Картотека дидактических игр. 2-3 лет
картотека (младшая группа)

Спицина Екатерина Владимировна

Картотека дитактических игр у детей раннего и младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_kgn.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 143»

Картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста

2020 г.

                                                  "ВЫМОЙ РУКИ"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

«ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ»

Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым плат-ком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д. 

«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

«СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ»

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия не

обходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Материал: куклы, расчёски, заколки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.

«ВЫМОЕМ КУКЛУ»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умыва-ния, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

«ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ»

Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движе-ния при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов пока-зать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

«ПОДБЕРИ КАРТИНКИ»

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, форми-ровать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

                                  «УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ»
Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

                                   «УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ"
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, «чить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!

                                           "ПАРОВОЗИК"
Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно-игровым действиям с ним.
Оборудование: паровозик, рельсы.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.

                                «КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ»
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
Вот шнурки, я помогу тебе завязать
Вот, ботиночки надели на ножки
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

 

                                "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

                            «СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

                            "МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

«УМЫВАЛОЧКА»

Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

                                        "ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

                                              "ПОЧИСТИМ ЗУБКИ"
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

                                        "ФОНТАНЧИКИ"
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

                                      "КУКЛА ЗАБОЛЕЛА"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

                              «НОСИКИ-КУРНОСИКИ»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

                                      ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»
Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
Педагог, Давай будем одеваться.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)
Педагог. Пойдем, будем умываться...
Ребенок. Я сама! Я сама! {Умывается. )
Педагог. Ну идем, хоть причешу я.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Причесывается.)
Педагог. Ну давай хоть накормлю я.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)
Вопросы к детям
Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?


                                      ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ»
Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жеспюв изобразить эмоциональное состояние героев. Педагог и дети вместе гтсцешруют стихотворение, используя шашку и жесты.
Педагог. Визжит поросенок...
Поросенок (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты., рот полуоткрыт, резко машет руками.)
Педагог
Купают его в корыте.
Он в луже не прочь помыться,
А мыльной воды боится.
А в кухне купают Олю.
Воды ей нагрели вволю.
Но Оля кричит...
Оля
Уйдите!
Мочалкой меня не трите!
Я голову мыть не стану!
Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена, сердитый взгляд.)
Педагог
Вот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты, С коленок отмыты пятна. Купаться было приятно...
Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала?
Педагог. И Оленька отвечала...
Оля.
Кричал поросенок Тошка, А я помогала немножко!
Вопросы к детям
Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было9 Кто покажет, как надо было поступить?


                            ИГРА-ЭТЮД «ВКУСНАЯ КАША»
Педагог вносит шапочки густ, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает стихотворение «Вкусная каша» 3. Александровой. "Затем педагог и дети вместе инсценируют его.
Педагог.
Каша из гречки !де варилась? В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Оленька ела, Кашу хвалила, На всех разделила. (Добрая улыбка, ласковый взгляд.)
Оля.
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке. (Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)
Педагог
И Оля доела Последние крошки!

                              ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА»
Педагог вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.
Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика9 Как вы думаете, почему рубашка стала такой9 Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».
Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.
Педагог. Это Митина рубашка.
Ребенок. На, рубашка, просток-вашку!
Педагог.
Съела маслица она. Съела кашку из пшена И подливку из барашка... (Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их. о свою одежду.)
Ребенок. Ты сыта, моя рубашка? Вопросы к детям
Как надо есть за столом?
Кто покажет Мите, как надо есть?


                                       ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»
Педагог: Мальчик Петя поздно встал -Просыпаться тяжко. Умываться он не стал -Он ведь замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки ?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.
(Вьсразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)


                                     ИГРА-ЭТЮД « УШИ »
Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики, жестов и интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.
1-й ребенок.
Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть Или не мыть?
2-й ребенок
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже9 Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ.. Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ
Педагог. Отвечает доктор гневно... Доктор
ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО! (Выразительные движения детей: внимательный взгляд устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.
Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд, устрашающая интонация голоса.)


                         ИГРА-ЭТЮД «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ»
Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение «Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и интонации.

Педагог
Метлу взяла
И двор подмела.
Девочка
Всюду нос метла совала, Но и я не отставала -От сарая до крыльца Танцевала без конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите. (Выразительные движения: уверенные взмахи метлой, доброе выражение , улыбка.)


                       ИГРА-ЭТЮД «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА»
Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки, тазик, тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и предлагае7п определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения. Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений, выразительной интонации.
Педагог
Нынче Танечка — хозяйка
И хлопочет день-деньской.
Отложила в угол зайку
И сказана... Таня. Спи, косой! Педагог
Тянет тряпку из комода, Из кладовки тащит таз. Окуная тряпку в воду, Ненароком облилась.
Таня
Ты не смейся, глупый зайка!
Поджидай себе обед...
Ох и трудно быть хозяйкой,
Если мамы дома нет! (Выразительные движения: 1 — сосредоточенный взгляд, уверенные движения, ласковая речевая интонация; 2 — сердитый взгляд, резкая жестикуляция, недовольная интонация.)

                           ИГРА-ЭТЮД «КАК У НАШЕЙ ИРКИ»
Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.
Педагог
Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
1-й ребенок
Потому что неохота Штопать нашей Ирке. (Неряшливый  вид: пуговицы расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты. Выражение лица растерянное.)
Педагог
Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
2-й ребенок
Потому что неохота Быть неряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.)

«КОМУ ЧТО НУЖНО»

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

 

 «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».

Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....