Проект "Мы разные, но мы вместе!"
методическая разработка

Суровцева Ольга Евгеньевна

Областной конкурс программ и проектов в сфере воспитания «Традиции и инновации в воспитании»

Номинация «Сохраняя традиции и память»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского»

Областной конкурс программ и проектов в сфере воспитания «Традиции и инновации в воспитании»

Номинация «Сохраняя традиции и память»

Проект «Мы разные, но мы вместе» 

Руководитель проекта: Суровцева Ольга Евгеньевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Актуальность

3

1.1.Цель проекта

6

1.2.Задачи проекта

6

2.Основные направления и формы деятельности

7

3.Описание проекта

8

4.Дальнейшее развитие проекта

11

5.Список литературы

13

Актуальность

На современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем. Необходимость приобщения молодого поколения к народным традициям трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев усилило проявление нетерпимости к представителям других национальных культур. Межнациональное общение людей реализуется на фоне роста социальной напряженности, разрушения единого культурно-просветительного пространства, экономического кризиса и политической нестабильности в обществе. Все это стимулирует проявление межнациональной конфликтности.

Четверть из числа зарегистрированных преступлений совершена гражданами Узбекистана, Таджикистана, Украины, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии, Ставропольского и Краснодарского краев.

  • Каждое 2-е преступление (раскрытое) совершается мигрантами;
  • На 27% увеличилась уличная преступность;
  • Мигранты занимают 7% рабочих мест РФ;
  • 31% преступлений, связанных с похищением людей;
  • 24% с разбоями;
  • 33% с бандитизмом;
  • 28% с вымогательством;
  • 71% граждан России считает, что рост числа преступлений связан с наплывом мигрантов и считают нужным ограничить их количество
  • Министерство культуры создал список тем для кинематографа РФ. В списке оказались 12 «социально значимых» тем, среди которых «Россия - многонациональная страна»;
  • Московские власти выделили 12,5млн. рублей на создание 60 сайтов, пропагандирующих толерантность.

Характеристика проблемы. 

Построение открытых отношений между людьми различных культур, сохранение национальной, религиозной и культурной идентичности с одной стороны, не должно приобретать формы нетерпимости по отношению к носителям ценностей и религиозных представлений других национальных культур. Такое положение может возникнуть исключительно из-за непонимания или незнания других народов. Знакомство с ценностями отдельных народов и основных конфессий позволит уйти от предрассудков и стереотипов в восприятии других культур, упрочит межнациональный и межконфессиональный мир. Если мы будем знать, чем живут и чем руководствуются в различных сферах деятельности другие народы, осознаем наличие у нас общих нравственных начал, если будем интересоваться достижениями других национальных культур, то тем самым воспитываем и в самих себе, и в последующих поколениях принципы взаимодействия, понимания, толерантности.

Национальный состав населения Тула согласно переписи 2010г.

  • Россия является полиэтничным, полирелигиозным, поликультурным обществом. В России проживают представители более 180-ти национальностей, которые имеют свою историю, обладают уникальными особенностями материальной и духовной культуры. По данным последней переписи населения, в Туле проживают  представители национальных меньшинств.
  • Культура межнационального общения должна стать альтернативой межнациональной конфронтации.
  • Русские – 94,10%
  • Украинцы – 0,97%
  • Татары – 0,51%
  • Армяне – 0,59%
  • Азербайджанцы – 0,36%
  • Евреи – 0,46%
  • Белорусы – 0,23%
  • Узбеки – 0,21%
  • Таджики – 0,12%
  • Молдаване – 0,14%

Возрастные особенности психического развития детей в дошкольном возрасте 

Обучение детей в младшем дошкольном возрасте характеризуется тем, что они учатся постоянно, в любое время, в любом месте. Приобретение опыта, удачного и неудачного, любое впечатление – все способствует их развитию. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

  • Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний в соответствующей организации детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте, как отмечают, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста проявляются прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессах, существенном изменении мотивационной сферы, ориентация на социальные отношения взрослых. Завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Это возраст формирования у детей гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности. Дети этого возраста уже способны осознанно воспринимать смысл заповедей, регулирующих отношения между людьми, например:
  • Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения. Приобщение к традициям особенно значимо в дошкольные годы.

Тип проекта: творческий, коллективный

Длительность: 9 месяцев (сентябрь-май)

По характеру контактов: в рамках ДОО

Аудитория проекта Дети в возрасте 6-7 лет.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры; формирование толерантного отношения к людям других национальностей. 

Задачи проекта

  • Знакомство с традициями других народов
  • Формирование интереса к искусству народного танца
  • Внедрение инновационных форм в сферу досуга
  • Популяризация художественной культуры народов ближнего зарубежья

Уникальность проекта: 

1) Дошкольники ‒ возраст формирования гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности.

2) Доступность: нацелен на всех ‒ независимо от физических ограничений и материального достатка

3) Эффективный путь вовлечения в деятельность, в которой слабое звено востребовано.

Сроки реализации.

 Проект является долгосрочным и рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май)

Ожидаемый результат.

Создание банка фольклорно-этнографических данных для мини-музея учреждения. Создание условий для занятий этноисследовательской работой. По окончании проекта 85% детей станут терпимее относится к людям других национальностей. Создать ансамбль народного танца Будут заметны качественные изменения в физическом и интеллектуальном развитии. Интерес к культуре и традициям своего народа увеличится на 40%.

