Проект "Военные оркестры Красной армии"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: изучение значимости Военного оркестра в годы ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_orkestr.docx | 28.94 КБ |
muzyka_na_voyne.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Военные оркестры красной армии»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Гусарова Ю.В.
2020г.
Г. Ростов
Паспорт проекта
Автор проекта: музыкальный руководитель Гусарова Ю.В.
Вид проекта: краткосрочный (1 месяц)
Тип проекта: творческий
База реализации проекта: МДОУ «Детский сад № 23»
Образовательная область: музыка
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Возраст детей: от 6-7 лет
Всё дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После неё выросли новые поколения, которых не коснулись ужасы тех лет. Героизм советских солдат в Великой Отечественной войне не имеет аналогов. Решающими духовными факторами, движущей силой массового героизма была необходимость защиты родной земли и спасения народов многих стран от фашистского порабощения. Но силу духа все же надо было подпитывать. И тогда плечом к плечу с воинами встали люди творческих профессий - музыканты. На фронтах Великой Отечественной войны музыку любили. Музыка не только поддерживала боевой дух красноармейцев, но и создавала им культурный досуг.
Актуальность проекта: В 2020 году празднуется 75-летие со Дня Победы. К юбилею победы проводится много мероприятий: это встречи с ветеранами, конкурсы стихотворении, рисунков, поделок о войне. В Москве на Красной площади пройдет парад войск и боевой техники. Парад 9 мая попросту немыслим без игры военного оркестра. Но, увы, о вкладе военных музыкантов в Победу мы знаем очень мало. Данный проект дает возможность изучить литературу и донести информацию детям о том, как воевали и какую роль играли Военные оркестры в годы войны.
Проблема: Дети имеют очень скудные знания о вкладе Военных музыкантов в Победу. Не имеют представления, какую роль играла военная музыка в поддержке боевого духа русского солдата на фронте.
Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о военных оркестрах:
- недостаточность знаний об истории военной музыки;
- недостаточность материала о музыкальных инструментах, входящих в состав Военного оркестра;
- недостаточность музыкального материала «Картотека Военной оркестровой музыки»;
- недостаточность знаний у детей о жанрах военной оркестровой музыки;
- недостаточность использования ИКТ для ознакомления детей с Военным оркестром в годы Великой Отечественной Войны.
Цель проекта: Изучение значимости Военного оркестра в годы ВОВ.
Планируемые результаты:
- дети ознакомятся с историческими фактами участия Военного оркестра в годы войны;
- у детей проявится интерес к слушанию оркестровой военной музыки;
- дети получат новые знания о музыкальных инструментах, входящих в состав Военного оркестра;
- у детей разовьются патриотические чувства через музыку Военных оркестров в годы ВОВ.
- партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.
Основные формы реализации проекта:
- доминантные занятия по слушанию музыки;
- интегрированное занятие;
- тематическое занятие;
- беседы;
- работа с познавательной литературой;
- выставка фотоиллюстраций;
- печатные консультации по теме проекта
Категории участников | Задачи |
Воспитанники подготовительной группы | Образовательные: - познакомить с краткими историческими фактами участия Военного оркестра в годы войны в период XVII – XXI веков; - познакомить с музыкальными произведениями Военных оркестров ВОВ; - расширить знания о жанрах Военной оркестровой музыки; - продолжать знакомить с музыкальными инструментами, входящие в состав Военного оркестра; - обогащать знания детей для представления полной картины звучания Военного оркестра через ИКТ. Воспитательные: - формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине; - способствовать воспитанию патриотических чувств через музыкальное искусство; Развивающие: - развивать музыкальные способности детей через восприятие музыкальных произведений; - способствовать развитию у детей познавательных интересов, творческой исследовательской деятельности; - обогащать и развивать словарный запас детей, анализируя и слушая произведения Военной оркестровой музыки ВОВ. |
Педагоги |
|
Родители |
|
Продолжительность проекта: 1.04.20 – 30. 04.20
Этапы | Сроки | Содержание |
Подготовительный | 1.04 – 3.04 | - Сбор информации, подбор литературы, иллюстративного материала, музыкальных произведений. - Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы. |
Основной | 4.04. – 28.04. | - Оформление музыкального уголка в РППС. - НОД «Сила музыки Военного оркестра, способствующая развитию военного духа русского солдата» - Привлечение родителей к совместному творчеству
- Знакомство с музыкальными произведениями Военной оркестровой музыки через ИКТ.
