Проект «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»
проект
Проект «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_formirovanie_ik_kultury_pedagogov_ou.docx | 64.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВΟ ΟБРАЗΟВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральнοе государственное бюджетнοе οбразοвательнοе учреждение высшегο οбразοвания
«Кемеровский государственный университет»
Институт οбразοвания
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
ПРОЕКТ
«Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»
подготовила:
студентка гр. ПМз-182
Семилетова Жанна Сергеевна
Кемерοвο 2019
Информационная карта проекта
«Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»
№ п/п | Раздел | Содержание |
1 | Идея | Повышение уровня информационно-коммуникационной культуры педагогов ДОУ с целью повышение качества воспитательно-образовательного процесса |
2 | Разработчик | Семилетова Ж.С., магистрант 1 курса группы ПМз-182, Направление подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование (Профильное и профессиональное образование) |
3 | Руководитель | |
4 | База проекта | МБДОУ д/с № 1 «Рябинка», пгт Промышленная, Кемеровской обл. |
5 | Тип проекта | образовательный |
6 | Сроки | Долгосрочный (9 месяцев)
|
7 | Аннотация | Проект работы «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений» направлен на совершенствование учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационно-коммуникативной культуры педагогов МБДОУ д/с №1 «Рябинка. Проект долгосрочный (9 месяцев) включает в себя 3 этапа:
|
8 | Ресурсы | Нормативно-правовая база:
Методическая база: Кадровое обеспечение: Педагоги-воспитатели; педагоги дополнительного образования; старший воспитатель; логопед Диагностические материалы:
«Использование ИКТ в работе»;
Технические и материальные ресурсы: телевизор, магнитофон; музыкальное оборудование, мультимедийная установка (проектор, экран); выход в Интернет (скорость до 1024 Кб/с) всем пользователям компьютеров; компьютеры, ноутбуки, принтеры, сканер, факс. |
9 | Цель |
|
10 | Задачи |
|
11 | Предполагаемый результат |
|
12 | оригинальность | Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования. |
13 | Презентация проекта | - презентация работы педагогов «Наша группа», «Наши занятия». |
14 | Продукт реализации проекта | - пакет методических и дидактических материалов к занятию в детском саду с использованием ИКТ; - написание статьи. |
Пояснительная записка
Проект «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений» нацелен на совершенствование навыков работы педагогов ДОУ на компьютере, внедрение информационно-коммуникационной технологии в образовательный процесс, развитие мотивов творческой деятельности педагогов.
Актуальность:
В настоящее время в России осуществляется Стратегия развития информационного общества, связанная с доступностью информации для всех категорий граждан и организаций. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из важных моментов образования.
Информатизация системы образовательной выдвигает новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных вариантах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но так же самостоятельно создавать электронные образовательные ресурсы, активно использовать их в своей педагогической деятельности.
Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий тесно связана с социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании - это комплекс учебно-методических материалов, технических средств в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений дошкольного образования (администрации, педагогов-воспитателей, педагогов дополнительного образования), а также для воспитания, образования, развития, диагностики, коррекции дошкольников.
Информатизация образования позволяет педагогам широко использовать в педагогической практике новые методические разработки, направленные на осуществление инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов; освобождает от повседневной ручной работы.
Информационно-коммуникационные технологии дают возможность современному педагогу совершенствовать воспитательно-образовательный процесс. Таким образом, формирование информационно-коммуникативной культуры помогает педагогам ДОУ чувствовать себя уверенно в современных социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.
Внедрение ИКТ в дошкольные учреждения связано с:
- принятием стратегии развития информационного общества;
- реализацией программы «Электронная Россия»;
- подключением в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
- принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Целевые ориентиры:
Участники проекта должны:
- регулярно использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
- участвовать в конкурсах для педагогов на различных уровнях;
- иметь электронное портфолио;
- уметь создавать текстовые и графические документы (самостоятельно оформляют документацию группы, результаты мониторинга и т.п.);
- уметь разрабатывать и использовать электронные образовательные ресурсы в своей педагогической деятельности;
- уметь использовать средства информатизации и информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
- владеть способами представления педагогической информации с помощью средств информатизации.
ИКТ-компетентность педагога
- Поэтапный план реализации проекта
1 этап – диагностический/организационный (сентябрь-октябрь)
Цель:
- обеспечение необходимыми ресурсами реализацию проекта.
Задачи:
- Изучить научную литературу и нормативно-правовую документацию по теме;
- Провести анкетирование по теме «Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе», «Определение степени владения ИКТ»;
- Организовать взаимопросмотр занятий.
