Введение инклюзивного образования
статья (подготовительная группа)

Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда,. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задумать ся -дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т.д.

Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ, в нашем  ДОУ является использование коррекционных методов речевых нарушений с учетом психофизического развития и индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были всегда,. Но за последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОВЗ и заставляет нас, педагогов, задумать ся -дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые не позволяют вести им полноценную жизнь. Таких детей часто называют «дети с проблемами», «нетипичные дети», «дети с проблемами в обучении» и т.д.

Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми овз, в нашем  ДОУ является использование коррекционных методов речевых нарушений с учетом психофизического развития и индивидуальных особенностей.

На протяжении нескольких десятков лет в нашем дошкольном учреждении успешно используются программы индивидуального развития дошкольников, где не программа психофизического  развития  для всех и каждого, а ребенок для программы. И только для него определенные занятия, определенные методы и приемы, способные снять психофизическое напряжение, помочь активизации речемыслительной деятельности, правильной постановке и произношению звукового ряда, проговаривания, а в целом способствующие здоровьесбережению, социальной адаптации.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения этих органов помогает специальная гимнастика. Важно все упражнения проводить в игровой форме, заинтересовывая и вовлекая детей  в длительный процесс становления правильных действий.

Для стимулирования подобных действий использую разнообразные коррекционно-развивающие игровые методы и приемы: пальчиковые игры и тренинги, игровые упражнения и задания, игры-инсценировки, с подражательными звуковыми приемами, приемами договаривания  направленные на развитие лексико-грамматических категорий, фонематического слуха, звукопроизношения.

В нашем дошкольном учреждении создана уникальная по своей значимости развивающая среда для коррекционно-развивающей деятельности: обширен ряд развивающих игр Воскобовича для развития мелкой моторики – «Эрудит Ромашка», «Волшебная восьмерка», «Кораблик», «Складушки», «Геоконт», «Фонарики Ларчик», «Чудо-крестики», «Чудо ларчики», «Фиолетовый лес».

Психомоторная коррекция обеспечена  развивающими играми «Сенсино», наборами «Пертра», «Поссадо». Стимулирует проявлять творческую активность малышей базовый комплект тактильной игры «Рисуем на песке».

Развивают балансировку и координацию современные атрибуты игр: «Шарик в мини-лабиринте», «Черепаха», магнитная игра «Лабиринт», «Сырный ломтик», тактильные доски, «Кочки на болоте», мяч для игры в помещении, и многие другие.

С учетом проблемы развития на основе вышеперечисленных методов и приемов реализуются индивидуальные программы развития дошкольников в  нашем ДОУ. Следует отметить, к реализации индивидуальной программы речевого развития подключены и другие специалисты – педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель.,педагог –деффектолог,учитель –логопед.

При организации занятий используем интерактивную доску. Предоставляя малышам, яркие сочные краски предметов и окружающего мира, большую величину изображений, развиваю внимание, память, мышление, воображение, обогащаю пассивный словарь детей, активизирую речь.

Целесообразным и значимым в этом периоде является участие родителей малыша, помимо терпения от них требуется и участие в правильно организованных совместных мероприятиях, играх. Способствуют сплочению, организации совместной деятельности педагогические проекты: «Я умею говорить», «Цветы солнечной страны», «Изумрудный город». Малыши с гордостью демонстрировали работы выполненные руками мам, и пап с их участием.

Нашли отражение в работе с родителями  и мастер классы, где специалисты обучают родителей правильному выполнению упражнений, рекомендованных для выполнения детьми: «Гимнастика мозга»,  «Артикуляционная гимнастика», дыхательная гимнастика, психогимнастика: веселая пчелка, шарик, холодно – жарко (направляет дыхание и внимание на определенные участки тела, йога в игре): «Кошечка», «Левушка» (способствующие расслаблению),  игры для речевого развития «Пчелка», «Сыплет снег». Включаю фрагментально выполнение определенных упражнений в диспуты: «Театрализованная игра», «Обучающие сказки», «Ситуации-проблемы».

Повышая внимание к проблемам психофизического развития, снять  ограничение, некорректную организацию речемыслительной деятельности, предупреждаю  недоразвитие речи. Реализуя коррекционную деятельность, способствую раскрытию потенциальных  возможностей речевого развития малышей.

Таким образом, на школьном старте для ребенка возможно не только значительная корректировка проблемы развития, но и вероятность ее полного исключения.

детис ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Д
обиться высоких результатов в работе позволят: – тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; – оптимальное распределение времени на каждый этап занятия; – компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала; – использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия; – использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д. Результаты инклюзивного образования обучающихся на дому.

Каким вырастет малыш, во многом зависит от его родителей. Ведь не зря говорят, что общение с детьми и их воспитание – целое искусство, имеющее свои законы и круг значений. Особенно это касается воспитания детей с ОВЗ. с ограниченными возможностями.

1. Ребенок с ОВЗ нуждается в постоянных занятиях. Так, когда же начинать заниматься? С самого рождения, немедля ни секунды.

2. Обращайтесь к ребенку «лицо в лицо», четкой речью. Это поможет малышу учиться правильно, координировать артикуляцию своих органов речи.

3. Говорить с ребенком нужно простыми и короткими предложениями, не перегружая большим количеством грамматических конструкций.

4. Важно следовать за инициативой ребенка. Нужно стараться говорить о том, на что ребенок смотрит, или о том, что он взял в руки.

5. Развитие слуха малыша играет огромную роль в различении звуков. В этом помогут игры «Угадай, что звучало», «Кто как говорит?»

6. Что делать, если язык не слушается малыша? На помощь придет гимнастика для языка, которую может провести любой из родителей. Особенно полезен логопедический массаж, ему специально обучаются логопеды.

7. Для того чтобы у ребенка не закрывался рот, надо чтобы рот не закрывался у его мамы. Как бы смешно это не звучало, но именно так оно и есть. Надо постоянно рассказывать малышу о том, что вы делаете, при помощи чего и зачем это нужно.

8. Большую роль в стимулировании речи играет развитие мануального праксиса, проще говоря, гимнастика для пальчиков рук. Сюда входят различные действия, требующие определенной ловкости маленьких пальчиков. Например: сортировка крупы, нанизывание бусинок на веревочку, вкладывание форм в прорези, лепка и т.д.

9. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте, разыгрывайте спектакли. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки таких популярных авторов как А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков.

Если ребенок будет общаться со своими сверстниками, проходить реабилитацию со специалистами ,то перед ним мир заиграет красочными красками.

Ко нечно, мама сможет обеспечить ребенку интеллектуальное и физическое развитие, но с социальным развитием будет сложнее. Ведь ребенку надо научиться общаться не только с отдельными детьми, но и коллективом в целом. И это надо учитывать и планировать в том случае, если ребенок остается на воспитание дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Введение инклюзивного образования в воспитательные отношения в группу общеразвивающего вида в ДОУ"

Понятие "инклюзивное образование".Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении....

Консультация для воспитателей на тему: "Введение инклюзивного образования в воспитательные отношения в группу общеразвивающего вида в ДОУ"

Понятие "инклюзивное образование".Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении....

План–график («дорожная карта») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы общего образования

План–график («дорожная карта») введения инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих программы общего образования ...

Инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования  – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний....

Управление педагогическим персоналом на этапе введения инклюзивного образования в МАДОУ «Детский сад №50» г.Перми

Управление педагогическим персоналом на этапе введения инклюции в детском саду:  Введение Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом1.1. Содержание и значение управления персо...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам инклюзивного образования "Инклюзивное образование: равные возможности для каждого"...