Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал

Фатихова Эльвира Фархатовна

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса.   Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.

В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

   Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.

    Цель использования инноваций -  создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Красносельский детский сад “Тургай” комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан”

Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Автор:

Воспитатель Фатихова Э.Ф.

   

Высокая Гора 2020г

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса.   Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.

В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

   Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.

    Цель использования инноваций -  создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

  Задачи:

  • воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
  • развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;
  • развивать умения детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

В соответствии с ФГОС До мною были разработаны и апробированы: рабочие программы,  по возрастным группам за 2018, 2019, 2020г., дополнительные программы кружковой работы, календарно-тематическое планирование,  конспекты НОД и совместной деятельности. Внедрён метод проектной деятельности, систематизирован дидактический и методический материал, предметно-развивающая среда, консультации для педагогов и родителей, которые размещены в СМИ,  https://nsportal.ru/ обобщён опыт на базе ДОУ и района.

    При изготовлении и разработке проектов, развивающих игр  я  опиралась на основную  образовательную программу детского сада, составленную на основе примерной общеобразовательной программы   “От рождения до школы” под редакцией Н.Е Вераксы,Т.С. Комаровой ,М.А Васильевой , составленную в соответствии с ФГОС.

Обучение детей татарскому языку ведется по  УМК:Зариповой З.М. ,Кидрячева Р.Г. « Говорим по –татарскки»(Татарча сэйлэшэбез)по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку по проекту  «Растем играя» .

 Мною сформирован банк развивающих игровых технологий.  

Любая технология обладает средствами мотивирующими, активизирующими, формирующими деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

   Игра – это ведущая деятельность, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.

  Игровые технологии, которые я применяю в своей работе это:

Палочки Кюизенера 

Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на…», поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче» и т. д.

  Кубики Никитина своими руками

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам.

Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе. Детям нужно собрать картинки, основываясь на задания из специальных альбомов, придуманные самим воспитателем или детьми. Методика Никитина предполагает разные варианты кубиков и игр: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Кирпичики», и другие. Задания отличаются друг от друга по сложности. Мы опробовали и усвоили, пока, кубики Никитина, или их называют пазлы Никитина «Сложи узор».

Это самый простой вариант – набор из 16 кубиков и альбомы с заданиями. Кубики развивают воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза. Эти кубики я сделала сама из простых кубиков, попросила родителей, и они принесли, обклеила кубики по цветовой гамме соответствующей покупным кубикам и игра готова. Дети с удовольствием играют. Для игры используем альбомы «Разноцветный мир», «Чудо-кубики сложи узор», и др., а также можно распечатать иллюстрации с интернета.

  Лэпбук – ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.

  Лэпбук – это наглядно – практический метод обучения,  определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы. В нашей группе очень много лэпбуков,которые помогают в образовательном процессе : «Волшебный мир театра», «Мой дом»,» Счёт от 1-до 10», «Веселая математика», «Экология», «Огород на подоконнике».

Для разнообразия и мотивации детей использую в работе игры, сделанные своими руками это умные кубы, развивающие книги, игры с прищепками, разные виды театров и др.

   Ковробук - это самодельное учебное пособие - игра, которое можно удобно, разложить на столе или полу, просмотреть ее содержимое и играть. В нашем ковробуке есть игры, направленные на обогащение словаря, развитию внимания и памяти.

  Ковробук разработан в целях изучения татарского  языка руссскоязычными детьми в рамках УМК Зариповой З.М. ,Кидрячева Р.Г. « Говорим по –татарскки»(«Татарча сэйлэшэбез»)по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку по проекту  «Растем играя» ,по теме “Овощи и фрукты” (5-6лет) и “Сад и огород”(5-6 лет).

Дидактические пособия ковробук «Бакча» «Кыргый хайваннар»может использоваться детьми самостоятельно в игровой деятельности. Содержание можно пополнять и усложнять в соответствии с темой занятия.

   Учебное пособие «Бакча» помогает детям лучше запоминать название овощей и фруктов, различать (чем отличаются овощи от фруктов, место произрастания), закреплять и систематизировать изученный материал. Наши ребята из группы "Гномики" с удовольствием играют и обогащают свой словарный запас не только на русском, но и на татарском языке.

 Геоборд, геометрик или математический планшет - это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Доска поделена на равные квадраты, в уголке каждого прибит штырёк. К планшету прилагаются резиночки, с помощью которых на доске создаются разные фигуры и рисунки. Возможности геоборда настолько широки, что использовать его можно в развивающих играх и в обучении деток с 3 лет, дошкольников и младших школьников.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

«Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи

Цель пособия :содействовать расширению представлений по формированию у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений. Нельзя не отметить и универсальность игрового материала, используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, оно яркое, креативное, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

 Бизиборд - развивающая доска. Такую доску придумала педагог Мария Монтессори. Согласно ее методике, самостоятельность малыша – ключ к его развитию. Ребенок может сам выбрать элемент, с которым хочет сегодня поиграть. В процессе игры с бизибордом малыш учится самостоятельно решать различные задачи, видеть свои ошибки, исправлять их, развивает творческое мышление, мелкую моторику рук и речь.Благодаря использованию развивающей доски, дети с большим удовольствием будут играть, воображать, придумывать собственные истории, проявлять фантазию и сообразительность.

В своей    работе  с детьми  я использую ,также игру «Танграм» .

Что такое танграм?

Танграм - это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкторов».

Танграм – древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломкитребуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.

Цель: Учить детей составлять из геометрических фигур животных, птиц, людей, архитектурные строения, транспорт.

Задачи:

Строить простейшие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, по заданным параметрам. Развитие познавательного интереса мелкой моторики, памяти, внимания, наглядно образного мышления. Воспитание аккуратности, вежливости в индивидуальной и совместной деятельности.

«Танграм» часто называют «головоломкой из картона». Это одна из несложных головоломок которая под силу ребенку дошкольного возраста.

В воспитательно-образовательном процессе  также использую разнообразные инновационные технологи:

Здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологию обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.

Детям нравятся пальчиковые игры с применением разных атрибутов (прищепок, орехов, карандашей, желудей, массажных мячей, резинок,бус) с музыкальным сопровождением (использую методику Железновой), разные виды гимнастик. Биоэнергопластику – новая методика проведения артикуляционной гимнастик, проводится одновременно с движениями кисти руки (правой или левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти языка, губ.

Использование мелких упражнений в работе с детьми  развивает артикуляционный аппарат, формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы. Данная методика помогает в устранении и формировании у детей определённых умений и упражнений, направленных на преодоление трудностей при постановке звуков. В них входят:

упражнения по развитию артикуляционного аппарата;

игры на развитие речевого дыхания4

различные нетрадиционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики

Массажи ладоней

Массажи кистей рук

Игры с пальчиками

Упражнения для плеч и шеи

Самомассаж лица и шеи

Упражнения для развития общей моторики

Упражнения на развитие ритмов

Артикуляционная гимнастика

 “Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки».

Бусы - это не только элемент украшений для модниц, но и доступный дидактический материал для развития мелкой моторики,речи, творчества, воображения.  Развитие речи детей нашей возрастной группы, от 4 до 5 лет является очень актуальной областью, мы решили изучить интересное методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей, способствующее развитию речи “Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки».Работая с бусами  ребёнок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Развивается мелкая моторика и пространственное видение.Дети учатся договариваться друг с другом, делится мнениями и своим творчеством. Формируется эстетический и художественный вкус и способности. Из бус дети выполняют незамысловатые картинки и даже рисуют картины. Всё это и является средством для игр оздоровительной направленности.

 «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, формы и различные задания с ними.
Применение камушков «Марблс» многогранно: развитие тактильных ощущений; развитие мелкой моторики и координации рук. Дети с удовольствием играют  с камушками  и выкладывают рисунки.
При использовании шариков «Марблс» у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление, и творческое воображение. 

   Воспитателю необходимо построить день пребывания в детском саду в соответствии с внутренним ритмом ребенка. Так, утром ребенок приходит в детский сад; и воспитателю важно настроить всю группу, как единый музыкальный инструмент, т.е. создать атмосферу доброжелательности. В этом воспитателю помогает «Утренний сбор».

  В нашей средней группе я ежедневно провожу с детьми с утра «утренний круг». Мы собираемся  на нашем «островке пожеланий», садимся в кружок, достаточно тесно, для того что бы дети не стеснялись друг от друга. Когда мы собираемся в круг стараемся друг другу взять за ручки, для того чтобы дети пообщались. Передаем какую то информацию или предмет: это может быть мячик, либо мягкая игрушка; тут же ребенок учится высказывать свои мысли и выслушивать других и говорит только тот ребенок, кто держит в руках предмет или вещь. Здесь ребенок может поздороваться, пожелать другому ребенку доброго утра или рассказать, о том что у него было вчера. Детей это объединяет,  даже те дети которые иногда друг с другом не общаются в течение дня, здесь они учатся слушать, узнавать какие то интересные новости. Вот таким образом проводим с детьми утром не только физическую, но и эмоциональную зарядку. 