Месяц исполнения | Название мероприятия/форма | методы | методики | ответственные | Предполагаемые результаты |
сентябрь | Утверждение плана работы (Методическое объединение ) | Знакомство с планом работы участников проекта | |||
сентябрь | Диагностика «Определение степени использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе» | анкетирование | Анкета «Определение степени использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе»; Диагностическая карта «Использование ИКТ в работе» | Выявление уровня использования педагогами ДОУ ИКТ в воспитательно-образовательном процессе | |
октябрь | Установка на компьютеры участников проекта | Программа Microsoft Office установлена на компьютеры участников проекта для дальнейшего ее изучения |
2 этап – основной/внедренческий (октябрь - март)
Цель:
- Внедрение и реализация проекта «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений»
Месяц исполнения | Название мероприятия/форма | методы | методики | ответственные | Предполагаемые результаты |
октябрь | Знакомство педагогов с программой Microsoft Word (методическое объединение) | Беседа Показ Решение практических задач | Участники проекта владеют основными приемами работы в программе | ||
ноябрь | Создание электронной газеты группы с помощью программы Microsoft Word (конкурс) | Решение практических задач | Создание электронной газеты группы на основе имеющихся знаний по работе в программе | ||
ноябрь | Знакомство педагогов с программой Microsoft Power Point. Создание ЭОР (тестовые задания) с помощью программы Microsoft Power Point (Методическое объединение; мастер-класс) | Беседа Показ Решение практических задач | Умение создавать электронные образовательные ресурсы и использовать их в воспитательно-образовательном процессе | ||
декабрь | Работа с проектором (семинар-практикум) | Беседа Показ Объяснение решение практических задач | Участники проекта владеют приемами работы с проектором | ||
декабрь | Создание презентации в программе Microsoft Power Point «РППС группы» (конкурс) | Беседа Показ Решение практических задач | Участники проекта применяют знания по работе в программе Microsoft Power Point для создания презентаций «Моя группа» | ||
январь | Знакомство педагогов с программой Microsoft Publisher (методическое объединение) | Беседа Показ Решение практических задач | Участники проекта владеют приемами работы в программе Microsoft Publisher | ||
январь | Создание информационного буклета для родителей в программе Microsoft Publisher (конкурс) | Решение практических задач | Умение применять полученные знания в решении практических задач | ||
февраль | Поиск в сети Интернет (семинар) | Беседа Показ | Участники проекта знакомы с приемами работы в сети Интернет | ||
февраль | Подбор наглядных методических материалов по заданной теме в сети Интернет (индивидуальные задания) | Решение практических задач | Педагоги знают и применяю полученные знания в решении практических задач | ||
март | Разработка конспектов занятий с использованием ИКТ (домашнее задание) | Решение практических задач | Участники активно применяют знания, полученные во время реализации второго этапа проекта |
Содержание работы.
- Работа с Microsoft Word:
- шрифт, размер;
- создание и редактирование текстового документа;
- набор и редактирование текстового документа;
- абзацные отступы и интервалы;
- создание и форматирование таблиц;
- вставка рисунка;
- нумерация страниц;
- гиперссылка;
- Работа с Microsoft Power Point:
- создание слайда с диаграммой и таблицей;
- вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
- сохранение и подготовка презентации к демонстрации.
- создание тестовых заданий.
- Работа с проектором
Познакомить участников проекта с проектором и способами его использования в воспитательно-образовательном процессе.
- Знакомство с Microsoft Publisher.
- Подготовка открытки;
- Подготовка буклета в печать;
- Изготовление информационных буклетов для родителей.
- Работа в сети Интернет
- Поиск в сети Интернет;
- Электронная почта. Основные понятия;
- Работа с поступившими сообщениями;
- Подготовка и отправка собственных сообщений;
- Подбор наглядных материалов;
- Создание собственного сайта.
3 этап – итоговый/результативный (апрель-май)
Цель:
- анализ реализации целей и задач проекта.
Задачи:
- проанализировать результаты использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
- обобщить педагогический опыт на районных мероприятиях;
- рассмотреть перспективы на будущую работу.
Месяц исполнения | Название мероприятия/форма | методы | методики | ответственные | Предполагаемые результаты |
март | Просмотр занятий с использованием ИКТ-«Лучшее занятие с применением ИКТ» (конкурс) | Показ | Участники проекта активно применяют ИКТ в воспитательно-образовательном процессе | ||
апрель | Создание сайта педагога (семинар практикум) | Беседа показ Решение практических задач | Педагоги имеют собственные сайты | ||
май | Определение степени использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе на конец учебного года (проведение диагностики) | анкетирование | |||
май | Подведение итогов работы (методическое обеспечение) | анкетирование | Анкета «Определение степени использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе»; Диагностическая карта «Использование ИКТ в работе» | Сравнение результатов диагностики в начале учебного года и в конце |
Риски и мероприятия по их минимизации
Риски | Минимизация |
1. Недостаточное оснащение материально-технической базы. | - Приобретение необходимого оборудования (на группу или детский сад). - Использование универсального мобильного оборудования (ноутбуков, аудио аппаратуры, мультимедийных установок и т.д.). |
2. Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов. |
|
3. Пассивное отношение к проблеме части участников проекта, недостаточное понимание актуальности и значимости | Консультирование участников проекта |
Презентация проекта
Презентация работы педагогов «Наша группа», «Наши занятия».
Продукт проекта
Пакет методических и дидактических материалов к занятию в детском саду с использованием ИКТ; написание статьи.
Способы апробации результатов
- размещение продуктов реализации проекта на сайте;
- участие в региональных, федеральных педагогических мероприятиях и конкурсах педагогического мастерства, в том числе дистанционных онлайн-форумах;
- публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и в методических журналах.
Перспективы дальнейшего развития проекта
- Обобщение опыта создания модели информационно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей формирование качественно новых результатов образования;
- Создание на базе дошкольного учреждения организационно-методического центра по распространению опыта информатизации образовательной среды ДОУ.
Заключение
Реализация проекта «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений» дала свои результаты, а именно – педагоги:
- умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
- умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
- владеют навыками поиска информации в Интернете;
- владеют знаниями по работе с программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
- умеют разрабатывать занятия с использованием информационно-коммуникативных технологий;
- владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
В ДОУ создан банк дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой интернет-сайт, имеется электронный адрес.
Таким образом, реализуя проект «Формирование информационно-коммуникационной культуры педагогов образовательных учреждений» можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.
Список литературы
- Горвиц, Ю. М., Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] // Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998;
- Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [уч. пособие для студентов высших пед. учебных заведений] // – М.,2003;
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [Текст] // Авторы-составители: Тевс Д. П., Подковырова В. Н., Апольских Е. И., Афонина М. В. – Барнаул: БГПУ, 2006;
- Калинина, Т.В ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» [Текст] // Управление. - М, Сфера, 2008;
- Комарова, Т. С., Комарова И. И, Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст] //. – М., 2011;
- Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе [Текст] / С. П. Новиков // Педагогика. – 2003. - № 9.
- Новицкая, Н. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст] // - М., Сфера, 2008;
- Очирова, О. Д., Шаманова, Л. А. Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 60-62;
- Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство [Текст] // Б.П. Сайков. – М., 2005;
Приложение А
Анкета «Определение степени использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе».
Уважаемый, коллега!
Для определения степени использования ИКТ в педагогической деятельности ответьте на следующие вопросы.
- Должность
_____________________________________________________________
- Когда вы обучались на курсах ПК, какие курсы прошли
_____________________________________________________________
- Используете ли вы ИКТ в своей педагогической деятельности (нужное подчеркнуть)
- При подготовке к занятию
- На занятии
- Для самообразования
- Другое (укажите)
- Какие средства ИКТ вы используете (нужное подчеркнуть):
- Текстовый редактор
- Электронные таблицы
- Электронные презентации
- Мультимедийные диски
- Специализированные программы
- Интернет
- Другое (укажите)
- Как часто вы используете ИКТ (нужное подчеркнуть):
- Ежедневно
- 1 раз в неделю
- 1-2 раза в месяц
- 1-2 раза в четверть
- Другое (укажите)
- Считаете ли вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
_______________________________________________________________
- Ваши достижения в области использования ИКТ?
________________________________________________________________
- Какие проблемы возникают при использовании ИКТ?
_______________________________________________________________
- Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете?
_______________________________________________________________
Приложение Б
Диагностическая карта
«Использование ИКТ в работе»
ФИО педагога______________________________________________________
Поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям с использованием Интернет-ресурсов | |
Использование презентаций, мультимедийных пособий и др.на занятиях | |
Разработка занятия по разным направлениям с использованием информационных технологий | |
Использование сети Интернет для самообразования | |
Использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе | |
Наличие собственного сайта (нет; да (укажите адрес)) | |
Наличие опыта в области использования ИКТ | |
Готовность организовать обучение педагогов образовательной организации (указать тему) |
Примечание. Поставьте значок «+» в столбцах, содержащих положительный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматривается потенциал использования современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении, возможности реального использования ИКТ в работе педагогов....
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении
Целесообразность использования ИКТ в ДОУ...
«Важность информационно - коммуникационного пространства в дошкольном образовательном учреждении».
В статье говорится о важности использования коммуникационного пространства в работе педагога .О том насколько компьютер может облегчить и разнообразить работу педагога, в том числе в дошкольном учрежд...
Консультация старшего воспитателя Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении.
выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников...
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогических учебных заведений.В этой работе освещены вопросы использования информационно-коммуникац...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В настоящее время в нашей стране реализуется стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации....
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в дошкольных образовательных учрежденияхПредставленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ, студентам педагогически...