Доклад «Ознакомление детей с симфоническим оркестром как видом музыкального искусства через проектную деятельность».
материал

Трифонова Наталья Викторовна

Доклад «Ознакомление детей с симфоническим оркестром как видом музыкального искусства через проектную деятельность».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey.docx28.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени полного кавалера ордена Славы А.И. Дырина п.г.т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области.

Доклад «Ознакомление детей с симфоническим оркестром как видом музыкального искусства через проектную деятельность».

Выполнил:

Музыкальный

руководитель

СП «Детский сад»

ГБОУ СОШ

п.г.т. Балашейка

Трифонова Н.В.

2020г.

Введение

Симфоническая музыка – это одна из важнейших областей музыкального творчества. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

Музыкальное образование в ДОУ – процесс многоплановый, включающий в себя различные виды музыкальной деятельности.  Времени на занятиях, предусмотренного для развития музыкального восприятия и получения более глубоких знаний, недостаточно. А между тем, дети дошкольного возраста очень восприимчивы к классической музыке. Именно приобщение к классике в большей степени формирует гармоничную личность. Поэтому возникла необходимость в проекте, благодаря которой ребята смогут не только познакомиться с инструментами симфонического оркестра, узнать разнообразие тембров, историю создания музыкальных инструментов, внешний вид, но и послушают лучшие образцы музыкальных произведений,  композиторов классиков и смогут попробовать свои силы в музицировании.

Таким образом, классическая музыка является одним из источников внутренней гармонии человека, и правильно подобранные музыкальные произведения способны оказывать на ребёнка положительное эмоциональное воздействие.

Паспорт проекта

«Инструменты симфонического оркестра».

(проект разработан на 6 недель музыкальным руководителем Трифоновой Натальей Викторовной ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка)

Проблема.

Мы живём в селе и не можем посещать залы для слушания классической музыки.   Дети повсюду слышат лишь развлекательную музыку. Таким образом, мы хотели восполнить недостаток информации по этому вопросу,  а чтобы вызвать интерес к классической высокохудожественной музыке мы решили реализовать проект на тему: «Инструменты симфонического оркестра».

Цель проекта.

1 - Приобщение дошкольников к классической музыке.

2 - Знакомство с симфоническим оркестром.

3 - Приобретать основы музыкально-исторических знаний. Истории и легенды происхождения музыкальных инструментов:

а) откуда пришли ударные музыкальные инструменты;
б) легенда появления духовых музыкальных инструментов;
в) как появились струнные.

4 - Рассмотреть схему расположения инструментов симфонического оркестра.

5 - Знакомство с симфоническим оркестром и его руководителем.

6 -  Формировать всесторонне развитую,  целостную личность.

Задачи проекта:

Задачи проекта: 

1 - Развитие эмоциональной сферы ребенка.

2 - Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.

3 - Приобщение к музыкальной культуре.

4 - Формировать потребность в восприятии музыки.

5 - Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

6 - Развитие познавательных и творческих способностей.

7 - Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

8 - Обогащение музыкального словаря.

Образовательные:

1 - Приобщать детей к музыкальной культуре через музыку симфонического оркестра;

2 - Расширить музыкальный кругозор детей средствами музыкальных инструментов симфонического оркестра;

Развивающие:

1 - Развивать анализ музыкальных произведений симфонического оркестра;

2 - Развивать познавательные и творческие способности.

Воспитательные:

1 - Воспитывать интерес к классической музыке;

2 - Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Продукты проектной деятельности:

1 - Организованные формы обучения на занятиях.

2 - Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

3 - Самостоятельная деятельность ребёнка.

4 - Развитие речи.

5 - Художественная литература.

6 - Изобразительная деятельность.

7 - Игра.

8 - Музыкальные праздники и развлечения.

Тип проекта:  Образовательный групповой, краткосрочный.

Целевая аудитория:  Дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители, педагоги.

Организация проекта:

1 - Музыкальные уголки во всех возрастных группах.

2 - Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, балалайка, бубны, барабаны.

3 - Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, бубны, духовые, шумовые.

4 - Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски, грампластинки.

5 - Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютер.