- Организация выставки «Военный оркестр в годы ВОВ» - Чтение и разучивание стихотворений о войне |
Заключительный | 28.04 – 30.04 | Защита проекта (представление мультимедийной презентации). |
Музыкальный материал
Русские марши:
- «Вступление в Париж»;
- «Герой»;
- «Триумф победителей»;
- «Тоска по родине»;
- «Товарищи по оружию»;
- «Прощание славянки»;
Вальсы:
- «На сопках Маньчжурии»;
- «Амурские волны»;
Мазурка:
- «Уланы».
Программное обеспечение: компьютерная презентация
Оборудование: рояль, компьютер, проектор.
Ожидаемые результаты
- У детей разовьются патриотические чувства через музыкальное искусство.
- Повысится интерес к историческому прошлому и оценка значимости Военных оркестров в годы войны.
- У родителей проявится желание участвовать в выставках, конкурсах, различных мероприятий ДОУ, основанные на воспитании патриотических чувств детей.
- Речь у детей станет разнообразнее, стихи и музыкальные термины обогатят и активизируют словарный запас детей.
Достигнутые результаты.
В проекте участвовало 17 детей. Работа над проектом проходила через интеграцию образовательных областей. Все дети с увлечением слушали рассказы об участии военных оркестров в годы войны, узнавая много нового о значении военной музыки для поднятия боевого духа солдат. При слушании Военной оркестровой музыки дети приобрели огромные музыкальные впечатления, развились глубокие патриотические чувства.
87% детей активно участвовали в выставке «Военный оркестр в годы ВОВ», что способствовало развитию у детей познавательных интересов, патриотических чувств и гордости за героев – военных музыкантов, внесшие вклад в Победу нашей Родины. 23% детей разучили стихи о войне к НОД «Сила музыки Военного оркестра, способствующая развитию военного духа русского солдата». Дети познакомились с жанрами Военной оркестровой музыки. При слушании музыки у детей развилось воображение, мышление. Дети обогатили музыкальными терминами свой словарный запас. Дети имеют представление о музыкальных инструментах, входящие в состав Военного оркестра. В группе пополнился музыкальный уголок «Картотека Военной оркестровой музыки».
В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателями. Родители приняли активное участие в сборе материала и оформление выставки на тему «Военный оркестр в годы ВОВ».
Список использованной литературы
1. Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963
2. Матвеев В., Русский военный оркестр, М.-Л, 1965
3. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
4. «Военная музыка России», Воениздат, 2007, Москва
Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной Войны музыка духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
Военная Оркестровая музыка вела в бой, она стала оружием, разящим врага. Она объединяла, морально помогала выстоять и победить.
Много Оркестровой музыки о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Она тоже сыграла заметную роль в жизни нашего общества, потому что люди помнят героев и их подвиги.
В результате проделанной работы мы познакомились с историческими фактами Военного оркестра и познакомились с музыкальными произведениями, что обогатило внутренний духовный мир ребенка.
Предварительный просмотр:
Это интересно знать
Музыка на войне
Что мы знаем о музыке на войне? На фронтах Великой Отечественной войны музыку любили. А обязанность поддерживать боевой дух красноармейцев и создавать им культурный досуг лежала на военных оркестрах. Эту традицию Красная армия переняла у старой русской императорской армии, где ещё указом Петра Первого были заведены полковые оркестры. Их музыкальное мастерство на высокий уровень поднял композитор Римский-Корсаков, много сделавший для российской военной музыки. При Екатерине II численность военных оркестров начала самовольно увеличиваться: в некоторых полках было по сотне музыкантов и даже по несколько оркестров.
Но в 1917 году старой армии не стало. Красная армия завела свои военные музыкальные инструменты. Однако не все понимали, как их правильно использовать — да и для чего вообще нужны музыканты. Эти проблемы стали особенно острыми с началом Великой Отечественной войны.
Любители вместо профи
В 1941 году в полках Красной армии были музыкальные взводы, но не было штатных оркестров. Парадоксально — но факт. Такой единицы в советских войсках тогда не существовало. Это привело к тому, что военные музыканты своим делом практически не занимались. Командиры различных рангов порой видели в них бездельников и старались посильнее загрузить работой.
Вместо репетиций, совершенствования мастерства игры на инструментах, разучивания новых мелодий, военнослужащие музвзвода несли караульную службу и занимались хозяйственными работами. А по непосредственному назначению музыканты использовались лишь на вручении наград и смотрах личного состава частей полка или дивизии.
Разумеется, такое положение вещей сказывалось на качестве репертуара военно-музыкальных коллективов. Что может сыграть ансамбль из десяти-двенадцати человек, не имевших музыкального образования, а лишь ходивших в музкружок на гражданке?
Да и с инструментами в войсках было туго. Ведь чем шире репертуар у музыкального коллектива, тем больше разных инструментов ему нужно. Хорошо, если командир части это понимал и заботился о «своей музыке». В ином случае уровень полкового оркестра часто не превышал уровень любительского коллектива, игравшего в городских парках.
В итоге непростая служба военных музыкантов в Красной армии стала ещё труднее с началом войны, когда им временно пришлось почти забыть о музыке.
Лопаты вместо барабанов
Документы военных лет, описывающие жизнь полковых оркестров, едины в одном — в первые годы Великой Отечественной на фронте с музыкой было туго. А ведь в то суровое время красноармейцам после тяжёлых боёв очень не хватало психологической отдушины, которую она давала.
Любопытно, что на войне с искусством в частях народного ополчения дело обстояло куда лучше, чем в кадровых. Среди ополченцев было немало профессиональных музыкантов, которые создавали свои творческие коллективы прямо на фронте.
Например, в 21-й дивизии народного ополчения появился настоящий джаз-бэнд из 14 профессионалов, которые в начале войны дали много концертов для бойцов и командиров.
А вот в строевых частях музыканты часто не могли совершенствовать навыки, занимаясь не своим делом. Во время наступления войск они играли роль похоронных и трофейных команд, хороня убитых и собирая оружие, боеприпасы и снаряжение на поле боя. В обороне несли караульную службу, следили за штабами и складами.
Руки военных музыкантов чаще держали лопаты, чем инструменты.
Трубачи и ударники выполняли сапёрные работы, строя дороги, мосты, блиндажи и копая траншеи, а ещё помогали медсанбатам, трудясь в них санитарами.
Но, когда оркестрам доводилось играть, они всегда привлекали к себе внимание красноармейцев — будь то во время марша или на привале. Правда, их творчество больше напоминало художественную самодеятельность с ограниченным репертуаром. Но и это воспринималось бойцами с благодарностью.
Военно-оркестровая реформа
Всё изменилось в 1944 году, когда командование Красной армии всерьёз взялось за военную музыку. Благодаря приказу № 071 маршала Жукова и директиве Главного политуправления РККА полковые и дивизионные оркестры стали штатными единицами в войсках. Они выросли в численности, их укомплектовали годными к строевой службе музыкантами и обеспечили инструментами. А руководить ими стали капельмейстеры с музыкальным образованием.
Оркестры занялись своим делом.
В войска стали поставлять музыкальную литературу. Разучивая новые композиции, военные музыканты сильно расширили свой репертуар. Они исполняли не только марши и советские песни, но и классику — и научились делать это очень хорошо.
Теперь музыка часто звучала на строевых занятиях, смотрах, парадах и, конечно, на концертах, которые давались в промежутке между боями. Командование нередко использовало их в качестве поощрения.
Подвиги Военного оркестра
Военные музыканты Красной армии внесли вклад в победу не только музыкой. Например, оркестр 77-й гвардейской стрелковой дивизии вместе с солдатами защищал Сталинград. Десятого января 1943-го он играл на передовой, воодушевляя бойцов перед наступлением во время операции «Кольцо».
В битве под Орлом и во время переправы через Оку музыканты бесперебойно обеспечивали дивизию боеприпасами, доставляя их к линии огня. При форсировании Днепра они доставляли снаряды и патроны на западный берег, помогая удерживать плацдарм. Именно там оркестр 77-й дивизии понёс первые потери убитыми и ранеными.
В исключительно трудных условиях музыканты сражались и на Одере, помогая эвакуировать с плацдарма раненых красноармейцев через реку под огнём. А под Берлином личный состав оркестра прочёсывал леса, вылавливая и беря в плен солдат и офицеров разбитого вермахта.
Духовой оркестр 370-й стрелковой дивизии за время войны, помимо игры на разводе караулов и на строевых занятиях, дал на передовой более полутора тысяч концертов не только перед своими бойцами, но и перед солдатами соседних частей и соединений. В период переброски дивизии с одного фронта на другой оркестр играл на каждой остановке для жителей освобождённых городов.
Его музыканты прославились не только прекрасной игрой на музыкальных инструментах, но и своей храбростью. Во время Висло-Одерской наступательной операции бойцы музвзвода 370-й дивизии доставляли на передовую боеприпасы.
Когда на артиллерийском складе начался пожар, музыканты Алексеев, Добровольский и Кожукало бросились в горящее здание спасать боеприпасы. С риском для жизни красноармейцы вытащили около двухсот ящиков со снарядами. За этот подвиг их наградили орденами Красной Звезды.
В другой раз музыканты 370-й дивизии отбили нападение немцев на склад боеприпасов, взяв при этом в плен несколько солдат и офицера.
И всё же во время Великой Отечественной свой главный подвиг военные музыканты Красной армии совершали не в бою. Их основной задачей было поддержание боевого духа в войсках. О том, как это делалось с помощью музыки, говорит следующий пример.
Семнадцатого декабря 1943 года 274-я стрелковая дивизия шла форсированным маршем из-под Орши к Витебску. Несмотря на строгий приказ командования, её полки могли не успеть прибыть вовремя: мешала погода. И тогда комдив приказал поставить во главе колонны духовой оркестр, чтобы приободрить своих бойцов.
Не обращая внимания на ночь, мороз и пургу, музыканты играли строевые марши, задавая темп идущей пехоте. Благодаря этому скромному, но важному музыкальному подвигу дивизия прибыла на место в срок.
Красная армия разгромила вермахт и завершила войну в Берлине. И теперь на каждом параде 9 мая на Красной площади играет военный оркестр. Не стоит забывать, что он отдаёт дань музыкантам времён войны, внёсшим свой вклад в Победу.
Ведь во время Великой Отечественной, когда говорили пушки — музы не молчали.
Сегодня военный оркестр – это полноценный коллектив музыкантов, который не только входит в состав армейских подразделений, но и могут вести самостоятельную концертную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Наша Армия самая сильная" к песне "Моя Армия"
В презентации подобраны слайды к песне "Моя Армия" (Э.Ханок, И, Резник) в исполнении ансамбля "Непоседы"....
Вводное занятие – представление музыкальной студии «ВИНИ-оркестр» и музея "ВИНИ -оркестра"
Студия элементарного музицирования ВИНИ- оркестр. ( Восхитительно Интересные Необычные Инструменты). В занятии решаются разные задачи в разных видах музыкальной деятельности. Это и развитие чувства ри...
Исследовательский проект «Подарок бойцу Красной Армии»
творческая работа совместно с воспитанниками...
Конкурс посвященный 75-летию контрнаступления Красной Армии под Москвой.
Благодарность за участие в районном конкурсе декоративных поделок, посвященном 75-летию контрнаступления Красной Армии под Москвой....
Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")
Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...
Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"
Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...
Шумовой оркестр как вид коллективной музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар для шумового оркестра.
Одним из видов коллективной музыкальной деятельности является игра на шумовых инструментах. Игра в шумовом оркестре - это радость и удовольствие от совместного творчества, активное участие каждо...
- Мне нравится (1)