Проект "Мы разные, но мы вместе!"
методическая разработка
Областной конкурс программ и проектов в сфере воспитания «Традиции и инновации в воспитании»
Номинация «Сохраняя традиции и память»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского»
Областной конкурс программ и проектов в сфере воспитания «Традиции и инновации в воспитании»
Номинация «Сохраняя традиции и память»
Проект «Мы разные, но мы вместе»
Руководитель проекта: Суровцева Ольга Евгеньевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Актуальность | 3 |
1.1.Цель проекта | 6 |
1.2.Задачи проекта | 6 |
2.Основные направления и формы деятельности | 7 |
3.Описание проекта | 8 |
4.Дальнейшее развитие проекта | 11 |
5.Список литературы | 13 |
Актуальность
На современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. Необходимость приобщения молодого поколения к народным традициям трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев усилило проявление нетерпимости к представителям других национальных культур. Межнациональное общение людей реализуется на фоне роста социальной напряженности, разрушения единого культурно-просветительного пространства, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это стимулирует проявление межнациональной конфликтности.
Четверть из числа зарегистрированных преступлений совершена гражданами Узбекистана, Таджикистана, Украины, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ставропольского и Краснодарского краев.
- Каждое 2-е преступление (раскрытое) совершается мигрантами;
- На 27% увеличилась уличная преступность;
- Мигранты занимают 7% рабочих мест РФ;
- 31% преступлений, связанных с похищением людей;
- 24% с разбоями;
- 33% с бандитизмом;
- 28% с вымогательством;
- 71% граждан России считает, что рост числа преступлений связан с наплывом мигрантов и считают нужным ограничить их количество
- Министерство культуры создал список тем для кинематографа РФ. В списке оказались 12 «социально значимых» тем, среди которых «Россия - многонациональная страна»;
- Московские власти выделили 12,5млн. рублей на создание 60 сайтов, пропагандирующих толерантность.
Характеристика проблемы.
Построение открытых отношений между людьми различных культур, сохранение национальной, религиозной и культурной идентичности с одной стороны, не должно приобретать формы нетерпимости по отношению к носителям ценностей и религиозных представлений других национальных культур. Такое положение может возникнуть исключительно из-за непонимания или незнания других народов. Знакомство с ценностями отдельных народов и основных конфессий позволит уйти от предрассудков и стереотипов в восприятии других культур, упрочит межнациональный и межконфессиональный мир. Если мы будем знать, чем живут и чем руководствуются в различных сферах деятельности другие народы, осознаем наличие у нас общих нравственных начал, если будем интересоваться достижениями других национальных культур, то тем самым воспитываем и в самих себе, и в последующих поколениях принципы взаимодействия, понимания, толерантности.
Национальный состав населения Тула согласно переписи 2010г.
- Россия является полиэтничным, полирелигиозным, поликультурным обществом. В России проживают представители более 180-ти национальностей, которые имеют свою историю, обладают уникальными особенностями материальной и духовной культуры. По данным последней переписи населения, в Туле проживают представители национальных меньшинств.
- Культура межнационального общения должна стать альтернативой межнациональной конфронтации.
- Русские – 94,10%
- Украинцы – 0,97%
- Татары – 0,51%
- Армяне – 0,59%
- Азербайджанцы – 0,36%
- Евреи – 0,46%
- Белорусы – 0,23%
- Узбеки – 0,21%
- Таджики – 0,12%
- Молдаване – 0,14%
Возрастные особенности психического развития детей в дошкольном возрасте
Обучение детей в младшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что они учатся постоянно, в любое время, в любом месте. Приобретение опыта, удачного и неудачного, любое впечатление – все способствует их развитию. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
- Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний в соответствующей организации детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте, как отмечают, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста проявляются прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессах, существенном изменении мотивационной сферы, ориентация на социальные отношения взрослых. Завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Это возраст формирования у детей гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности. Дети этого возраста уже способны осознанно воспринимать смысл заповедей, регулирующих отношения между людьми, например:
- Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения. Приобщение к традициям особенно значимо в дошкольные годы.
Тип проекта: творческий, коллективный
Длительность: 9 месяцев (сентябрь-май)
По характеру контактов: в рамках ДОО
Аудитория проекта Дети в возрасте 6-7 лет.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры; формирование толерантного отношения к людям других национальностей.
Задачи проекта
- Знакомство с традициями других народов
- Формирование интереса к искусству народного танца
- Внедрение инновационных форм в сферу досуга
- Популяризация художественной культуры народов ближнего зарубежья
Уникальность проекта:
1) Дошкольники ‒ возраст формирования гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности.
2) Доступность: нацелен на всех ‒ независимо от физических ограничений и материального достатка
3) Эффективный путь вовлечения в деятельность, в которой слабое звено востребовано.
Сроки реализации.
Проект является долгосрочным и рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май)
Ожидаемый результат.
Создание банка фольклорно-этнографических данных для мини-музея учреждения. Создание условий для занятий этноисследовательской работой. По окончании проекта 85% детей станут терпимее относится к людям других национальностей. Создать ансамбль народного танца Будут заметны качественные изменения в физическом и интеллектуальном развитии. Интерес к культуре и традициям своего народа увеличится на 40%.
База проекта Культурное наследие России, края (литературное, художественное, музыкальное творчество, земляки, прославившие родной край)
Основные направления и формы деятельности
1. Культура и быт народа
Перечень основных мероприятий
- Обычаи моего народа
- Праздничная культура
- Народные промыслы
2. Национальный костюм
- Создание музея кукол в национальных костюмах
- Национальные украшения (кружок бисероплетения, мастер-классы)
3. Танцевальное искусство
- Мастер – классы по народной хореографии
- Просмотр видео материала ансамблей и коллективов народного танца «С чего начинается Родина»
- Проведение фестиваля танца «Мы разные – и в этом наше богатство»
4. Виртуальное экскурсбюро (с использованием мультимедийных технологий):
- Тульский областной краеведческий музей,
- Государственный музей искусства народов востока (искусство народов Кавказа, Грузии, Азербайджана, Армении),
- Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург)
5. Музыкальное искусство
- Песенное творчество
- Композиторы
6. Кухня народов мира
«Вкус традиций»
7. Постоянно действующие фото выставки
«Мой край родной»
Описание проекта
№ | Форма проведения, название мероприятия | Участники мероприятия | Место проведения | Ответственный |
1.
| Тренинг «Я и Мы!» | родители, воспитатели | ДО | Зам.директора по ДР |
2. | Спортивный праздник «Дружат дети на планете!» | дети | спортплощадка ДО | старший воспитатель |
3. | Викторина «Что вы знаете о национальных играх?» | дети | музыкальный зал | воспитатель |
4. | Дебаты «Кто мы, живущие в России?» | родители | музыкальный зал | Зам.директора по ДР старший воспитатель |
5. | Цикл бесед: «Разговор по душам» | дети, родители,
| ДО | воспитатель |
6. | Игра «Спорные утверждения»
| родители | музыкальный зал | психолог |
7. | Дискуссия «Понятие национальной принадлежности»
| родители | ДО | психолог |
8. | Мозговой штурм «Ассоциативная сеть»
| родители воспитатели | ДО | психолог |
9. | Изба-читальня (легенды и мифы народов мира) | дети | группа | воспитатель |
10. | Анимационная программа «Как много сказок есть хороших» | дети | музыкальный зал | музыкальный руководитель |
11. | Конкурс пословиц и поговорок «Давайте жить дружно» | дети | музыкальный зал | воспитатель |
12. | Выпуск буклета «Лента истории»
| дети родители | группа | воспитатель |
13. | Этнодвор (оформление экспозиции) «Дома народов мира» | родители, дети, воспитатели | ДО | воспитатель |
14. | Интерактивная игра «Путешествие в историю» | дети, родители | ДО | старший воспитатель |
15. | Календарные праздники народов мира «Круговорот народных праздников» | дети, родители, воспитатели | музыкальный зал, территория ДО | музыкальный руководитель старший воспитатель
|
16. | Презентация «Родная сторонушка» | дети родители | ДО | старший воспитатель |
17. | Открытие музея кукол «В дружбе народов – единство России!» | дети родители | ДО | зам.директора по ДР |
18. | Город мастеров: -кружок бисероплетения «Волшебные бусинки» -мастер-класс по изготовлению национальных украшений «Их мысли и разум в тех четких узорах» | дети, родители | ДО |
руководитель кружка
МБУДО ЦВР (заречье)
|
19. | Работа кружка народного танца | дети | музыкальный зал | руководитель кружка |
20. | Мастер-классы по народному танцу «Во славу народного танца» | дети, родители | ДО | Зареченская детская школа искусств |
21. | Концерт ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева | дети | ДО | музыкальный руководитель |
22. | Консультации для родителей: - «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей» - «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости» | дети | ДО | старший воспитатель, воспитатели |
23. | Концерт образцового коллектива «Зареченька» | дети | ДО | Зареченская детская школа искусств |
24. | Танцевальный флешмоб по народному танцу «Вместе дружная семья» | дети | ДО | музыкальный руководитель |
25. | Киноклуб «С чего начинается Родина» | дети | ДО | воспитатели |
26. | Бюро путешествий и экскурсий «В дружбе народов – единство России!» | дети, родители | музей, ДО | Зам.директора по ДР Старший воспитатель |
27. | Мастер-классы по национальной кухне «Вкус традиции» | дети, родители | ДО | шеф-повар |
28. | КВН «Народы как одна семья» | дети, родители | ДО | старший воспитатель |
29. | Цикл творческих вечеров «Земля – наш общий дом» | дети | ДО | музыкальный руководитель |
30. | Игротека «Созвездие дружбы» | дети | ДО | воспитатель |
31. | Постоянная фото выставка «Мой край родной» | родители | ДО | воспитатель |
Дальнейшее развитие проекта
Проект будет продолжать свою работу и после завершения. Дальнейшая реализация проекта позволит увеличить количество детей, принимающих активное участие в проекте. Расширить применение наиболее эффективных способов использования современных информационно-коммуникационных технологий, что позволит совершенствовать формы работы в дошкольной организации. Планируем систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал.
Критерии оценки результата:
- Выполнение плана мероприятий проекта.
- Динамика включения детей и родителей в проект.
- Отзывы родителей.
- Публикации в СМИ о проделанной работе.
- Внедрение и защита проектов.
Стимулирование исполнителей и участников проекта:
1.Благодарственные письма, грамоты, ценные подарки от учредителя.
2.Распространие социально-педагогического опыта в СМИ и сети Интернет.
Литература
1.Свободная энциклопедия «Википедия». https://ru.wikipedia.org/wiki/
(Население Тульской области)
2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986
4.Зимина А.Н. «Народные игры с пением» М.: Гном и Д., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы разные, но мы вместе"
Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...
Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»
Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...
Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...
Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.
Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....
МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...
Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...
НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...