Информационно-компьютерные технологии в детском саду
материал
Информационно-компьютерные технологии в детском саду. Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_konsult.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-компьютерные технологии в детском саду
Цель: расширение знаний педагогов в информационно-компьютерных технологиях, которые помогают в развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить педагогов с основными средствами ИКТ, которые можно использовать в детском саду;
- формировать представления, о том, как ИКТ помогает современному педагогу в его работе;
- рассказать про опосредованное и непосредственное использование компьютера;
- познакомить педагогов из личного опыта работы с ИКТ.
Ход консультации:
- Организационный момент.
Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют информационно-компьютерные технологии, но который во многом сформирован ими. Исследователи, изучающие влияние ИКТ на развитие дошкольников, распространение ИКТ, сделали выводы:
- новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;
- родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ и какой материал доходит до них через ИКТ;
- многие дети дома имеют гораздо больший доступ к ИКТ, чем в образовательных учреждениях;
- педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими;
- уровень обеспечения ДОУ инструментами ИКТ различен и зачастую весьма низок;
- общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще всего отсутствует.
- Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях, как носителях культуры и знания, необходимо внедрять информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности образовательного процесса, обеспечения достижения дошкольниками высокого уровня интеллектуального развития, необходимого для успешной учёбы в школе, для профессионального роста педагогов.
Организованная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должны быть эмоциональна, яркой, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием игр. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
- Основная часть.
1. Средства ИКТ в детском саду.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Принтер
- Видеомагнитофон
- Телевизор
- Магнитофон
- Фотоаппарат
- Видеокамера
Как ИКТ помогает современному педагогу в его работе?
- подбор иллюстративного материала к организованной деятельности и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
- подбор дополнительного познавательного материала к организованной деятельности, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
2. Опосредованное и непосредственное использование компьютера.
Использование компьютера для формирование различных умений детей дошкольного возраста можно разделить:
- Опосредованное формирование различных умений.
а) Использование связи Интернет.
Позволяют решить ряд задач для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
- иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
- наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
ИКТ позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников зрелищным, комфортным.
Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к организованной деятельности.
Поисковые системы сети Интернет помогают педагогам найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей для организованной деятельности.
б) Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер помогает воспитателям и специалистам ДОУ в:
- подборе иллюстративного и дополнительного материала образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;
- знакомстве со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмене опытом;
- знакомстве с периодикой;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;
- создание электронной почты, ведение сайта;
- создание презентаций в программе PowerPoint.
- Непосредственное обучение.
а) Использование развивающих компьютерных программ (если есть кабинет с компьютерами)
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное. Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; развитие широкого спектра навыков и представлений; лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.
Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:
- Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
- АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
- «Говорящие» словари с хорошей анимацией.
- Игры-путешествия, «бродилки».
- Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.
Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы, которые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.
В работе с дошкольниками предлагается в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.
Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски, игры по принципу «нажми на кнопку», задания на развитие логики («убери лишний предмет»), обучающие программы («угадай букву»).
Среди развивающих игр можно выделить игры:
- на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
- на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
- для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».
- художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».
- направлена на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».
б) Использование мультимедийных презентаций.
Показывание материала в виде презентации позволяет образовательный процесс сделать ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.
Два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность, то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку.
Презентация облегчает запоминание, позволяет сделать организационную
деятельность более динамичной, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.
В современных условиях при широком внедрении новых ИКТ актуальным является использование интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием выполняют игровые задания.
3. Личный опыт.
Я считаю, что использовать ИКТ на каждой организованной деятельности нет необходимости, так как дети теряют интерес к таким занятиям.
В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции
художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Компьютер в совокупности с телевизором имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений природы с помощью разных средств изображения. Я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
1. Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;
2. Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.
3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
4. Медиа-занятия, которые провожу в групповой комнате.
В группе имеется фотоаппарат, телевизор, DVD, с помощью которых традиционные формы работы с родителями, такие как родительские собрания, беседы, групповые мероприятия становятся интереснее. Используя ИКТ, родители могут посмотреть, как их ребенок растет и развивается в ДОУ.
Фотографирую детей во время организованной, игровой деятельности, на прогулке, и собранный материал демонстрируется на родительских собраниях, что позволяет ближе познакомить родителей с работой, проводимой в детском саду.
- Рефлексия.
Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.
Хотелось бы обратиться к словам известного философа Френсиса Бэкона, который сказал: «Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед», это мудрое изречение вполне может быть подтверждением того, что нововведения в современном образовании необходимо.
Список использованных источников
- Николаева С.Н. «Юный эколог». «Экологическое воспитание дошкольников»
- Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008
- Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета).
- Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду".
Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду" для педагогов....
Сценарий педагогического мероприятия на тему: «В гостях у бабушки» для детей 1 младшей группы с использованием информационно-компьютерных, здоровьесберегающих технологий
Задачи: Образовательные Уточнять и расширять представления детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, учить различать голоса домашних животных и отвечать на вопросы воспитателя;Обучающи...
Анкетирование на тему; "Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду"?
Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?...
«Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду»
Я считаю, применение ИКТ технологий значительно повышает эффективность образовательного процесса....
Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...
Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".
В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...
ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ
quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...