«Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
музыкальным руководителям | 20.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Радуга»
Дистанционный семинар:
«Формы и методы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Тема: «: «Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель: Сергиенко О.М.
2020 г.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Для детей-дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются.
Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.
Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.
Наблюдая за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствую: в отличие от младших дошкольников, они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулируют правила игры.
Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяют им быть достаточно активным в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
-развивает познавательные способности;
-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствую выразительному исполнению, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.
Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающей задачи;
- содержания;
- правил;
- игровых действий;
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.
Музыкально-дидактическое пособие в качестве учебного применяю в основном на музыкальном занятии:
- В процессе пения.
- В процессе слушания музыки.
- В процессе ритмических движений.
- В процессе игры на музыкальных инструментах.
- В процессе самостоятельной деятельности
- В процессе в индивидуальной работе.
В своей работе включаю в процессе: карточки, картинки с передвижными деталями, кубики, флажки палочки, игрушки, музыкальные инструменты, медиа-файлы.
Классификация музыкально-дидактических игр
- (развитие звуковысотного слуха);
- (развитие тембрового слуха);
- (развитие ритмического чувства);
- (развитие динамического слуха).
- а) обучающей задачи;
- б) содержания;
- в) правил;
- г) игровых действий.
Виды музыкально–дидактических игр:
Игры на развитие звуковысотного слуха.
Цель: Учить детей различать высокие и низкие звуки. Определять, куда направляется мелодия в музыке
- «Ступеньки»
- «Найди нужный колокольчик»
- «Птичка и птенчики»
- «Узнай по голосу»
Игры на развитие тембрового слуха;
Цель: Развивать у детей звуко-высотный слух, учить различать высокие, низкие и средние звуки, звуки музыкальных инструментов
- «Солнышко, тучка»
- «Музыкальный домик»
- «Музыкальные жанры»
- «Назови наоборот»
- «Чудесный мешочек»
- Определи инструмент»
Игры на развитие ритмического слуха
Цель: Развивать чувство ритма, учить различать короткие и долгие звуки; прохлопать несложные ритмы; играть на музыкальных инструментах слажено.
Игры на развитие динамического слуха
Цель: Развивать умение различать средства музыкальной выразительности. Учить детей чисто интонировать мелодию.
В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр и пособий, наблюдаю, что у детей повышается интерес к музыке. Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрастные произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах, у детей развивается слух. Дети имеют возможность сольно выступать на праздниках, играть в оркестре. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное их назначение - в доступной форме привить детям любовь к музыке. Дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...
Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...
Презентация "Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
презентация...
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Использование дидактических игр на музыкальных занятиях....
Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...