База проекта  Культурное наследие России, края (литературное, художественное, музыкальное творчество, земляки, прославившие родной край)

Основные направления и формы деятельности

1. Культура и быт народа

Перечень основных мероприятий

  • Обычаи моего народа
  • Праздничная культура
  • Народные промыслы

2. Национальный костюм

  • Создание музея кукол в национальных костюмах
  • Национальные украшения (кружок бисероплетения, мастер-классы)

3. Танцевальное искусство

  • Мастер – классы по народной хореографии
  • Просмотр видео материала ансамблей и коллективов народного танца «С чего начинается Родина»
  • Проведение фестиваля танца «Мы разные – и в этом наше богатство»

4. Виртуальное экскурсбюро (с использованием мультимедийных технологий):

  • Тульский областной краеведческий музей,
  • Государственный музей искусства народов востока (искусство народов Кавказа, Грузии, Азербайджана, Армении),
  • Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург)

5. Музыкальное искусство

  • Песенное творчество
  • Композиторы

6. Кухня народов мира 

         «Вкус традиций»

     7. Постоянно действующие фото выставки 

         «Мой край родной» 

Описание проекта

Форма проведения, название мероприятия

Участники мероприятия

Место

проведения

Ответственный

1.

 

Тренинг

«Я и Мы!»

родители,

воспитатели

ДО

Зам.директора по ДР

2.

Спортивный праздник

«Дружат дети на планете!»

дети

спортплощадка ДО

старший воспитатель

3.

Викторина «Что

вы знаете

о национальных

играх?»

дети

музыкальный  зал

воспитатель

4.

Дебаты

«Кто мы,

живущие в

России?»

родители

музыкальный  зал

Зам.директора по ДР

старший воспитатель

5.

Цикл бесед:

«Разговор

по душам»

дети,

родители,

 

ДО

воспитатель

6.

Игра

«Спорные

утверждения»

 

родители

музыкальный зал

психолог

7.

Дискуссия

 «Понятие

национальной

принадлежности»

 

родители

ДО

психолог

8.

Мозговой

штурм

«Ассоциативная

сеть»

 

родители

воспитатели

ДО

психолог

9.

Изба-читальня

(легенды и мифы

народов мира)

 дети

 группа

 воспитатель

10.

Анимационная

программа

 «Как много

сказок есть

хороших»

дети

музыкальный зал

музыкальный руководитель

11.

Конкурс

пословиц и

поговорок

 «Давайте

жить дружно»

дети

музыкальный зал

воспитатель

12.

Выпуск буклета

 «Лента истории»

 

дети

родители

группа

воспитатель

13.

Этнодвор

(оформление

 экспозиции)

 «Дома народов

 мира»

родители,

дети,

воспитатели

ДО

воспитатель

14.

Интерактивная

игра

«Путешествие в историю»

дети,

родители

ДО

старший воспитатель

15.

Календарные праздники народов мира «Круговорот народных праздников»

дети,

родители,

воспитатели

музыкальный зал,

территория

ДО

музыкальный руководитель

старший воспитатель

 

 

16.

Презентация

«Родная

сторонушка»

дети

родители

ДО

старший воспитатель

17.

Открытие музея

кукол

«В дружбе народов – единство России!»

 дети

родители

ДО

зам.директора по ДР

18.

Город мастеров:

-кружок бисероплетения

«Волшебные

бусинки»

 -мастер-класс

по изготовлению

национальных

украшений

«Их мысли и

разум в тех

четких узорах» 

дети,

родители

ДО

 

 

руководитель

кружка

 

 МБУДО ЦВР (заречье)

 

 

 

19.

Работа кружка

народного танца

дети

музыкальный зал

руководитель

кружка

20.

Мастер-классы

по народному

танцу «Во славу

народного танца»

дети,

родители

ДО

Зареченская детская школа искусств

21.

Концерт ансамбля

народного танца

им. Игоря Моисеева

дети

ДО

музыкальный руководитель

22.

Консультации для родителей:

- «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей»

- «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости»

дети

 ДО

старший воспитатель, воспитатели

23.

Концерт образцового коллектива «Зареченька»

дети

ДО

Зареченская детская школа искусств

24.

Танцевальный

флешмоб

по народному

танцу «Вместе

дружная семья»

дети

ДО

музыкальный руководитель

25.

Киноклуб

«С чего начинается Родина»

дети

ДО

воспитатели

26.

Бюро путешествий и экскурсий

«В дружбе народов – единство России!»

дети,

родители

музей,

ДО

Зам.директора по ДР

Старший воспитатель

27.

Мастер-классы

по национальной

кухне

«Вкус традиции»

 дети,

родители

ДО

шеф-повар

28.

КВН «Народы

как одна семья»

дети,

родители

ДО

старший воспитатель

29.

Цикл творческих

вечеров

«Земля – наш общий дом»

дети

ДО

музыкальный руководитель

30.

Игротека

«Созвездие дружбы»

дети

ДО

воспитатель

31.

Постоянная фото

выставка

«Мой край родной»

родители

ДО

воспитатель

Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжать свою работу и после завершения. Дальнейшая реализация проекта позволит увеличить количество детей, принимающих активное участие в проекте. Расширить применение наиболее эффективных способов использования современных информационно-коммуникационных технологий, что позволит совершенствовать формы работы в дошкольной организации. Планируем систематизировать полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал.

Критерии оценки результата:

  1. Выполнение плана мероприятий проекта.
  2. Динамика включения детей и родителей в проект.
  3. Отзывы родителей.
  4. Публикации в СМИ о проделанной работе.
  5. Внедрение и защита проектов.

Стимулирование исполнителей и участников проекта:

1.Благодарственные письма, грамоты, ценные подарки от учредителя.

2.Распространие социально-педагогического опыта в СМИ и сети Интернет.

Литература

1.Свободная энциклопедия «Википедия». https://ru.wikipedia.org/wiki/

  (Население Тульской области)

2. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986

4.Зимина А.Н. «Народные игры с пением» М.: Гном и Д., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы разные, но мы вместе"

Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...

Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»

   Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...

Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"

Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...

Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.

Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...

Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...

НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...