Консультация для воспитателей "Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников".
консультация

Косарева Ольга Ивановна

Консультация для воспитателей "Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога

«Психологические основы

 изобразительной деятельности дошкольников»

        Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его.

Детское рисование - хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает много вопросов у родителей и педагогов.

 Чем же привлекательно для детей рисование?

 Что делает его для них столь желанным?

 Во-первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

 Во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

 В-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

 В-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

 В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать.

 Рисование увлекательно, приятно и интересно.

 Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни.

 Процесс рисования не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). Итак, детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка.

В процесс создания изображения включаются все сферы деятельности ребенка:

общение (развитие речи, умение налаживать контакт со взрослым и сверстником);

воспитание (взаимопомощь, умение делиться, умение понять и оценить работу другого ребенка);

ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, строение предметов и объектов, выделение существенных свойств);

формирования элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, пространственное расположение, ориентация на плоскости и на себе, счет, деление на равные части).

Развиваются психические процессы:

воображение;

восприятие (сенсорные эталоны);

память (процессы запоминание, припоминание, воспроизведение);

мышление (изо – один из видов аналитико-синтетической деятельности);

речь (мелкие движения кисти помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение звуков);

внимание.

Развивается:

мелкая мускулатура кисти (мелкая моторика, которая так же способствует развитию речи, мозговой активности);

координация межполушарного взаимодействия, т. е. правой и левой руки (правое полушарие – конкретно-образное мышление; левое – абстрактно-логическое).

Развиваются предпосылки учебной деятельности:

-формирование умений планирования, последовательности выполнения;

-осуществление контроля на различных этапах работы;

-развитие волевых качеств: усидчивость, терпение, настойчивость.

-координация руки и глаза;

-подготовка руки к письму.

Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значительный психопрофилактический фактор.

Терапевтический эффект:

-успокоение ребенка;

-раскрытие его внутреннего мира;

-снятие психо - эмоционального напряжения, агрессии.

Анализ рисунков детей заставляет задуматься над тем, что рисунок человека почти у 80% детей не соответствует возрастной норме.

 Понятно, что детское изобразительное творчество не может быть успешным без участия взрослых людей, воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Изобразительная деятельность дошкольников"

Консультация поможет родителям продолжать работу по изобразительной деятельности дома....

Консультация для родителей Тема: « Изобразительная деятельность дошкольников»

Консультация для родителей    Тема: « Изобразительная деятельность дошкольников»...

Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности дошкольников"

Автором представлен теоретический материал по развитию творческих способностей дошкольников средней группы....

Консультация для родителей "Изобразительная деятельность дошкольников дома"

Практические рекомендации для родителей по подготовке рабочего места и подбору материалов для художественно-творческой деятельности в домашних условиях....

Консультация «Изобразительная деятельность дошкольника сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»

Консультация «Изобразительная деятельность дошкольника сущность, общеразвивающее значение, структура деятельности, задачи, методы воспитания и обучения»...

Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему «Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»

Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему«Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам...