Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
статья

Чурикова Ирина Владимировна
В этой статья я хочу обратить внимание на такое простое в изучении и применении средства, как развитие мелкой моторики. И те, кто уже знаком с этим средством, и те, кто только узнает про него, откроют для себя новые сведения и убедятся в правильности выбора.В этой статье я расскажу о влиянии мелкой моторики на умственное развитие ребенка и как развить мелкую моторику с помощью упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anatatsiya.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

«Рука - это инструмент всех инструментов»

Аристотель

Аннотация

В этой статья я хочу обратить внимание на такое простое в изучении и применении средства, как развитие мелкой моторики. И те, кто уже знаком с этим средством, и те, кто только узнает про него, откроют для себя новые сведения и убедятся в правильности выбора.В этой статье я расскажу о влиянии мелкой моторики на умственное развитие ребенка и как развить мелкую моторику с помощью упражнений.

 

Актуальность

 

Как показывает практика, на современном этапе имеется проблема подготовки детей к школьному обучению, отмечается общее моторное отставание. Эта проблема не новая, но в наши дни она приобрела остроту, свои особенности, что связано с изменениями в жизни общества, в системе образования. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше работать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое действие есть специальная машина.

Учеными Т.Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г.В. Беззубцевой, М.М. Кольцовой, Т.А. Ткаченко было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает вести целенаправленную работу по коррекции речи дошкольников. На основе проведенного обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

 

Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребенка.

 

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи.

Почему же так важно развивать мелкую моторку рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению

Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимает усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развить речь ребенка.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. на руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

 

Определение уровня развития мелкой моторики пальцев рук и развития речи.

Ребенку предлагают нарисовать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3 – 3,5 см. Если кисть развита слабо, ребенок склонен её фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал либо окружность значительно меньшего размера или рисует в несколько приемов, периодически передвигая руку.

Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребенком очень маленьких предметов.

Кроме того, о развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребенок. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе может быть значительным.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность детей частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни используют один очень простой метод. Ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – «говорящие дети», если же пальцы напряжены или, напротив, вялые и сгибаются и разгибаются только вместе, то это – «не говорящие дети». Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удается.

Игры и упражнения

Развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Начинать занятия нужно с простых движений, постепенно усложняя упражнения.

Упражнения можно менять, усложняя или упрощая в зависимости от успехов детей

  • Массаж – ежедневный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт между мамой и ребенком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии. Он дает отличные результаты.
  • Лепка из различных материалов (соленое тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, что способствует улучшению речи.
  • Фасолевые ванны – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
  • Игры с крупами: перебирать в разные емкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.
  • Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим веселым занятиям посвящены многие книги.
  • Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
  • Переливание жидкостей из одной емкости в другую.
  • Игры с бусинами, пуговицами, камешками и другим бросовым материалом оказывают прекрасное тонизирующе и оздоравливающе действие. Детям предлагается сортировать, угадывать закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д.
  • Перемотка ниток. Завязывание и развязывание лент, расстёгивание и застегивание пуговиц, завинчивание и развенчивание крышек, банок.
  • Работа с ножницами и бумагой-освоение приемов вырезания.
  • Упражнения со счетными палочками-выкладывание разнообразных фигур по образцу
  • Игры и упражнения с прищепками-для развития силы рук.
  • Штриховка-умение проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги
  • Изобразительная деятельность-развитие творческих способностей
  • Графические упражнения-ориентировка на листе бумаге и подготовка руки к письму.
  • Игры с конструктором- возведение построек.
  • Теневые игры- изображение различных фигур с помощью рук
  • Различные аппликации: из цветной бумаги, салфеток, ваты, ткани, жгутиков
  • Рвите бумагу-как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
  • На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки и другие постройки. Крупный песок и камни развивают ладошки.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной. С дошкольниками проводят игровые упражнения учителя-логопеды, воспитатели, музыкальный руководитель, физрук.

 

Пальчиковые игры

Приступая непосредственно к проведению пальчиковой гимнастики, нужно помнить о дидактических принципах: систематичности и последовательности, активности и самостоятельности, постепенности, наглядности.

Очень полезны для тренировки развития мелкой моторики пальцев рук различные игровые упражнения:

  1. Цветочки распускаются

Ладошки лежат на столе, пальцы вместе. «Как на лугу распускаются цветочки?» –пальцы врозь. «Теперь цветочки закрываются», – пальцы вместе. На счет «раз – два» пальцы врозь – вместе. «А на деревьях как цветочки распускаются?» – поднять обе руки ладошками к себе, широко расставив пальцы.

