НОД по художественно-эстетическому развитию (реализация приоритетного направления)
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колобок»
Планирование непосредственно-образовательной
деятельности по художественно-эстетическому
развитию (реализация приоритетного направления)
в старшей группе «Капельки»
Воспитатель:
Ковалева Елена Викторовна
с. Каратузское
2020-2021 учебный год
"Истоки творческих способностей находятся
на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой
мысли и чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"
(В.А.Сухомлинский).
Актуальность:
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможность и расширить способности ребенка к образному познанию. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству посредством нетрадиционной формы, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Методы:
- Словесный метод (объяснение, беседа, художественное слово, загадки)
- Игровой (дидактические игры)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий.
Используемые методы:
- дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Принципы:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности
- Принцип доступности материала.
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
- расширение и обогащение художественного опыта.
- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
НОД рассчитана два года (старшая, подготовительная группы)
Организация НОД: проводится 1 раза в неделю по четвергам во второй половине дня. Продолжительность: старшая группа - 25 минут, подготовительная группа - 30 минут.
Форма организации: подгрупповая.
Тематическое планирование.
Старшая группа.
Месяц | Число | Техника рисования | Тема |
Сентябрь | Вводное занятие | «Сказка про краску» | |
Оттиск фруктами | «Компот из яблок» | ||
Оттиск овощами | «Букет цветов» | ||
Отпечатки листиками | «Осень в лесу» | ||
Октябрь | Отпечатки листиками | «Ветка смородины» | |
Рисование мятой бумагой | «Чудесный букет» | ||
Рисование мятой бумагой | «Осеннее дерево» | ||
Рисование пластиковой бутылкой | «Цветочная поляна» | ||
Ноябрь | Рисование пластиковой бутылкой | «Цветущая сакура» | |
Рисование ватными палочками | «Дерево колдуньи» | ||
Рисование ватными палочками | «Цветущая ветка черемухи» | ||
Рисование на пенопласте | «Цветик-разноцветик» | ||
Декабрь | Рисование на пенопласте | «Тарелочка» | |
Рисование вилками | «Ежики» | ||
Рисование вилками | «Елочка нарядная» | ||
Штампики из ниток | «Цветной коврик» | ||
Январь | Штампики пенопластом | «Праздничный салют» | |
Штампики пенопластом | «Узор из геометрических фигур» | ||
Рисунок ладошками | «Животные зоопарка» | ||
Февраль | Рисунок ладошками | «Дружба» | |
Монотипия предметная | «Бабочки» | ||
Монотипия пейзажная | «Отражение леса в воде» | ||
Монотипия пейзажная | «Теремок для лесных жителей» | ||
Март | Оттиск гофрокартоном | «Вишневое варенье» | |
Оттиск упаковочным картоном | «Венок для девочек из цветов» | ||
Рисование мыльными пузырями | «Мороженое рожок» | ||
Рисование мыльными пузырями | «Воздушные шары» | ||
Апрель | Рисование отпечатками от стаканчиков с горлышками разного диаметра | «Красивые салфетки» | |
Рисование пробками | «Гусеница» | ||
Ниткография – рисование нитью | «Цветок Каллы» | ||
Ниткография – рисование нитью | «Волшебные цветы» | ||
Май | Разные виды техник, пройденные в течение года. | «Вот и лето пришло» - коллективная работа | |
Выставка детских рисунков за год. |
Подготовительная группа.
Месяц | Число | Техника рисования | Тема |
Сентябрь | Кляксография обычная | «Веселые человечки» | |
Кляксография с трубочкой | «Сказочные цветы» | ||
Кляксография с трубочкой | «Морское дно» | ||
Рисование полосками скотча | «Цветной узор» | ||
Октябрь | Оттиск пузырчатой пленкой | «Пчелиные соты» | |
Рисование на пузырчатой пленке | «Сладкий коктейль» | ||
Каплетерапия – рисование каплями по трафарету | «Золотая рыбка» | ||
Каплетерапия – рисование каплями | «Домик в деревне» | ||
Ноябрь | Пухлые краски | «Путешествие по радуге» | |
Пухлые краски | «Снеговик» | ||
Рисование методом напыления (набрызг) | «Зима в лесу» | ||
Рисование методом напыления (по трафарету) | «Сказка зимнего леса» | ||
Декабрь | Рисование солью | «Рыбы в реке» | |
Рисование солью | «Зимний лес» | ||
Рисование цветной манкой | «Гусеница» | ||
Фроттаж | «Монеты» | ||
Январь | Граттаж | «Подводное царство» | |
Граттаж | «С неба падают снежинки» | ||
Цветной граттаж | «Солнечная система» | ||
Февраль | Рисование по клейстеру | «Пришельцы с луны» | |
Рисование клейстером | «Необычные узоры» | ||
Рисование на клее ПВА | «Волшебный узор» | ||
Рисование на клее ПВА (продолжение) | «Волшебный узор» | ||
Март | Рисование на мокрой бумаге | «Цветы в подарок маме» | |
Рисование через мокрую марлю | «Рыбки в аквариуме» | ||
Монотипия на стекле | «Планета Земля» | ||
Монотипия на целлофане | «Морские закаты» | ||
Апрель | Витражи – клеевая техника | «Рисунки из раскрасок» | |
Витражи – клеевая техника (продолжение) | «Рисунки из раскрасок» | ||
Витражная роспись | «Рисунки из раскрасок (наклейки на стекло) | ||
Витражная роспись | «Рисунки из раскрасок (наклейки на стекло) | ||
Май | Разные виды техник | «Космический пейзаж» - коллективная работа. | |
Выставка детских рисунков за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация приоритетного направления деятельности ДОУ
Реализация приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии с ООП ДОУ на основе интегративного подхода...
Реализация приоритетного направления «Духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры» «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы»
Духовно - нравственное воспитание дошкольников...
Создание образовательной среды для реализации приоритетных направлений в деятельности МДОУ
Практические занятия воспитателей...
Родительское собрание. Тема: "Реализация приоритетных направлений деятельности детского сада в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста"
Современное родительское собрание - это основная форма совместной работы педагога и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности сообщества воз...
Установочный педсовет: «Подведение итогов уходящего года и реализация приоритетных направлений деятельности ДОУ в 2018 – 2019 учебном году»
Цель: принятие и утверждения плана деятельности ДОУ на новый учебный год. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, ар...
Планирование непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (реализация приоритетного направления) в подготовительной к школе группе «Ладушки» «Театрализованная деятельность»
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связан...
Самообразование на тему: "Реализация приоритетного направления по художественно- эстетическому развитию через кружковую деятельность « Необычное в обычном»" 2022-2023 уч.г.
Проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника ...