Консультация для педагогов "Принципы познавательно-исследовательского обучения дошкольников"
опыты и эксперименты (средняя группа)
Консультация для педагогов
Принципы познавательно-исследовательского обучения дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 69»
Консультация для педагогов
Принципы познавательно-исследовательского обучения дошкольников
Подготовила: Караськина С. И., воспитатель 1
квалификационной категории
Оренбург 2020
Главная особенность исследовательского обучения
активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка.
Исследование – творческий процесс. В процессе обучения мы не должны навязывать ребенку творчество извне, он сам должен подойти к этому исследованию.
Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
Ребенок в процессе обучения не должен ограничиваться освоением исключительно конечного результата. Ведь эти знания являются продуктом науки, полученным с помощью специальных приемов и способов. Ребенку необходимо в процессе образования проследить весь путь достижения этих знаний и ознакомиться с путями и способами их получения.
Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации
Главная задача современного образования – не только сообщений знаний, а в первую очередь развитие у ребенка потребностей и способностей получать эти знания. Ведь знания, которые предлагаются для освоения ребенку в традиционном образовании, новы лишь для него. Поскольку в качестве главной ценности рассматриваются не только знания, но и способы их получения, становится не важно, насколько добытая ребенком информация нова.
Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения
Психология усвоения свидетельствует о том, что человек намного легче и непроизвольно усваивает тот материал, который включен в его активную работу мышления. Репродуктивный метод, включающий в себя восприятие фактов и явлений и последующее их осмысление, создает у обучающего чувство законченности и неоспоримости знаний. Таким образом, упускается главная черта любой информации- ее относительный характер, подверженность пересмотру. Используя продуктивный метод, мы даем ребенку шанс почувствовать сам процесс добывания знаний на основе данных, получаемых при проведении спланированных и проведенных наблюдениях и экспериментах.
Принцип формирования представлений о динамичности знания
При решении задачи формирования у ребенка научной картины мира необходимо учитывать, что результаты и достижения науки можно полноценно понять только при условии их изучения в сочетании с условиями их возникновения и дальнейшего развития. Поэтому содержание исследовательского обучения должно строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма законов и правил, а как постоянно развивающийся организм.
Принцип формирования представления об исследовании
как стиле жизни
В процессе исследовательского обучения у ребенка необходимо формировать представление об исследовании не как о наборе частных познавательных инструментов, а как ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни. В исследовательском обучении, задача развития у детей общих исследовательских умений и навыков рассматривается не как частный способ познания, а как основной путь формирования особого стиля жизни. Педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен быть не просто носителем информации, а творцом-исследователем. В процессе исследовательского обучения педагог не всегда обязан знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому ребёнка.
Рекомендации:
- Принцип ориентации на познавательные интересы ребенка.
Воспитателю рекомендуется проявлять более чуткое внимание к интересам ребенка в области исследования. Должны быть полностью исключены императивные способы привлечения ребенка к исследованию. Деятельность воспитателя должна ограничиваться лишь направляющим действием при возникновении интереса ребенка к исследованию.
- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
Воспитатель должен стараться приобщать ребенка не только усвоению конечного результата, но усвоению приемов и способом получения данного результата. Рекомендуется процесс получения знания разделить на несколько этапов и на каждом из них усвоить тот объем работа, который был пройден для достижения конечного результата.
- Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.
Воспитатель не должен строить процесс исследования лишь на получении новых знаний. Необходимо создать условия, способствующие ребенку приобретать умения самостоятельного поиска информации.
- Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения
Воспитателю необходимо абстрагироваться от традиционного репродуктивного метода обучения. Воспитатель должен гармонично использовать в процессе обучения наряду с репродуктивным методом и продуктивные методы обучения. Необходимо создать баланс восприятия ребенком информации и возможность почувствовать ему процесс ее получения.
- Принцип формирования представлений о динамичности знаний.
Воспитатель должен создать условия, при которых ребенок должен усвоить динамичность знаний. Воспитателю необходимо в исследовательской деятельности приобщить ребенка не только к получению знаний, но и к получению условий возникновения и дальнейшего развития данного знания.
- Принцип формирования представления об исследовании как стиле жизни.
Воспитателю необходимо создать условия способствующие формированию у ребенка представления об исследовании как главном способе изучения окружающего мира. В процессе исследовательского обучения педагог не всегда обязан знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому ребенка.
Источники:
1.Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
«Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)
2.Иванова А. И.
«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
Творческий центр «Сфера», Москва 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников"
Работа представляет собой консультацию для воспитателей на тему "познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников", целью которой является : -показать особенности познавательно...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» ...
Консультация для воспитателей на тему "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Консультация «Опыт организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников».
Материал может быть полезен для воспитателей при организации позновательно-исследовательской деятельности...
«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...
Консультация для воспитателей «Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников»
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые пред...