будет игровая деятельность. Устанавливая себе и окружающим цели на позитивный настрой к деятельности) Данная игра видоизмененная теория « шести шляп» Эдварда де Боно, которая описывает групповую дискуссию умственной деятельности с использованием шести шляп. Это метод планирования подробного последовательного группового мыслительного процесса. (белая шляпа – ЧТО дано?, Желтая шляпа – что в этом хорошего? Черная шляпа- насколько это безопасно? Красная шляпа -  что я чувствую по этому поводу? Зеленая шляпа -  что можно сделать для достижения цели? Синяя шляпа -  чего хотим достичь? ) данная теория направленна на развитие мышления, но немного упростив  и изменив ее, мы получили отличную игру, которая направленна на целеполагание, на развитие мышления, речи, на умение работать в команде. «В гости к трудностям»( ребятам предлагаются проблемные ситуации и сообща принимаются решения пути выхода из нее. Например, у Егора заболел зуб что делать? Обсуждают, понимают, что надо идти к врачу, но он боится, что делать дальше? Можно пойти с кем то из друзей, не только с мамой, можно пообещать самому себе некий приз за храбрость! И что делать , что бы больше не пришлось идти к врачу? Чистить зубы, полоскать рот, меньше есть сладостей.)  Все формы работы с детьми по укреплению физического и психического здоровья, конечно же ведутся в нашей группе.  

                        Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

физкультурные занятия; самостоятельная деятельность детей; подвижные игры; утренняя гимнастика; физкультминутки, упражнения после дневного сна; физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами; прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники; беседы; чтение художественной литературы.

Но все эти формы мы стараемся окрасить «эмоциональной краской». После каждого вида деятельности, в момент рефлексии, обязательно отслеживается эмоциональная сторона и психический комфорт в данной ситуации. (это может быть смайлики, цвет настроения, зарисовки, жесты и мимика)

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие, а следовательно- укрепляют иммунитет. В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Семья», «кафе» и т.п. закрепляются навыки здоровьеформирования. Активно использую в практике элементы сказкотерапии. Например, придумай новый конец к старой сказке, или сочинение совместной коллективной сказки. Когда каждый ребенок вводит своего собственного героя в сюжет и от его лица проигрывает, проговаривает проблемы, с которыми сталкивается сам.

Физкультурные досуги и праздники совместные с родителями, играют огромную роль в укреплении психического и физического здоровья. Ведь ребенок не только удовлетворяет двигательные потребности, но и укрепляет психоэмоциональные связи с родителями, и вообще, взрослыми. Тем самым становясь более стрессоустойчивым. Проводятся много консультаций, как индивидуальных, так групповых, мастер-классы, где родители могут примерить на себя роль ребенка и ощутить всю тяжесть той или иной ситуации. Так, например, мастер- класс по взаимодействию ребенка и родителя «что делать если…». Где родители , разбивались на подгруппы и по очереди примеряли на себя роль ребенка  и родителя, решают проблемную ситуацию.( если ребенок не хочет спать, если капризничает и др.) все это позволяет лучше понять друг друга, тем самым укрепляя детско- родительские отношения и психическое здоровье  ребят.  Созданная в группе система по здоровьесбережению позволяет качественно решать задачу развития и укрепления психически развитой, социально-активной личности. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, коммуникативного и социального контакта с окружающими. В результате организованной работы по формированию здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, улучшилась эмоциональная сфера.

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению психического здоровья детей обеспечила стабильное укрепление иммунитета и как следствие -  физического  здоровья тоже.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский Сад №1 р.п. Тамала.

Выступление на областном педагогическом салоне.

«Психическое здоровье дошкольников – как элемент целостной системы укрепления здоровья детей»

                                                                                   Подготовил :

                                                                                    воспитатель , педагог – психолог.

                                                                                     Цыганкова С.П.

                                                  Тамала 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...