Статья о пальчиковых играх
статья (младшая группа)
В данной статье рассказывается о пользе пальчиковых игр, которые способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Приводятся примеры пальчиковых игр, которые можно изготовить из подручных материалов и использовать в работе педагога, а так же рекомендовать родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Удивительный мир пальчиковых игр
Шевчук Т. М., МБДОУ «ДС № 459 г.Челябинска» г. Челябинск
Аннотация: в данной статье рассказывается о пользе пальчиковых игр, которые
способствуют развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Приводятся примеры пальчиковых игр, которые можно изготовить из подручных
материалов и использовать в работе педагога, а так же рекомендовать родителям.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно
снизился. Почему? Родители все меньше говорят с детьми, потому что страшно
заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и
слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками,
потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не
эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо
шнурков и пуговиц, игрушки, книжки и пособия яркие, но мало развивающие
моторику). В раннем возрасте у большинства наших детей наблюдается
отставание в развитии речи и двигательных навыков.
Как говорил советский педагог, детский писатель В. А. Сухомлинский
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».[1] Сегодня нам известно,
какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном
и всестороннем развитии. А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка
всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая
гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с
анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции
коры головного мозга занимает проекция кисти руки. К тому же на кистях рук
находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную
нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно
скажутся на деятельности мозга. [4] Мелкая моторика взаимодействует не
только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и
пространственным восприятием,
наблюдательностью,
воображением,
зрительной и двигательной памятью.
Самым интересным и увлекательным занятием для детей являются
игры, поэтому нет ничего лучше, как развивать мелкую моторику рук в
пальчиковых играх. Такие игры просты в исполнении, не занимают много
времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка.
Это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью
стихов, сказок, историй. Пальчиковые игры являются важной частью работы по
развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Они эмоциональны,
увлекательны, а также полезны для общего развития:
• Способствуют развитию речи. Сочетание движений рук и
проговаривание стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой.
• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
• Пальчиковые игры способствуют развитию творческого воображения,
ведь руками можно «рассказывать» целые истории.• Активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение
управлять своими движениями.
• Помогают формировать элементарные математические представления.
• Учат концентрировать внимание, правильно его распределять.
• Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запомнить и
положение пальцев и последовательность движений и просто стихи.
• Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения.
Специалисты рекомендуют начинать пальчиковые игры с детьми уже
с младенческого возраста.[6] Но преимущество пальчиковой гимнастики
заключается в том, что заниматься ею никогда не поздно. Естественно,
наилучшие результаты возможны в так называемый сенситивный период: в тот
возрастной промежуток, когда происходит активное формирование речи и
моторики – с 1,5 до 3 лет. Каковы же особенности занятий на каждом
возрастном отрезке?
∙ У новорождённых крох хорошо развиты хватательные рефлексы, когда
ребёнок крепко захватывает ладонью указательные пальцы взрослого человека.
Практически с рождения родителям советуют гладить ладошки и пальчики
малыша, массировать кисти его ручек, чтобы активизировать речевые и
двигательные зоны в головном мозге.
∙ Дети полутора-трёх лет уже способны сгибать и разгибать пальчики,
однако выполняют все упражнения только одной ручкой. А вот трёхлетки уже
могут играть обеими ручками, учась понемногу согласовывать движения.
∙ Детки среднего дошкольного возраста (в 4 годика) с удовольствием
выполняют задания, связанные с перебиранием макарон, фасоли, лепкой
пластилина. Ребятишки постарше практически идеально выполняют различные
пальчиковые игры, наизусть читая короткие стишки.
Нужно помнить:
∙ во время занятий не обращайте внимание на ошибки ребенка. Главное
проводить игру весело;
∙ не забывайте время от времени менять игры;
∙ по максимуму используйте мимику;
∙ проводите игру теплыми руками.
∙ самое главное играть с ребенком с удовольствием!
Всем известны традиционные игры, развивающие мелкую моторику,
которые мы покупаем в магазинах и используем в своей работе с детьми. Это
игры с предметами, игры – шнуровки, настольные игры, например, мозаика,
пазлы, а так же теневой и пальчиковый театры, художественно-творческая
деятельность: рисование, лепка, аппликация.
Но, между прочим, множество увлекательных и забавных игр по
развитию мелкой моторики можно придумать, используя обычные вещи,
которые всегда под рукой.
Примеры нетрадиционных пальчиковых игр и занятий с малышами:∙
Наматывание ленточек. Это пособие изготовить своими руками
очень просто из различных подручных материалов: колец, палочек,
карандашей, верёвочек, шнурков и различных игрушек.
∙
Упражнения с пинцетом и пипеткой:
Захват пинцетом лёгких предметов (ватных или пластмассовых шариков,
кусочков поролона, мозаики, пуговиц, различных по форме макарон).
Сортировка мелких предметов по цвету, форме, размеру.
Перекладывание шариков в бутылку, воронку.
Вылавливание из воды плавающих в ней предметов.
С помощью пипетки дети обожают смешивать краски.
∙
Игры с сыпучими материалами.
В качестве наполнителя песочницы можно использовать различные
сыпучие материалы, например крупы: манную, гречневую, рис, горох, фасоль.
Простые манипуляции с сыпучими материалами: рисование, пересыпание,
перебирание, закапывание мелких предметов – способствуют не только
развитию мелкой моторики, но и позволяют значительно уменьшить
внутреннюю тревогу, снять напряжение у ребёнка, поэтому их целесообразно
использовать в период адаптации малышей к условиям детского сада.
∙
Игры с крышками от пластиковых бутылок.
Из крышек можно сделать «Массажный бассейн». Детям очень нравится
опустить руки в «бассейн» и прошуршать крышками. Или на дне «бассейна»
спрятать маленькую игрушку, ребёнок опускает руки в «бассейн», ищет и
достает игрушку. Ещё можно составить карточки для выкладывания по образцу
и для дополнения недостающих деталей. Такие как «Колёса для автомобиля»,
«Светофор», «Цветочки», «Укрась ёлочку». Ещё у крышек делаем отверстия в
середине и используем в игре «Собери бусы». Казалось бы, это простой
материал, который всегда выбрасывается, а сколько интересных дидактических
игр для детей из него можно изготовить. Так же их хорошо использовать, как
раздаточный материал. Можно подобрать разнообразие цветов: синие, красные,
желтые, зеленые, белые, черные, коричневые. Кроме развития мелкой
моторики, такая игра дает ребенку возможность освоить сенсорные эталоны,
учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы.
∙
Бусы и браслеты из различных материалов.
Берём шнурки, верёвки, леску и предлагаем детям нанизывать на них
пуговицы, макароны. Ещё можно сделать бусины из старых фломастеров.
Просто порезать старые фломастеры и получатся разноцветные бусины.
Так же эти предметы целесообразно использовать в играх «Заполни
картинку», «Продолжи ряд», «Выложи по образцу». Главное быть особенно
внимательными при играх с мелкими предметами. В таких случаях ребенка
нельзя оставлять одного ни на минуту!
∙
Игры с прищепками и скрепками.
Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок или скрепок
делают солнцу - лучики, тучке – дождик, лошадке – ножки, морковке – ботву, зайчику – ушки, ежику – иголки. При этом можно приговаривать различные
стишки, потешки, поговорки.
∙ Игры и упражнения на ковролине.
Приобретаем ковролин, который можно приспособить в любом удобном
месте, делаем различные фигуры из разных материалов, например вырезаем из
фетра, приклеиваем к ним липучку и предлагаем детям для выкладывания.
Кстати фигуры могут быть как плоскостные, так и объёмные.
∙ Развивающая игра «Бизиборд».
Это прекрасный материал, в котором можно покрутить, потянуть,
открыть, двигать, нажимать на кнопку, порисовать, посчитать. Действия с
предметами быта способствуют развитию мелкой моторики и помогают
ребенку быть самостоятельным в самообслуживании. Это увлекательное
развлечение для детей тоже можно сделать своими руками. Главное сделать все
максимально надежно и безопасно, поэтому надо продумать крепление каждой
детали, чтобы не упали, чтобы не мешали, но и в то же время надо компактно
вместить весь имеющийся материал. Чем больше интересных деталей на доске,
тем ребенку веселее играть с ним. Прикрепили бизиборд к стене, на уровне
роста наших детей, чтобы им было удобно заниматься. С финансовой стороны
доска очень выгодная, так как не требует никаких материальных вложений, все
материалы имеются у всех дома. Требуется лишь фантазия и творческие
способности.
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая родителям,
воспитывающим
малыша.
Для рекомендаций родителям подойдут
увлекательные игры «быстрого приготовления». Организовать их совсем не
сложно. Для этого подойдут обычные вещи, которые всегда под рукой.
Например, книги и журналы можно не только читать. Поиграйте в
игру «Книга с сюрпризом» или «Журнал с сюрпризом». Вложите в книжку
небольшую картинку, календари или фантик, а ребенку нужно будет его найти,
перелистывая страницы. Переворачивать книгу, вытряхивая «сюрприз»,
запрещено – ее нужно именно постранично листать. «Сюрпризов» может быть
несколько – их количество тоже может оставаться неизвестным до конца игры.
С помощью самого обычного предмета, который есть у каждого, можно
поиграть в игру «Гребень волшебницы». Нам понадобится расческа с
крупными редкими зубцами и цветная шерстяная нитка. Привяжите нитку к
крайнему зубчику и покажите малышу, как ее можно пропустить между
другими зубчиками. Сначала нитка вряд ли будет обвивать каждый зубчик, но
все равно, такая расческа в руках юного парикмахера станет похожа на гребень
волшебницы. С увеличением количества цветных нитей будет расти и
магическая сила гребня. А если вместо обычной расчески взять массажную и
пропустить цветную нитку между ее зубчиков, получится совсем другая игра –
«Массажный гребень волшебницы». Цветные нити можно закрепить в
нескольких местах, соответственно и узоры будут более сложными и
многослойными.
Не спешите выбрасывать фантики от конфет – они ждут, не дождутся,
когда с ними сыграют в игру «Снежинка». Научите ребенка вырезать яркие веселые снежинки из конфетных оберток. Так же из них можно сделать
красивые веера, банты, цветы, вертолёты.
Было бы полезно в домашних условиях по чаще устраивать игру
«Серебряный дождь». Кстати, дождь может быть не обязательно серебряным, а
любым цветным. Нужно нарезать или порвать на мелкие кусочки фольгу от
конфет или шоколада, фантики, остатки от аппликаций из цветной бумаги и т.
п. – и подбросить их вверх. Полезно не только мельчить бумагу, но и собирать
ее с пола. Устраивайте состязания – кто соберет больше кусочков и быстрее
всех.
Можно сделать цветы из семечек (семян подсолнечника или тыквы). Это
игра «Цветы из семечек». Скатайте небольшой пластилиновый шарик, слегка
приплюсните его и по окружности воткните семечки.
Устройте «охоту» за природными материалами – камешками, палочками,
листиками, семенами и т. п. Дома эти предметы обрисуйте карандашом или
фломастером на листе бумаги. Это занятие можно превратить в игру-загадку. К
примеру, один участник обводит какой-то кленовый листочек из собранного
букета, а другой путем подбора должен угадать, след какого листочка
представлен.
Самим можно сделать все – даже принцессу Златовласку. Нам
понадобятся шерстяные нитки или ленточки – не обязательно золотые, можно
взять любые цветные. На листе картона нарисуйте лицо принцессы. Из
нескольких тесемочек, веревочек или шерстяных нитей сделайте принцессе
волосы.
Между прочим, у вас на кухне живут еж, черепаха и белка, только вы
пока об этом не догадываетесь. Чтобы встретиться с ежом, поиграем в игру «Еж
из картофелины». Вам понадобятся картофелина и коробок спичек.
Картофелину для устойчивости срежьте с одного бока, поставьте на него
будущего ежа и произвольно украсьте иглами-спичками. А из яблока и цветной
мозаики можно сделать черепашку. Можно почувствовать себя в роли белочки,
если сыграть в игру «Орешки в дупле». Возьмите пластиковую бутылку,
вырежьте сбоку небольшое отверстие. Дайте ребенку мешочек с какой-нибудь
крупой, горохом или фасолью. Пусть он, как белочка, кладет по одной
крупинке в отверстие в пластиковой бутылке («дупло»). Еще полезнее, если
ребенок сам сделает орешки да ягодки из пластилина и будет складывать их в
закрома.
Игра «Капсула на Марс» может стать незабываемым событием в жизни
ребенка. А заключается она в том, чтобы собрать на прогулке в пустую
пластиковую банку или коробку мелкий природный материал для посылки
марсианам.
Пустые флаконы из-под закончившихся шампуней, гелей для душа,
кетчупов – прекрасный тренажер для мышц рук. Налейте в них воду и
устраивайте фонтанчики в ванной, поливайте клумбочки, деревца, кустарники
во дворе, вспомните игру «Кляксы на асфальте», когда к получившемуся
мокрому пятну мелом дорисовываются детали сюжета. Это игра «Фонтанчики
из флакона».С водой или любыми сыпучими продуктами (песком или крупами) можно
поиграть таким образом. Например, пусть ребенок исследует, сколько в чайной
чашке уместится чайных, а затем столовых ложек воды. И затем, сколько таких
чашек уместится в пол-литровой или любой другой банке. Выбирайте мерные и
измеряемые емкости пооригинальнее – так интереснее играть. Например,
сколько половинок от «скорлупы» киндер-сюрприза умещается в заварочном
чайнике. Эта игра – «Водомер» – развивает не только мелкую моторику, но и
помогает ребенку освоить единицы измерения объема.
Можно угадывать на ощупь, с закрытыми глазами, игрушки или
предметы домашнего обихода. Если их накрыть платком, то глаза можно и не
закрывать.
Изготовление всех этих игр не составляет большого труда и затрат, а
самое главное, они не надоедают детям, и дети всегда с удовольствием в них
играют. Ведь пальчиковые игры и есть тот самый золотой ключик, который
откроет дверь в мир безграничных детских способностей.
Список использованной литературы:
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318
2. Кислинская Т.А. - Гениальность на кончиках пальцев! Развивающие пальчиковые
игры для детей от 1 года до 4 лет. – СПб.: Питер, 2012. – 144
3. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г. Кравцов,
Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 328
4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие
для родителей и педагогов - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48
5. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные
пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов н/Д: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008.-
320
6. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста : учебник для академического
бакалавриата / Ю. М. Хохрякова. — 2-е изд., исп. и доп. — М. : Издательство Юрайт 2017. —
308 — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пальчики" - статья, пальчиковые игры.
Статья взята из иточников интернета, будет полезна специалистам детского сада и родителям, кто интересуется этой проблемой....
Статья " Пальчиковые игры"
Статья дает представления , чем полезны пальчиковые игры с детьма. А так же советы и рекомендации при проведении пальчиковых игр....
Статья "Пальчиковая игра всегда под рукой"
Рекомендации для родителей для развития мелкой моторики у детей раннего возраста пальчиковыми играми....
Статья Пальчиковые игры
Для детей младшей группы...
Статья Тема: «Пальчиковая игра в жизни ребенка»
«Пальчиковая игра в жизни ребенка»...
Статья "Пальчиковые игры. Играем дома"
Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давн...
Статья для родителей. Зачем играть с детьми в пальчиковые игры?
В данной статье я постаралась показать роль и важность пальчиковых игр для развития речи детей, начиная с ранеего возраста....