Роль педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации их к ДОУ
материал (младшая группа)

Цыганчук Татьяна Олеговна

 

Основной задачей сопровождения является создание педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с его возможностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагогического сопровождения  детей раннего возраста в период адаптации

Термин «сопровождение» стал все чаще употребляться педагогами в образовательных учреждениях. В России идея педагогического сопровождения стала реализовываться в системе образования с 1994 года.

Основной задачей сопровождения является создание педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся успешной личности ребенка в соответствии с его возможностями.

В нашем понимании педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка.

Выделена главная задача педагогического сопровождения - обеспечение условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, охрана физического и психического здоровья ребенка, организация охранительного режима.

Дети, поступающие в ДОУ, имеют комплекс трудностей, отражающих разную природу, связанных с соматическим здоровьем, нарушениями в эмоционально-волевой сфере, общении, поведении. Важно построить такое сопровождение, при котором ребенку максимально комфортно в условиях образовательного учреждения, он может реализовывать себя в различных видах детской деятельности, познавая тайны окружающего мира, испытывая успешность и радость общения со сверстниками и взрослыми.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.).

В настоящее время в связи с реализацией здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях проблема социальной адаптации ребенка к детскому саду является особенно актуальной.

Личностный фактор является основополагающим для менее болезненного или безболезненного протекания социальной адаптации.

Ребенок желает видеть своего первого воспитателя ласковым, добрым, заботливым, как мама. А от взрослых зависит, сформирована ли у ребенка установка на детский сад, положительное отношение к сверстникам, к воспитателю.

В рамках педагогического сопровождения воспитателю необходимо осуществить два основных направления:

1. Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, для этого воспитатель должен уметь сопереживать, быть доброжелательным, обладать коммуникативными, организаторскими и артистическими способностями. Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка.

Э. Хювеш пишет о том, что педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях. Детям нравится в воспитателях: эмоциональность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Также педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей Он может предложить:

- игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает волу из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

- сжимание кистей рук (дать малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисти руки и слушает, как пищит игрушка);

- рисование фломастерами, карандашами, красками;

- слушание негромкой, спокойной музыки.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни – они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.

2. Формирование чувства уверенности ребенка в окружающем мире. Для ребенка, впервые попавшего в детский сад, этот «мир» неизведан, а значит, непонятен.

Для того чтобы сформировать чувство уверенности ребенка в окружающем необходимо

- познакомить детей, сблизить их друг с другом;

- рассказать воспитателю детям о себе, о своем детстве с целью установления доверительных отношений между педагогом и детьми;

- познакомить с помещением группы и всего детского сада с целью их «освоения» и восприятия как родных стен.

Все это, т.е. знакомство с окружающим, с другими детьми, воспитателем, должно проходить с учетом субкультуры детства в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знаний, умений, а самое главное – бескорыстного, беззаветного материнского отношения воспитателя к своим воспитанникам, также требует выполнение определенных условий, таких как:

- добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

- непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

- многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

- специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) должен использоваться только в данных развивающих играх;

- запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;

- предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего возраста к условиям детского сада выявлено, что необходима разработка единых этапов при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период.

Воспитатели группы раннего возраста, психолог, мед. работник, получив список вновь поступающих детей, связываются с родителями и предлагают им вместе с ребенком прийти на консультацию.

В.Г. Алямовская выделяет первым критерием оценки возможной степени адаптации ребенка к условиям детского сада является такой факт: проявляют ли сами родители инициативу о времени консультации. Как правило, это характерно для родителей, реально настроенных на сотрудничество. В задачи первой встречи с семьей входит изучение уровня социального развития ребенка, особенностей его семейного воспитания, обсуждение с родителями хода индивидуальной подготовки ребенка к посещению детского сада.

После знакомства с семьей один из специалистов беседует с родителями, другой занимается с ребенком. Родители могут участвовать в игре с малышом или заполнять анкету и знакомиться с информацией по вопросу адаптации. Педагог или психолог, общающийся с ребенком, наблюдает, как он адаптируется к новой ситуации. То, как ребенок ведет себя в кабинете специалиста, демонстрирует, в определенной мере, модель его типичного поведения при освоении нового пространства и установлении отношений с новыми для него людьми. Опытный специалист поймет, как ребенок в дальнейшем будет устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Поэтому, диагностируя развитие социальных навыков ребенка, можно сосредоточиться на наблюдении за такими особенностями его поведения, как уверенность в себе, самостоятельность и инициативность, способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослыми, эмоциональная чувствительность, владение простейшими нормами и правилами поведения

По результатам беседы с родителями и наблюдениям за поведением ребенка складываются прогноз возможной адаптации ребенка и основанная на нем гипотеза о том, как лучше организовать переход малыша от домашнего к общественному воспитанию.

Таким образом, педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка. Необходимое условие психолого-педагогического сопровождения адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях современного дошкольного образования: введение Федеральных государственных образовательных стандартов и появление новых форм обучения ...

Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"

"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...

Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы.  Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...

Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Адаптация – от лат. «приспособляю» -это процесс приспособления организма к новым условиям....

Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации

Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возрастав период адаптацииАдаптация – это приспособление к новым условиям, обстоятельствам. Для ребенка детский сад является загадочным место...