6 - Создать условия в музыкальном зале, в группе для активной самостоятельной деятельности. Вовлечение родителей в проектную деятельность.  Совместная деятельность (выставка семейных рисунков, встреча в «Музыкальной гостиной», подбор фонотеки).

Форма реализации проекта:

1 - Просмотр  мультфильма об музыкальных инструментах «Видеть музыку». 2 - Изготовление фото альбома «Гости нашей музыкальной гостиной».

3 - Рассматривание плаката «Музыкальные инструменты симфонического оркестра».

4 - Музыкально – дидактическая  игра «Угадай мелодию», «Кто лишний».

5 - Встреча в музыкальной гостиной «Знакомство с гитарой» с профессиональным гитаристом Д.П.Толкачёвым.

5 -  Встреча в музыкальной гостиной «Знакомство с музыкальными инструментами скрипкой и виолончелью». Учитель школы О.М. Еременко.

6 -  Консультации для родителей.

а) «Классическая музыка для дошкольника»

б) «Эстетическое воспитание в семье»

в) «Мир музыкальных звуков для родителей»

7  -  Выставка детских рисунков «Мой любимый музыкальный инструмент».

8 -  Конспекты занятий.

9 -  Подборка музыкальных загадок.

Презентация проекта, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Презентация «Инструменты симфонического оркестра».

Квест -  игра «Музыкальный город».

Для начала я предложила детям посмотреть  мультфильм "Видеть музыку". Чтобы с помощью этого мультфильма дети познакомились с музыкальными инструментами. Задумка оказалась оригинальной: дети (из мультфильма) во время антракта оказываются в оркестровой яме и неожиданно получают

удивительную возможность необычным образом с помощью героя мультфильма, Сверчка, познакомиться с музыкальными инструментами и приобщиться к классической музыке. Таким образом, дети с удовольствием смотрели и сопереживали вместе с героями мультфильма, о том, как музыкальные инструменты вернулись обратно в филармонию.

Следующим этапом было рассматривание плаката «Музыкальные инструменты». Дети узнали, что все музыкальные инструменты делятся на духовые, ударные, клавишные и струнные музыкальные инструменты. Рассмотрели схему расположения инструментов симфонического оркестра, которым управляет дирижёр.

После знакомства с музыкальными инструментами я рассказала детям сказку «Маленькая скрипочка». Где дети были инициаторами обыграть эту сказку. Дети разобрали по своему усмотрению музыкальные инструменты и роли. Маленькая скрипочка считала себя королей оркестра. Была горда и занощева. Каждый музыкальный инструмент отстаивал свою точку зрения, то, что они тоже имеют немало важную роль в оркестре. И только дирижёр разрешил их спор. Предложил сыграть скрипочке одной без других инструментов. Скрипка сыграла свою партию (соло скрипки) и настала очередь оркестра…

Пришлось скрипочке просить у всех прощения, и тогда дети поняли,  что только все вместе они могут создать такую прекрасную музыку. Чтобы сердца людей восторгались и радовались звучанию слаженности голосов.  

Для закрепления музыкальных инструментов постарались и дети и родители. Они с удовольствием приносили детские музыкальные инструменты, картинки с изображением музыкальных инструментов, рисунки любимых музыкальных инструментов. 

В своей работе я использую «Встречи в музыкальной гостиной». В рамках «Музыкальной гостиной» я организовала три мероприятия по ознакомлению детей с такими забытыми музыкальными инструментами как гармонь, баян, и аккордеон о них я уже вам рассказывала. Такая современная форма как «Встречи в музыкальной гостиной» помогла организовать мне в рамках проекта «Инструменты симфонического оркестра» ещё одну встречу с музыкантом-гитаристом, уроженцем п.г.т. Балашейка Дмитрием Толкачевым  который был сам когда-то воспитанником нашего детского сада.

Дмитрий Толкачёв талантливый музыкант, который рассказал детям о музыкальном инструменте – гитаре. С интересом дети слушали рассказ Дмитрия Петровича  о себе и о том, как он  научился игре на гитаре. Из его рассказа дети узнали, какая страна является Родиной гитары, как устроен этот уникальный инструмент, как можно извлекать с помощью струн различные по тембру и звучанию звуки. В исполненных им музыкальных пьесах дети услышали звуки набирающего скорость идущего поезда, скачущей лошадки - пони, звучания эха в горах и играющей музыкальной шкатулки.

Интересный и легкий детский репертуар в сочетании с интересным рассказом об инструменте перенес ребят в мир музыки и гитары. Вместе с музыкантом дети с удовольствием спели любимые песни из знакомых всем мультфильмов «В траве сидел кузнечик»,  «Антошка», «Улыбка», «Бременские музыканты».

Мы надеемся, что начавшаяся традиция выступлений Дмитрия у нас продолжится, и мы не раз встретимся с замечательным музыкантом в детском саду, чтобы насладиться  чарующими звуками гитары.

На этом наши «Встречи в музыкальной гостиной» не закончились, а   продолжились  с учителем музыки Балашейской школы Еременко Ольгой Михайловной, которая познакомила детей с одним из музыкальных инструментов симфонического оркестра – виолончелью. Дети узнали о том, что виолончель является струнно-смычковым инструментом, а затем с интересом слушали ее рассказ о том, как устроен этот удивительный музыкальный инструмент. Для сравнения Ольга Михайловна показала детям скрипку, и дети во время беседы определяли, чем отличаются эти инструменты, и чем они похожи. Затем Ольга Михайловна показала детям, как звучит виолончель, сыграв пьесу «Мелодия» А. Дворжака.

Виолончель созвучна с другими музыкальными инструментами – скрипкой и фортепиано. В этом могли убедиться дети, услышав исполненные Ольгой Михайловной совместно с музыкальным руководителем «Польку-пиццикато» Иоганна Штрауса и «Вальс-шутку» Дмитрия Шостаковича. А затем эти пьесы воспитанники на детских музыкальных инструментах, таких как колокольчики, треугольники и металлофоны, сыграли в оркестре под аккомпанемент виолончели и фортепиано.

К этой встрече была организована выставка музыкальных инструментов, где были представлены различные виды струнных инструментов – балалайка и гитара. Струнно - смычковых – виолончель и скрипка. На выставке было представлено много иллюстративного материала, с помощью которого дети могли познакомиться и с другими музыкальными инструментами симфонического оркестра.

Дошкольники приняли активное участие в мероприятии – с удовольствием поиграли  в музыкально-дидактическую игру «Угадай мелодию», где они угадывали песни из мультфильмов, которые Ольга Михайловна проигрывала им на скрипке. А в конце встречи она предложила детям попробовать поиграть смычком на скрипке и виолончели, чем вызвала большой интерес у ребят.

Такая встреча всегда радуют детей, наполняет их музыкальными впечатлениями и знаниями, формирует культуру слушания, необходимую для восприятия классической музыки.

 

В процессе подготовки проекта дети научились на слух узнавать различные тембры инструментов симфонического оркестра.  Пополнили словарный запас, а так же познакомились с творчеством А.Дворжака, Иоганна Штрауса, П. И, Чайковского и др. Посетители презентации проекта.  Были единодушны в своем мнении, что проблема по ознакомлению детей дошкольного возраста с классической музыкой, их авторами и исполнителями актуальна в вопросе воспитания и обучения подрастающего поколения, а дети, в свою очередь, прекрасно и с интересом принимают эту информацию, слушают настоящую музыку, стараются в ней разбираться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Из опыта работы "Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность"

Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.Сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей.Воспитание  культурно-гигиенических навыков.Формирование начальных п...

доклад "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, с применением интегрированных педагогических технологий, через проектную деятельность"

Материал выступления на конференции "Организация проектной деятельности обучающихся как одна из трудовых функций педагога"(2019). Повышение качества образования и воспитания посредством внед...

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...

Статья на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»

laquo;Приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству через проектную деятельность»...

Доклад "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через трудовую деятельность на огороде детского сада"

В настоящее время очень важное значение имеет патриотическое воспитание детей, основанное на приобщении к русскому народному творчеству и культуре, к расширению представления детей о традициях русской...