Статья. IV Всероссийская конференция "Дети с ОВЗ. Проблемы здоровьесберегающей деятельности"., Н.Новгород, 2021 год. Тема статьи "Музыкальные пальчиковые игры как ресурс сохранения и стимулирования здоровья детей с ОВЗ".
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Мария Станиславовна

Доклад посвящён актуальной проблеме сохранения и стимулирования здоровья детей с ОВЗ в процессе музыкальных пальчиковых игр. Представлен опыт работы дошкольного учреждения по использованию музыкальных пальчиковых игр в организации педагогического процесса для детей с ОВЗ. Раскрыты этапы освоения музыкальных пальчиковых игр, варианты музыкальных пальчиковых игр.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

КАК РЕСУРС СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Чернова М.С.

MUSICAL FINGER GAMES AS A RESOURCE OF PRESERVATION AND

STIMULATION HEALTH OF CHILDREN WITH DISABILITIES.

Chernova M. S.

Аннотация. Доклад посвящён актуальной проблеме сохранения и стимулирования здоровья детей с ОВЗ в процессе музыкальных пальчиковых игр. Представлен опыт работы дошкольного учреждения по использованию музыкальных пальчиковых игр в организации педагогического процесса для детей с ОВЗ. Раскрыты этапы освоения музыкальных пальчиковых игр, варианты музыкальных пальчиковых игр.

Annotation. The report is devoted to the urgent problem of preserving and stimulating the health of children with disabilities in the process of musical finger games. The article presents the experience of a preschool institution on the use of musical finger games in the organization of the pedagogical process for children with disabilities. The stages of mastering musical finger games, variants of musical finger games are revealed.

Ключевые слова: пальчиковые игры, мелкая моторика, здоровьесбережение, дошкольники, коррекция, музыка.

Keywords: finger games, fine motor skills, health care, preschoolers, correction, music.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский.

По одной из систем восточной рефлексотерапии кисть руки соответствует голове, а пальцы – головному мозгу. В 1873 году немецкий педагог Фридрих Фребель определил всестороннее значение пальчиковых игр. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пришла к выводу, что формирование речевых областей формируется под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

В нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (5-7 лет), и группа компенсирующей направленности для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) (6-7 лет).

Развитие музыкальных способностей осуществляется в разных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, певческая деятельность, музыкально – ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах), но, учитывая, что игра – ведущий вид деятельности дошкольников, и какое благотворное воздействие она оказывает на детей, появилась необходимость включение музыкальных пальчиковых игр в организацию педагогического процесса для детей с ОВЗ. Таким образом, в педагогический процесс ДОУ, помимо традиционной музыкальной деятельности были включены и музыкально – оздоровительные мероприятия, здоровьесберегающие технологии. К их числу и относятся музыкальные пальчиковые игры.

Музыкальные пальчиковые игры разучивались во время музыкальных занятий, постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создавалась мотивация игры, происходило объяснение её содержания, прослушивалась музыка. Педагог показывал игру вначале сам. На втором этапе осуществлялось непосредственное формирование двигательных, речевых, вокальных навыков. Дети вместе с педагогом повторяли игру, проговаривая, а затем пропевая текст, выполняя при этом движения пальчиками, ручками. Вначале разучивали движения одной рукой, потом другой, в медленном темпе. По мере освоения музыкальной пальчиковой игры темп ускорялся. При выполнении детьми пальчиковых игр педагог постоянно следил за правильной постановкой кисти руки, пальцев, точным соотнесением движения с текстом игры. На третьем этапе осуществлялось совершенствование, автоматизация навыков, проявлялась самостоятельность детей.

Во время музыкальных занятий музыкальные пальчиковые игры использовались перед певческой деятельностью, с целью подготовить голосовой аппарат к пению, снять зажатость голосовых связок; после выполнения музыкально – ритмических движений, чтобы дать возможность детям привести дыхание в норму, отдохнуть.

В своей работе мы использовали элементы пальчиковой гимнастики Н.Нищевой, Железновых «Музыка с мамой», Е.А. Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры», И. Каплуновой и И. Новоскольцевой «Умные пальчики». Музыкальные пальчиковые игры подбирались с учётом тематики занятия, тематики разучиваемых песен, времени года.

Так, например, перед разучиванием и исполнением песни «Падают листья» (Т. Попатенко), с детьми групп компенсирующей направленности для детей с ОНР разучили музыкальную пальчиковую игру «Осенние листья» (автор Н.Нищева).

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

Будем листья собирать.

Ритмично сжимают, разжимают кулачки.

Листья берёзы

Листья рябины

Листья тополя

Листья осины

Вновь загибают пальчики, начиная с больших.

Листики дуба мы соберём

Ритмично сжимают, разжимают кулачки.

Маме осенний букет отнесём.

«Шагают» по коленочкам указательным и средним пальцем обеих рук.

Музыка к пальчиковым играм, если таковой нет, подбирается с простым ритмом, в удобном для детей диапазоне (ре 1 – си 1). Это может быть восходящая и нисходящая мелодия, мажорная или минорная мелодия в зависимости от содержания игры, знакомые русские народные мелодии. Проводя взаимосвязь между речью и пением, вспоминаются слова великого русского певца Фёдора Шаляпина: «Хорошо сказанное – наполовину спетое».

Также музыкальные пальчиковые игры в работе с детьми с ОВЗ были включены и в различные праздничные мероприятия. Например, на новогоднем празднике дети вместе с музыкальным руководителем и учителем – логопедом исполнили песню на стихотворение «Дед Мороз» (автор Е.Тараховская) и с помощью движений рук объяснили сказочному персонажу, кто такой Дед Мороз.

Разучиваемые на музыкальных занятиях музыкальные пальчиковые игры плавно переносились и в режимные моменты жизни детей в детском саду. Для этого, с воспитателями групп компенсирующей направленности для детей с ОНР, для детей с ФФНР были проведены консультации, по возможности использования музыкальных пальчиковых игр в совместной деятельности с детьми. На занятиях по изобразительной деятельности для снятия напряжения в руках, как динамическую паузу, воспитателям было предложено использовать музыкальную пальчиковую игру «Рисование» (автор С Железнова).

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали

Мы руками потрясём

Рисовать опять начнём.

Выполнение движений по тексту.

Мы черту нарисовали…

Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали…

Достичь хороших результатов по данной проблеме нам помогло тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для родителей были разработаны и проведены следующие мероприятия: мастер – класс на тему «Ладошки детей согреют сердца всех людей», индивидуальные консультации «Умные пальчики», памятки - буклеты «Музыкальные пальчиковые игры в картинках».

Таким образом, использование музыкальных пальчиковых игр является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим сохранению и стимулированию здоровья детей с ОВЗ, развитию музыкальных способностей дошкольников, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребёнку себя успешно и комфортно.

Литература.

Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Волгоград: Учитель, 2013, 204 с.

Гавришева Л.Б. Конспекты интегрированной образовательной музыкальной деятельности с детьми. СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016, 224 с.

Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.  СПб.: ООО «Невская нота», 2010, 485 с.

Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры. СПб.: ДЕТСВО –ПРЕСС, 2014.

Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов н/Д: Феникс, 2011, 38 с.

Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Различные виды гимнастик как метод сохранения и стимулирования здоровья детей с ОНР»

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей. 2.Те...

«Использование инновационных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей 3-5 лет и обучение здоровому образу жизни»

Перспективное  планирование использования инновационных  технологий сохранения и стимулирования здоровья детей...

Презентация. Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста....

Консультация родителям «Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулированияздоровья детей дошкольного возраста»Здоровьесберегающая технология – это система мер, включа...

Доклад на тему: "Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...