Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Соседова Любовь Геннадьевна

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и  явлений. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия.

Восприятие происходит при непосредственном участие органов (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств- это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Факторы, влияющие на развитие восприятия

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

  • Наследственность;
  • Состояния органов чувств;
  • Развития органов чувств и восприятия.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и  явлений. Все другие формы познания- запоминание, мышление, воображение- строятся на основе образов восприятия.

Восприятие происходит при непосредственном участие органов (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств- это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Факторы, влияющие на развитие восприятия

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

  • Наследственность;
  • Состояния органов чувств;
  • Развития органов чувств и восприятия.

Сенсорные эталоны

Сенсорные эталоны- это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы- геометрические фигуры, в качестве величины- метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова.

Задачи сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет. В этот период жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. При этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.

Способы действий ребенка с предметами

 Опыт ребенок приобретает в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий:

  • Метод проб и ошибок. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы (доска Сегена), малыш по очереди пытается вставить ее в каждое из углублений пока не найдет правильное;
  • Практическое примеривание- ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной близости и действует в соответствии с результатами примеривание.
  • Зрительное соотнесение- ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения.

Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлении при помощи слова.

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно , их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно.

В работе сдетьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться:

  1. Подбирая специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, рамки Монтессори и доски Сегена);
  2. Организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек.

Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают и практические действия с реальными игрушками и предметами.

Развитие зрительного восприятия

В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве.

Свет. Обращая внимание детей на свет и темноту, можно обогатить их восприятие новыми впечатлениями, расширить представление об окружающем мире.

Например: «Пляшущие тени», «День и ночь», « Фонарик», «Гуляем в темноте» и др.

Цвет. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.

В процессе знакомство детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  1. Различение цветов по принципу «такой- не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг на друга. Например, можно предложить ребенку найти пары одинакового цвета;
  2. Зрительное соотнесение цветов- восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы ( или картинки) такого цвета;
  3.  Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.

Например: « Цветная вода», « Цветные кубики», «Построим башню», «Разложи по коробочкам» и др.

Форма- это внешнее очертание, наружный вид предмета. Сначала малышей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывают как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усваивают эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.

Например: « Раздожи фигуры по местам», « Веселый поезд»,

« Почтовый ящик» , « Разложи фигурки по домикам» и др.

Величина-  это значимое свойство предметов ( размер, объем, протяженность).

Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении занятии желательно:

  • Предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или по ширине;
  •  Сравнивать предметы по велечине, одинаковые по цвету и форме;
  • Сначала сравнивть два предмета, резко различающихся по велечине, например, большой иили маленький кубик, высокая и низкая башни. Затем добавить добавть третий объект- средний по величине;
  • Параметры величины обозначать словами. Сначала величину обозначать при помощи слов такой- не такой, а затем словами большой- маленький, а затем добавить конкретные параметры величины: высокий- низкий, узкий- широкий, длинный- короткий.

 Например: « Накрой платком!», « Спрячь в ладошке», «Две коробки», « Покормим кукол» и др.

Количество- это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.

Знакомство с количеством включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же), ни одного.

Обучение детей умению различать количество предметов сначала  происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением. Знание детей о количестве предметов можно закрепить не только в ходе специально организованных занятий, но и в повседневной жизни. На прогулке можно понаблюдатть за небом :много облаков, мало облаков,ни одного облачка. Можно попросить детей принести один карандаш, много карандашей.

Например: « Зайцы и лисы», « Собираем шишки», «Грибы на полянке», «Наполни кувшин» и др.

Расмположение в пространстве. Пространство- промежуток между объектами, свободное место, где что-нибудь можно поместить.

Изучать пространство можно разнооббразными доступными способами:

  • В ходе наблюдения;
  • При манипуляции с предметами;
  • В процессе занятии рисованием, аппликацией.

Например: «Возьми игрушку», «Прячьтесь в домик!», «Вверх и вниз», «Где же мишка!» и др.

Целостный образ предмета. Формирование целостного образа воспринимаемого объекта происходит в следующей последовательности:

  1. Узнавание и различение предмета. Развитие целостного восприятие предмета начинается с узнавания. Которое развивается как спонтанно, так и в ходе специальных занятий.
  2. Восприятие предмета и выделение его частей.Специальные игры и занятие помогают ребенку научится воспринимать предметс любого ракурса; как совокупность отдельных частей; как один из похожих; воспринимать изображение не знакомых предметов.
  3. Например: «Еайди свою игрушку», «Разрезанные картинки», « Собери картинку из кубиков» и др.

Развитие слухового восприятия

Слух- это одно из пяти внешних  чувств, дающее возможность воспринимать звнуки различного происхождения.

Развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков ( физический слух),  с другой- восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух. Оба направления развиваются уже младенческом возрасте.

Неречевой (физический) слух играет большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Различение звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ.

Речевой (фонематический) слух- это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слов, фразы, тексты).

Например: « Постучим, погремим», « Узнай по звуку», «Веселый Петрушка» и др.

Развитие осязания

Осязание- это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо.

В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:

  • Развитие хватания;
  • Обучение целенаправленному ощупыванию;
  • Развитие чувствительности пальцев рук;
  • Знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.

Например: «Круглое и квадратное», « Угадай, что в ящике»,

«Ледяное царство» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"

конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....