Типы негативных психических состояний и их характеристики у детей дошкольного возраста
статья

Облова Кристина Видадиевна

Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).

Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др.

 К специфическим состояниям относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др.

К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (страх, тревога, гнев, волнение, стыд), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности [2].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_psihicheskih_sostoyaniy_statya.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Типы негативных психических состояний и их характеристики у детей дошкольного возраста

Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).

Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др.

 К специфическим состояниям относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др.

К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (страх, тревога, гнев, волнение, стыд), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности[2].

1. Отрицательные состояния, полярные типично положительным  

Страх - эмоциональная реакция человека на действительную или воображаемую опасность. Страх у человека характеризуется депрессивными психическими состояниями, беспокоит, нервотрепкой, стремлением выйти из неприятной ситуации. Психическое состояние страха характеризуется широким диапазоном эмоций - от легкого испуга до ужаса. Человек в таком состоянии действует неразумно, допускает ошибки. Страх часто бывает непреодолимым препятствием для деятельности человека, а также негативно влияет на восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы

Тревога - эмоциональное состояние человека, возникающее при вероятных неожиданностей как при задержке приятных ситуаций, так и при ожидании неприятностей. Тревожное состояние человека характеризуется опасением, в турбованистю, тоской. Это состояние связывают с эмоцией страха. Если это так, то тревогу можно объяснить как тормозное состояние. Причины возникновения тревоги различные. Тревога может проявляться и в результате подражания поведения других людей. Тогда в ней нет страха. Состояние тревоги свидетельствует о недостаточной приспособленности к окружающему, неспособность быстро и адекватно реагировать на его изменения.

Гнев. В состоянии гнева, обусловленного действием негативных раздражителей (оскорбление, удар), у человека ослабляется волевой и умственный контроль над своим сознанием и поведением. Гнев имеет специфические внешние проявления в различных жестах, движениях, мимике, словах. В состоянии гнева не следует принимать никаких решений.

Волнение - психическое состояние человека, характеризующееся синдромом повышенного возбуждения, напряжения и страха, который связан с негативными предчувствиями человека. Потеря или притупление способности к волнению делает человека черствым, неспособным сопереживать. Чрезмерная же возбудимость и волнения могут привести к таким негативным явлениям, как неуравновешенность, подозрительность, не владение собой. Состояние волнения особенно отчетливо проявляется в детском и юношеском возрасте.

Волнение, а вместе с ним и страх возникают тогда, когда мозговые центры не могут дать адекватную (т.е. соответствующую реальному факту) реакцию на ситуацию или когда есть сомнение относительно успешного завершения дела.

Стыд - состояние, возникающее в результате осознания человеком несоответствия своих действий и поступков тем нормам, которые нужно соблюдать в своей жизни. Стыд - один из аспектов функционирования такого регулятора, как совесть[1].

2. Особые формы негативных состояний

Стресс – состояние напряжения – совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы – импульсивная, тормозная, генерализованная – приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Однако в современной психологической литературе термин "стресс" без уточнения его модальности употребляется для обозначения отрицательного стресса.

Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации "обманутых ожиданий" (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.

Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов:  человек не обладает достаточным количеством информации, чтобы выработать оптимальную модель поведения, принять решение;  человек выполняет сложную деятельность на пределе концентрации и максимально актуализируя свои способности;   человек находится в ситуации, вызывающей противоречивые эмоции.

Персеверация и ригидность – два сходных отрицательных психических состояния. Сущность обоих состояний – склонность к стереотипному поведению, пониженная адаптация к изменениям ситуации. Отличия заключаются в том, что персеверация – пассивное состояние, близкое к привычке, податливое, стереотипное, а ригидность – более активное состояние, близкое к упрямству, неуступчивое, сопротивляющееся. Ригидность в большей степени характеризует личностную позицию, чем персеверация, она показывает непродуктивное отношение человека к любым изменениям [2].

Негативные психические состояния резко снижают уровень жизнедеятельности индивида. Они могут вызывать неадекватные реакции, дезадаптивные поведенческие проявления. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром [3,c.182].

Список использованной литературы:

1. Витенко И.С. Основы психологии.- М., 2010.  (4 из 2)

2. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. –М.: Эксмо, 2012. – 128 с.(4) (8 из 2)

3. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Авт.-сост. А.О. Прохоров. -М.: ПЕРСЭ, 2011. – 212 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные характеристики речи детей дошкольного возраста

В статье (см. файл "Возрастные харатеистики речи детей") отражены возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста пл разделам: лексика, грамматика, фонетика, связная речь. Информация по...

Статья на тему: «Песочная терапия, как метод нормализации психоэмоционального состояния и активации адаптационных функций детей дошкольного возраста»

Статья освещает вопросы о пользе занятий с песком в детском возрасте, для каких детей эти занятия являются особенно нужными. как метод Sandplay может помочь быстрее адаптироваться ребенку с новым усло...

Консультация "Компьютер- враг и взрослые страхи. Позитивное и негативное влияние современных мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для расширения и углубления знаний родителей о проблемах взаимодействия детей с современными гаджетами.Задачи:- выявить проблемы взаимодействия детей с современными гаджетами;- ...

Рекомендации по написанию психолого-педагогической характеристики на детей дошкольного возраста

Характеристика на ребенка детского сада – это документ, в котором указывается подробная информация о дошкольнике. Педагоги, составляющие ее, должны очень внимательно заполнять каждый пункт. Роди...

Психологическая характеристика развития детей дошкольного возраста.

Для определения стратегии и тактики успешного социально-психологического, развивающего образовательного взаимодействия, необходимо знать психологическую характеристику каждого возрастного периода разв...

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста...