Взаимодействие педагогов и родителей по экологическому воспитанию детей при реализации ФГОС ДО
статья (старшая, подготовительная группа)
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sabynina.docx | 921.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей по экологическому воспитанию детей при реализации ФГОС ДО
Наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176», г. Воронеж
Субъект Российской Федерации: Воронежская область
Обоснование актуальности
В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы, нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда - то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.
Что же означает это понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические и эмоциональные переживания( умение любоваться красотой природы, стремление сочувствовать животным, растениям, помогать им). Во время совместных прогулок следует развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представление об экологических проблемах города.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы нашего ДОУ. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Содержание практики
Цель работы ДОУ: формирование начал экологической культуры, становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее.
Задачи:
1.Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
5. Формировать детско - родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и во время образовательной деятельности.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Для реализации поставленной цели мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, эффективные формы коммуникации. Все эти формы основываются на педагогике сотрудничества.
- Анкетирование «Берегите природу», проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседа с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные и на газонах мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
-«Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
- Родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Создание семейного архива: «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
- Оформление фотостенда «Природа нашего города».
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
-Привлечение родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.
- Проведение консультации «Мусор-проблема N1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
- Создание совместно с родителями рекламных листовок для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
- «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.
- Изготовление информационной странички для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
- Проведение консультации для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
- Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
- «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
- Проведение совместных экологических экскурсий.
Для привлечения родителей к участию в межрегиональном эколого – просветительском проекте «Письма животным», старались убедить их в необходимости оказания помощи, серьезному отношению к исследованиям детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость экологического образования в интересах устойчивого развития. Однако работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих мам и пап, бабушек и дедушек, сближает их с детьми. Очень часто помощь приходит со стороны старших братьев и сестер, особенно при написании писем животным.
Родители провели вместе с детьми разнообразные наблюдения за животными ближайшего окружения (в городе, на даче), помогали детям найти нужную информацию о любимом животном, посмотреть нужную телепередачу, фильм, мультфильм, помогали изготавливать костюмы животных к празднику. Вместе посещали зоопарк, музей, участвовали в экологических акциях. Все эти направления позволяют успешно реализовать экологическое просвещение взрослых.
Результаты практики:
Проводя анализ нашей работы, мы пришли к выводу, что :
педагогам ДОУ удалось заинтересовать и добиться понимания родителей, их участия в экологическом образовании детей;
появляется интерес к совместной деятельности;
родители и дети становятся ближе друг к другу;
повышается уровень знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволяет сформировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ МИР» как фактор развития взаимодействия педагогов с родителями в вопросах воспитания детей с ОВЗ
Работа с родителями по формировнию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"
Статья на тему: "Экологическое воспитание детей посредством реализации экологических проектов"...
Педагогический совет «Пути совершенствования взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников в рамках введения и реализации ФГОС ДО»
Активизация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребенка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО;Оптимизация системы взаимодействия с семьей через исп...
Применение нетрадиционных способов взаимодействия с родителями по экологическому воспитании детей.
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей....
Публикация "Сотрудничество с родителями по экологическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО"
Публикация...
Сертификат о Эффективном взаимодействии педагога с родителями как один из инструментов успешной реализации ФГОС.
Сертификат о Эффективном взаимодействии педагога с родителями как один из инструментов успешной реализации ФГОС....