опыт работы
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Приходько Елена Ивановна

опыт работы на конкурс 2Педагог года" 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_prihodko_na_pedagog_goda_4.docx54.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дружинский» Омского муниципального района Омской области

Опыт педагогической работы

 «Проектная деятельность как способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

                                                       Воспитатель                                    

                                                            1 квалификационной  категории

Приходько  Елена  Ивановна

                                                                 Стаж работы  14  лет

2020 год

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

ВВЕДЕНИЕ

Изменение социальных условий жизни в нашем обществе определяют иные тенденции развития системы образования. Образование определяется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.  Переориентация образования на личностные ценности требует от педагога такой деятельности, которая будет направлена на развитие индивидуальности и уникальности каждого ребенка, что предполагает, прежде всего, развитие познавательной активности и раскрытие его творческого потенциала.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые  преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и  духовной  культуры,  проявляющаяся в творчестве, волевых актах.

 

Познавательная активность личности:

• состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И.Ф. Харламов);

• готовность и стремление к энергичному освоению знаний (Н.А.Половникова);

• проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Аристова).

Познавательная  активность  при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой  чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду.  Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни,  активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

В процессе проведения мониторинга познавательного развития детей своей группы, обратила внимание, что дети не умеют видеть, выделять и решать проблему, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предложения, делать выводы.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы,  является  метод  проектной деятельности, который позволяет организовать обучение дошкольников так,  чтобы ребёнок мог проявить свою  познавательную активность.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующие его, вопросы – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться  дополнительные  методы. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через проектную деятельность  у детей дошкольного возраста развивается любознательность, пытливость ума и формируются устойчивые познавательные интересы.  Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает  любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

При организации проектной деятельности в группе я столкнулась со следующими противоречиями:

  •  Несоответствие между традиционной  формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты НОД (занятий), структуру перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог,  и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

  •  Между целенаправленным внедрением проектной технологии в образовательный процесс и отсутствием педагогических знаний у родителей.

Невозможно развивать субъективность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы  дожидаться необычного решения, а в том что, он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задач с точки зрения пространственных возможностей.

В соответствии с этим мною была определена цель:

- развивать познавательную активность детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Для достижения цели определила следующие задачи:

- создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей;

- формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; умения презентовать продукт своей творческой деятельности;

- развитие любознательности, познавательной мотивации и  желания участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской, творческой деятельности;

- вовлечение  родителей  в  процессе совместной проектно-исследовательской, творческой деятельности.

Теоретические основы использования метода проектов в развитии детей.

Методологическую основу и теоретическую базу опыта составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина;  идеи  народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли  также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации,  а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый  результат.  Вся  работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее  время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Основной  целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами  исследовательской  деятельности детей.

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта,  предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.  Проектный  метод в дошкольном образовании рассматривается как некая альтернатива урочной системе. Современный  проект  дошкольника – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского). Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. А.В. Запорожец, Л.И. Божович (1968) отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы, определенную степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка. Л.В. Занков писал: «...мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта». Любопытство является источником появления любознательности. А.И. Сорокина определяет любознательность как «...общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений». 

Н.Ф.Добрынин подчеркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, В.А. Сухомлинский, А. И. Сорокина, Н.С. Денисенкова характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего. Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде. Важнейшей задачей педагогических работников является определение путей, дидактических условий, педагогической системы стимулирования познавательной активности ребенка дошкольного возраста.

Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать  полученные  знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.

Реализация метода проектной деятельности как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

 

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  произошел переход на комплексно-тематический принцип построения образовательного  процесса. В течение недели воспитательно-образовательный процесс объединен одной темой, например, игрушки, человек.  Работая над темами  недели,  пришла к тому, что проектный метод более глубоко может  раскрыть  тему  недели и привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Работая по внедрению проектного метода, я отобрала методы и приемы, используемые мною  при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

• наглядный;

• словесный;

• практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

• создание воображаемой ситуации;

• использование музыки, ИКТ-технологий.  

        

Одним из современных перспективных методов образования дошкольников, является метод  проектирования, который я активно использую в своей работе.

Считаю, что правильно организованная развивающая предметно -пространственная среда  может стать одной из важных составляющих в организации проекта.

В группе имеется достаточное количество энциклопедического материала, в котором дети самостоятельно могут найти интересующую их информацию, так же в группе имеется видеоаппаратура (телевизор, ноутбук), которые активно используются мной на занятиях для показа презентаций, познавательных фильмов и т.д.

Я активно использую изменения в развивающей  среде  в  качестве мотивации к проекту; вместе с детьми вносим изменения в пространство группы во время реализации  проекта; насыщаем предметно-пространственную среду  итоговыми продуктами, полученными в ходе проекта. Все итоговые продукты (проекты)  служат и в качестве наглядного материала на занятиях  и  для самостоятельной  деятельности детей в группе.

В проектной деятельности  ребёнок является активным субъектом образовательного процесса:

  •  Он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;
  •  Он может самостоятельно выбирать деятельность и устанавливать последовательность и общую продолжительность её выполнения;
  •  Он может выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;
  •  Он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.

Любой проект я начинаю с обязательного обсуждения темы будущего проекта вместе с детьми. Уточняю, что дети знают, что  хотят узнать, что они  предполагают  сделать,  чтобы это узнать. Затем идет  совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, подготовка и постоянное пополнение    предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта). Каждый  проект, особенно долгосрочный,  многодневный,  обязательно  предполагает  подведение  итогов, я это провожу как итоговое мероприятие с презентацией  продукта самого проекта.