  1. Пальчики здороваются

«Пусто пальчики поздороваются!» – на счет «раз–два–три–четыре–пять» соединяются сначала большие пальцы обеих рук, затем указательные, и т. д.

  1. Палец-пальчик

Со словами «палец-палец-палец-пальчик» каждый палец руки, начиная с указательного, поочередно присоединяется к большому пальцу.

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Ой, забодает, забодает!

Вытянуть указательные пальцы и мизинцы вперед, загнув остальные пальцы. Руки можно поднять к голове или поиграть вытянутыми пальцами со словами стишка.

  1. Зайчик на опушке

Вытянуть вверх указательные и средние пальцы, остальные загнуть. Руки можно поднять к голове. «Зайчик на опушке», – пальцы двигаются вперед – назад. «Ушки на макушке», – пальцы сжимаются в кулачки и разжимаются.

  1. Замочек

«Щелк!» – ладони вместе. «Щелк!» – пальцы соединяются в «замок». Замкнуть и разомкнуть «замок» несколько раз.

  1. Пальчик-мальчик, где ты был?

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел!

  1. Большаку – дрова рубить

Большаку – дрова рубить,

А тебе воду носить.

Середняку – печку топить,

Родных братьев забавлять!

А тебе обед варить,

А мальчишке песни петь,

Песни петь, да плясать.

  1. Вот дедушка

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

Вот и вся семья!

  1. Пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко, крепко спит.

Тише, тише не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро красное придет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

Ребенок загибает поочередно одной рукой пальчики противоположной руки и держит их в кулачке. При словах «Будут пальчики вставать!» он поднимает руку вверх и распрямляет пальчики.

 

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:

  1. стимулирует развитие мелкой моторики;
  2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом);
  4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
  5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  6. формирует творческие способности, артистические умения.

 Пальчиковая гимнастика в стихах с элементами массажа биологически активных зон:

Чистая водичка

Дети выполняют моющие движения.

Умоет Саше личико.

Поглаживают щеки.

Анечке – ладошки,

Интенсивно потирают ладони.

А пальчики – Антошке.

Массируют поочередно каждый пальчик, «снимают перчатки».

Ай, лады, лады, лады –

Дети хлопают в ладоши.

Не боимся мы воды.

Выполняют интенсивные моющие движения обеими кистями рук.

Чисто умываемся,

«Моют» лицо, растирают уши.

Маме (друг другу) улыбаемся.

Улыбаются.

Жили-были зайчики

Сжимают руки в кулачок, указательным и средним изображают ушки.

На лесной опушке.

Хлопают в ладоши.

Жили-были зайчики

Показывают пальцами ушки.

В беленькой избушке.

Показывают домик, ладошки – большие пальцы.

Мыли свои ушки,

Потирают ушки.

Мыли свои лапочки,

Выполняют моющие движения кистями рук.

Наряжались зайчики,

Двигают ладонями сверху вниз по туловищу.

Надевали тапочки.

«Обуваются».

Упражнение пальчиковой гимнастики по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» для закрепления обратного счета

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок.

Выполняются ритмическая смена «кулак – ребро – ладонь».

Для барашков,

Пальчики левой руки «играют».

Для овечек

Пальчики правой руки «играют».

Десять маковых колечек,

Показывают десять пальцев.

Девять сушек,

Загибают соответствующее количество пальцев.

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил –

Про себя не позабыл.

Отрицательно качают головой.

А для женушки –

Подсолнушки!

Растопыривают пальцы обеих рук, большие пальцы прижимают друг к другу.

 

Эти игры необходимо проводить, работая поочередно, как правой, так и левой рукой, стараясь вовлекать все пальчики.

После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы, потрясти кистями рук, пальцы лучше нагружать равномерно. Добиваться, чтобы все знакомые упражнения выполнялись ребенком легко, приносили радость.

Проводить пальчиковую гимнастику можно как в утренние, так и в вечерние часы, включать в физкультминутки, занятия по физическому воспитанию.

Заключение

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом и держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями, готовите из теста- выделите и ребенку кусочек. И, конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте все, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога! И какое бы вы не выбрали занятие, важно, чтобы у ребенка осталось впечатление, что оно легкое, тогда он с удовольствием будет выполнять его в следующий раз.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...