   Я не только применяю игровые технологии в той или иной области, но и создаю свои игры: «Одень куклу» ,Шаян шакмак», «Семейное древо», «Укрась тюбетейку»,»Угости зайца»..

Технология проектной деятельности.

Сущность образования детей дошкольного возраста определяет необходимостью новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. Под проектом следует понимать отрезок жизни группы детей, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу в серии связанных одной темой занятий и игр.

Принцип отличительной чертой проекта является период его реализации  и открывающиеся при этом возможности.  На разных возрастных группах и по разным тематикам мы с детьми, родителями реализовали проекты: «Яшелчэлэр», «Сказочный цветник», «Путешествие по сказкам Габдуллы Тукая  », «Мое родословное», «Татарские национальные блюда»,«Татарстан  - мой край родной».

   На базе нашего детского сада создана библиотека «Умная сова»,  для детей, родителей и педагогов. И это не случайно: сегодня пред нами как никогда остро стоят задачи приобщения детей к чтению, формирование грамотного читателя.

Педагоги нашего детского сада решили внести посильный         вклад в приобщение детей к книге, в формирование грамотного и вдумчивого читателя – создали библиотеку.  В создании книжного фонда активное участие приняли сотрудники детского сада и родители.

Посещать библиотеку могут дошкольники и младших и старших групп как индивидуально, в сопровождении взрослого, так и коллективно, с группой. Составлен график посещения библиотеки для всех возрастных групп. Фонд литературы для детей в библиотеке ДОУ удовлетворяет и одновременно формирует потребности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.

 В библиотеке есть русские народные сказки, сказки народов ближнего и дальнего зарубежья.  Создан раздел «Детская литература Татарстана», где представлены поэты и писатели  

Создание библиотеки в ДОУ во многом носит характер экспериментальной деятельности, однако ее работа уже дает положительные результаты: меняется отношение детей к книге, они испытывают удовольствие от прослушивания литературных произведений, охотно принимают участие в играх – драматизациях, возрастает интерес родителей к домашнему чтению вместе с детьми.

  В работе использую разные методы организации совместной деятельности:

игры – эксперименты (собрана картотека опытов и экспериментов на разные возраста);

 игры – путешествия: «Путешествие в мир сказок», «Путешествие по экологической тропе», «В мир дорожных знаков» и др;

 Сюжетно - ролевые игры 21 века «Туристическое агентство «Чудеса света», «Салон красоты», «Кафе», «Цирк», «Юные туристы».

   Коллекционируем с детьми пуговицы, гербарий, спилы деревьев для определения возраста, киндер-сюрпризы, природный материал.

Использование проблемного метода обучения позволяет решать с детьми разные познавательные задачи, формировать поисковую самостоятельную деятельность детей. Часто использую вопросы, ситуации которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия, поиску средств решения.

     Технология создания предметно-пространственной среды

Предметно-развивающая среда строится с учётом ФГОС ДО, в соответствии с временами года, тематикой, индивидуальными возможностями и интересами детей. Имеются папки «Игры для гипперактивных детей», «Игры направленные на снятие агрессии», есть игрушки антистрессы, уголок уединения. В предметно развивающей среде просматриваются и интегрируются все 5 образовательных областей, среда построена с учётом 6 принципов: доступная, безопасная, трансформирующаяся, вариативная, полифункциональная, содержательно – насыщенная.

  Используются информационно – коммуникативные технологии: подготовка и подбор материала, оформление проектов, игр, презентаций, стендов с помощью интернет - ресурсов. Размещение материалов, обобщение опыта, методических разработок в своих блоках, на мини-сайтах.

Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми  создаю различные демонстрационные материалы, тренажёры, мультимедийные презентации в программе Рower Рoint.

 Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.

 Со своими воспитанниками принимаем активное участие в очном и заочном конкурсном движении, становимся победителями и лауреатами конкурсов и выставок .Имеются сертификатами и благодарственными письмами за подготовку и руководство работами воспитанников.

Для повышения квалификации прохожу дополнительные курсы.  

     В работе с родителями использую нетрадиционные формы работы :                         «Родительские конференции», «Портфолио группы», «Деловые игры», «Родительская почта», «Вечера вопросов и ответов», «Кафедра семейных традиций», «Мастер-классы», развлечения, досуги, спортивные мероприятия, фотовыставки, «Уроки мастерства», выставка совместных поделок,проводятся акции,

   Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как воспитанника, так и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических ...

Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических ...

Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и...

Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий....

Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогическ...