Конспект по развитию речи
план-конспект занятия

Конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_po_razvitiyu_rechi.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация для воспитателей

«Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии»

 Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Помочь детям почувствовать красоту музыки – задача сложная. Но ещё сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, принимая во внимание характерные особенности таких детей, учитывая коррекционные задачи:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
  2. Нормализацию психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  3. Укрепление, тренировку двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
  4. Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.

  Работу строю на основных принципах:

  • Принципе личностной направленности педагога на создание оптимальных условий для музыкального развития.
  • Тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей.
  • Интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.
  • Принципе от простого к сложному.
  • Максимальном использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии и коррекции речевых нарушений.

Остановлюсь подробно на каждом виде музыкальной деятельности. Слушание музыки – лежит в основе всех видов музыкальной деятельности и является ведущим. Невозможно выучить песню без ее прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку, определить характер, темп.  Для слушания предлагается доступный по содержанию музыкальный материал. Вокальная музыка по сравнению с инструментальной оказывает гораздо большее влияние на детей. Она представляет собой единство музыкального и литературного текстов, что делает ее более понятной. При организации слушания музыки применяется наглядно-слуховой метод (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительный  (картины, рисунки, видеоряд ). Детям с нарушениями речи бывает трудно охарактеризовать прослушанную музыку. Прилагательные в их словарном запасе представляют наименьшую группу. Помогают наводящие вопросы педагога. (Музыка спокойная или игривая? Громкая или тихая?) Музыкальное восприятие становится более осознанным, если прослушивание пьесы сопровождается действиями детей: музыкальными движениями (хлопками, притопами и др.), игрой на музыкальных инструментах, звукоподражанием. Ребенку при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки движением, чем описать словами.

   Большую роль в слушании музыки играют дидактические игры. Например, при слушании пьесы «Колокольчики звенят» (В. Моцарт) использую игру «Тихие и громкие звоночки». Для определения жанра пьес «Вальс» (Д. Кабалевский), «Марш» (Д. Шостакович), «Колыбельная» (Г. Свиридов) применяю музыкально-дидактическую игру «Что делают в домике?»

  Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет дошкольников, создает условия для эмоционального музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и заторможенным детям, робким и несмелым. Пение для детей с нарушениями речи является и учебным, и лечебным средством. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (вниманию, памяти, мышлению, воображению и т. д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. А пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Выбирая песенный материал,  учитываю: доступность  содержания и текста песни, ее темп, диапазон, длительность фраз и др.  В качестве подготовки к пению по согласованию с логопедом использую артикуляционную гимнастику.

   Основой пения, как и речи, является дыхание. Воздушная струя, попадая на голосовые связки, приводит их в движение, порождая звук. У детей с тяжелыми нарушениями речи вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное.  Показываю наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. С целью укрепления дыхания использую специальные упражнения на развитие дыхания, различные поддувалочки. 

   На первом этапе работы над песней применяю наглядный и словесный методы. Так как у детей нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений они не понимают. Поэтому не начинаю разучивать песню, пока не проведу предварительную словарную работу и текст не будет понятен каждому ребенку. При разучивании песни большое внимание уделяю показу четкой артикуляции.

   На втором этапе работы над песней дети осваивают певческие навыки, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Для успешного усвоения этих навыков использую показ движения мелодии рукой, прохлопывание ритма, мнемотаблицы, дидактические игры, комплект наглядных пособий «Вокально –хоровая работа в детском саду». В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ.

   На третьем этапе работы над песней идет ее закрепление и работа над выразительностью исполнения. Инсценирование песен развивает творческую инициативу детей. В течение всего учебного года воспитанники  логопедической  группы разучивают несколько песен. Но часто из-за недостаточного развития памяти они довольно быстро их забывают. Чтобы этого не происходило, надо время от времени их повторять. Можно устроить концерт для кукол, концерт по заявкам детей или воспитателя, поиграть в «Угадайку», когда дети будут угадывать песню по мелодии или ритму и исполнять ее.

Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской деятельности детей, который включает упражнения, пляски, игры. На каждом музыкальном занятии присутствуют музыкально-ритмические упражнения.  Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т. д.). Это не принципиально. Главное – дети с помощью этих упражнений будут развиваться, приобретать двигательный опыт, а это придаст им уверенности в движениях.  Парные танцы строятся на основных движениях (ходьба, бег, поскоки), ритмичных хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев (боковой галоп),  элементах  народных плясок (полуприсядка, ковырялочка). Парные танцы в логопедических группах использовать сложно: они требуют координации движений партнёров в парах, а дети с нарушениями речи часто выполняют такие движения (например, поскоки) каждый в своём темпе. Потребуется немало усилий и со стороны детей, и со стороны педагога, чтобы добиться нужного качества исполнения и чтобы каждый ребёнок получил удовольствие от танца и общения с партнёром. Весьма удобны для логопедических групп танцы типа «Приглашение», хороводы.  При выборе танца важен правильный выбор музыки. Она должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие на определенное движение. Следует также учитывать двигательные навыки детей: справиться ли большинство из них с движениями? Желательно выбирать танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве. Основная направленность работы по музыкальному движению – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного (“музыкального”) инструмента.

   Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, приобщающий их к совместному коллективному музицированию. Но в логопедических группах игра в оркестре не самоцель, а, скорее,  средство решения следующих коррекционных задач:

  • Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку, играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою партию.
  • Развитие координации движений при игре на таких музыкальных инструментах, как бубен, барабан, металлофон, маракасы и т. д.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках,  металлофонах, колокольчиках.
  • Развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте играю?», «Музыкальное лото».
  • Развитие координации пения с движением пальцев рук (ребенок поет и «играет» на не озвученном пианино в самостоятельной музыкальной деятельности).
  • Развитие музыкально-ритмического чувства. Довольно часто у детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и движений.

   Чаще всего в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, используются металлофоны и ударно - шумовые инструменты со звуками неопределенной высоты в сопровождении фортепиано или фонограммы.

Творчество. В работе с детьми логопедической группы творчество является не самоцелью, а скорее всего, средством коррекции, помогающим преодолевать неуверенность, стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание и память. У таких детей творческую активность можно формировать при передаче образов («Игра с водой» ф.н.м.; «Придумай фигуру» Б. Можжевелов), в танцевальных импровизациях, в заданиях типа «Спой своё имя», «Сочини окончание музыкальной фразы», «Придумай и сыграй марш на барабане, бубне».  Как мы видим, музыка и речь неразделимы,  музыка оказывает большую помощь в работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии.

Интернет – ресурсы:

 https://www.defectologiya.pro/zhurnal/muzyikalnoe_vospitanie_detej_s_narusheniyami_rechi/

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...