Чтобы  привлечь  родителей к организации  и реализации  проектов провела  родительское  собрание  «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»,  где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что  замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах. Так же подготовила письменную консультацию: «Что такое детское проектирование?», все результаты проектов выкладываются на сайт нашей  группы.

Большинство родителей стали активно сотрудничать с детским садом, включаться в различные формы совместной работы, что помогает педагогам решать многие  воспитательно-образовательные задачи.

Вовлечение детей и родителей  в проектную деятельность началось с осуществления проекта «Огород на окне», в ходе которого был проведен цикл занятий по обогащению представлений детей об овощах и фруктах; дети и родители  приняли  активное участие в организации  проекта «Мой огород»: придумали сюжет для нашего огорода, приобрели землю, семена. Совместно с детьми посеяли семена и ухаживали за огородом. Результатом проекта стал огород, который дети вырастили сами. (Приложение   ).

Знакомство детей с дикими и домашними животными  в рамках проекта «Дикие и домашние животные» проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли  роль  животных в жизни человека, сопереживали героям;  на занятиях  художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в беседе о разнообразии животного мира, сравнивали диких и домашних животных России. Результат проекта – оформление альбома «Домашние любимцы» (Приложение   ).

Следующим   проектом   стал  «Новый год», где дети познакомились  с традициями и символами  нового года.  Родители  с детьми  приняли  участие в выставках и конкурсах  проходимых  в детском саду «Новогодняя игрушка», «Чудо валенки». Результат проекта – Адвент-календарь с выполненными заданиями.  (Приложение    ).

            Своеобразным звеном развития познавательной активности  детей стал  информационно-практический проект «23 февраля – день защитников отечества». Тема « Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы  Родины.  Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви. В результате реализации проекта дети приняли участие в литературном конкурсе «Я горжусь своим папой», который проходил в сельской библиотеке с.Дружино, совместно с родителями оформили альбом «Наши папы солдаты», создали мини-коллекцию кукол в военной форме, тем самым обогатив РППС группы по нравственно-патриотическому воспитанию.  (Приложение    ).

При реализации тематической недели, посвящённой экологии,  возникла идея организовать проект «Мусорная мода». Родители изготовили экологически чистые костюмы, которые дети продемонстрировали на итоговом мероприятии проекта – «Дефиле моды».  (Приложение    ).

Ярким стал проект «Будь здоров!». В последнее время стало больше времени уделяться защите, сохранению и развитию здоровья детей. Новые тенденции по здоровьесберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического  поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Несомненно, и родители, и педагоги стараются оказывать огромное внимание сохранению здоровья детей. В результате реализации проекта, на участке нашей группы появилась «Дорожка здоровья» (Приложение    ).

У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным и родным. Все в нем до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом, городом… Проект «Моя Родина»  имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности дошкольников, воспитания Гражданина и Патриота. В процессе проекта дети проявили нескрываемый  интерес к своей малой родине – городу Омск и селу Дружино. Результатом проекта стали дидактические игры, презентации, лепбук, сделанные совместно с детьми и родителями. (Приложение    ).

Наряду с развитием познавательной активности, происходит и воспитание нравственной личности ребенка, любви и уважения детей к своим традициям и корням. Проект «Русские народные традиции». Так результатами проекта стали участие родителей и детей в конкурсах «Блинная фантазия» и «Чучело масленицы». (Приложение    ).

Новой формой познавательной активности дошкольников стала дистанционная работа с детьми и родителями. В этом новом формате дети и родители стали принимать активное участие, сами предлагая новые форматы реализации проектов. Такими проектами стали «Бессмертный полк» - в формате слайдшоу, проект «День космонавтики» - в формате виртуальной выставки  поделок. (Приложение    ).

С целью,  в течении года фиксировать рост познавательной активности детей и объём полученных знаний, я разработала и провела мониторинг по этому направлению. (Приложение    )

Критерии:

  • умение формулировать проблемы воспитанниками;
  • грамотное формулирование вопросов;
  • построение алгоритма действий для решения проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • выбор способов исследования;
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

Данные мониторинга наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к исследовательской деятельности, дети испытывали затруднения по многим параметрам мониторинга (не могли правильно и чётко сформулировать вопрос, выделить проблему, ставить цель и т.д.).

Именно  в процессе  познания  и исследования удовлетворяется природное  любопытство  дошкольника. Занятия, насыщенные  познавательной  активностью,  доставляют  огромное удовольствие  маленьким экспериментаторам. Вместе с тем именно в этом возрасте закладывается база для формирования аналитических способностей у ребёнка, а также формируется багаж знаний об окружающем мире.

В период дошкольного детства в процессе игровой деятельности огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений и навыков. Работая в ДОУ, я заметила, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о природе, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому для развития познавательной активности детей мною было принято решение использовать метод проектной деятельности  в процессе  образовательной и игровой деятельности детей.

Заключение

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая  не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.  Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Список литературы

1. Брежнева. О.В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. – 1998. – №2.

2. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности// Дошкольное воспитание. – 1986. – № 1.

3. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003.– №3.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.  (Библиотека руководителя ДОУ).

5. Инновационная деятельность в ДОУ: программно – методическое обеспечение: пособие для руководителей и административных работников/ И.А. Урлина, Т.А. Данилина. – М, Линка-пресс, 2009.

6. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 3 – е изд., испр и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

7. Марусинец М. Изучение познавательной активности.// Дошкольное воспитание. – 1999. – №11.

8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера. 2010.  (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

9. Экологические проекты в детском саду/О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

10. Брежнева. О.В., Тимофеева Л.Л.  Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. –  Издательским дом «Цветной мир» - 2013.

11. Нищеева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребенка. Опыты, эксперименты, игры. – Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...