Дизайн мышления или study skills для современного педагога
статья (старшая группа)
Дизайн-мышления – это методика, помогающая найти решения задачи, ориентированные на интерес и потребности пользователя.
Нужно отметить, что впервые идея дизайн-мышления была сформулирована в 1969 году Гирбертом Саймой в книге: «Наука об искусственном». В своей основе дизайн-мышление базируется на принципе антропоцентризма, то есть на идее того, что человек - это цель всех совершающихся вокруг него событий.
Процесс решения поставленной задачи состоит из пяти основных этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, протопит, тест.
Метод дизайн-мышления можно использовать в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся, как способ решения педагогической задачи.
В процессе анализа своей деятельности, и ориентируя себя на восприятие ее глазами учащегося, дизайн-мышление позволяет реконструировать весь образовательный процесс, ориентируя его на конкретные изменения, способствующие решению поставленных задач.
Отвечая интересам и конкретным запросам развития, педагог формирует образовательный процесс таким образом, чтобы трансляция конкретных знаний и опыта отвечала личностным особенностям восприятия как каждого ребенка отдельно, так и группы в целом.
При этом метод дизайн-мышления дает возможность оценить основные трудности при внедрении новых форм и методик, и сделать этот реконструкции образовательного процесса более гибким.
В силу того, что в настоящее время обучение, как образовательный процесс, перешло от трансляции знаний к формированию и развитию навыков и компетенций, мы говорим о необходимости формирования таких навыков как: работа в команде, развитие коммуникативной гибкости и эмоционального интеллекта, развитие дивергентного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dizayn_myshleniya.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дизайн мышления или study skills для современного педагога дошкольного образовательного учреждения»
Выполнил: Ягодина В.С.
-2020 год-
Введение
Дизайн-мышления – это методика, помогающая найти решения задачи, ориентированные на интерес и потребности пользователя.
Нужно отметить, что впервые идея дизайн-мышления была сформулирована в 1969 году Гирбертом Саймой в книге: «Наука об искусственном». В своей основе дизайн-мышление базируется на принципе антропоцентризма, то есть на идее того, что человек - это цель всех совершающихся вокруг него событий.
Процесс решения поставленной задачи состоит из пяти основных этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, протопит, тест.
Метод дизайн-мышления можно использовать в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся, как способ решения педагогической задачи.
В процессе анализа своей деятельности, и ориентируя себя на восприятие ее глазами учащегося, дизайн-мышление позволяет реконструировать весь образовательный процесс, ориентируя его на конкретные изменения, способствующие решению поставленных задач.
Отвечая интересам и конкретным запросам развития, педагог формирует образовательный процесс таким образом, чтобы трансляция конкретных знаний и опыта отвечала личностным особенностям восприятия как каждого ребенка отдельно, так и группы в целом.
При этом метод дизайн-мышления дает возможность оценить основные трудности при внедрении новых форм и методик, и сделать этот реконструкции образовательного процесса более гибким.
В силу того, что в настоящее время обучение, как образовательный процесс, перешло от трансляции знаний к формированию и развитию навыков и компетенций, мы говорим о необходимости формирования таких навыков как: работа в команде, развитие коммуникативной гибкости и эмоционального интеллекта, развитие дивергентного мышления.
Основная часть
В 1969 Гирберт Саймой, в своей книге «Науки об искусственном» впервые формулирует идею дизайн-мышления. Позже эту идею стали развивать в Стэнфордском институте дизайна.
Определение дизайн-мышления характеризуют по-разному. В основном, под ним понимают многократный процесс, в ходе которого происходит переосмысление проблемы, ведущее к поиску неочевидного альтернативного решения.
Важно отметить, что дизайн-мышления – это методика, помогающая найти решения задачи, ориентированные на интерес и потребности пользователя.
В своей основе дизайн-мышления базируется на принципе антропоцентризма (человек - есть цель всех совершающихся вокруг него событий).
Иными словами, базовым принципом дизайн-мышления является интеграция потребности людей и возможностей технологий для достижения успеха и удовлетворения потребностей человека.
Главная идея дизайн-мышления – выйти за рамки сложившихся стереотипов и шаблонных методов решения задачи.
Рассмотрим работу дизайн-мышления немного подробнее.
Процесс решения поставленной задачи состоит из пяти основных этапов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, протопит, тест.
1. Эмпатия- это уникальная особенность, заключающаяся в умении переживать опыт других людей, понимании того, что их волнует в настоящий момент времени. Эмпатия – одно из главных качеств дизайн-мышления, т.к. именно она позволяет абстрагироваться от своих субъективных предположений и убеждений, давая возможность увидеть проблемную ситуацию глазами пользователя.
2. Фокусировка- это этап систематизации полученной с помощью эмпатии информации. Основная цель фокусировки состоит в том, чтобы сформулировать основной вопрос, на решение которого будет затрачен основной ресурс по решению задачи, на что и направлен следующий процесс.
3. Генерация идей - это тот самый момент, когда наступает время «мыслить вне шаблонов».
В процессе генерации идей важно отступить от привычного нам критического мышления. Критика идей может полностью остановить процесс зарождения новый идеи решения поставленной задачи. Самое важное в процессе генерации идей- фиксация каждой, даже самой бредовой мысли, и уже, позже, когда будет набрано оптимальное количество идей, можно будет отобрать самые жизнеспособные из всех представленных
4. Прототипирование - это процесс оценки жизнеспособности идей на практике.
На этапе прототипирования, в случае нахождения и принятия самого оптимального решения, можно обнаружить все его недостатки, и приступить к финальному этапу. В случае отсутствия вариант решения - опровергнуть гипотезу, и вернуться на этап определения проблемы.
5. Тестирование. Это финальный этап, на котором происходит анализ жизнеспособности готового продукта деятельности. Несмотря на то, что тестирование представляет собой финальный процесс, дизайн-мышления – это повторяющийся процесс, дающий возможность использования результатов тестирования для решения других проблем.
Метод дизайн-мышления, как одной из форм развития обучающих навыков, можно использовать и в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся как способ решения педагогической задачи.
Одним из таких продуктов можно рассматривать процесс обучения и взаимодействия в образовательной среде. Задача педагога ДОУ состоит в том, чтобы не только обеспечить высокое качество образовательного процесса, но и сделать его более привлекательным для воспитанников, родителей и коллег.
Одной из ключевых задач обучения является личностное развитие ребенка.
Отвечая интересам и конкретным запросам развития, педагог формирует игровой процесс таким образом, чтобы трансляция конкретных знаний и опыта отвечала личностным особенностям восприятия как каждого ребенка отдельно, так и группы в целом.
При этом метод дизайн-мышления дает возможность оценить основные трудности при внедрении новых форм и методик, и сделать этот реконструкции образовательного процесса более гибким.
Регулярное применение метода дизайн-мышления помогает вывести на первый план личность человека, с его актуальными потребностями, что в свою очередь, дает возможность упрощать процесс постановки задач и поиска путей их решения.
Список использованной литературы
1. Аникеева Н. //. Психологический климат в коллективе. - М.: «Просвещение», 2009.
3. Каган М. С. Мир общения: проблема меж субъективных отношений. - М.: «Дрофа», 2008.
6. Микалко М. Взлом креатива. - М.: «МИФ», 2006.
7. Петровский В. А., Калиненко В. К., Котова И.П. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов н/Дну.: «Феникс», 2003.
8. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М.: «Просвещение», 2001.
9. Солсон Р. Когнитивная психология. – СПБ.: «Питер», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по развитию у старших дошкольников дизайн- мышления.
Образование нашего времени перешло от процесса трансляции знаний к формированию необходимых навыков и компетенций, востребованных в современном, постоянно изменчивом и неопределенном мире. Всё чаще мы...
Дизайн мышления или study skills для современного педагога
Дизайн-мышления – это методика, помогающая найти решения задачи, ориентированные на интерес и потребности пользователя.Нужно отметить, что впервые идея дизайн-мышления была сформулирована в 1969...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста как условие формирования дизайн - мышления"
Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача.Благодаря творческому мышлению каждый способен не только реализовывать...
Презентация «Дизайн - мышление как метод – концепция решения творческих задач в дошкольном возрасте".
Эффективной формой развития творчества детей является дизайн-мышление — это творческий эмоциональный подход к решению любой задачи, попытка выйти за рамки сложившихся стереотипо...
«Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики»
Презентация опыта работы «Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики». Дизайн – мышление – это уникальный метод, с помощью которого можно создавать у...
Презентация: Опыт работы по теме «Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики»
Инновационный подход в современной дошкольной педагогике с использованием практики дизайн- мышления или study skills. Дизайн - мышление — это практика полезных действий, способ креативного...
Презентация опыта работы по инновационной деятельности в ДОУ: «Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики»
Презентация опыта работы по инновационной деятельности в ДОУ: «Дизайн- мышления или study skills в современной дошкольной педагогики». Дизайн - мышление — это практика...