Психологическая характеристика развития детей дошкольного возраста.
статья
Для определения стратегии и тактики успешного социально-психологического, развивающего образовательного взаимодействия, необходимо знать психологическую характеристику каждого возрастного периода развития ребенка дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая характеристика развития детей дошкольного возраста.
Для определения стратегии и тактики успешного социально-психологического, развивающего образовательного взаимодействия, необходимо знать психологическую характеристику каждого возрастного периода развития ребенка дошкольного возраста.
К ней относятся:
1 – характеристика темперамента дошкольника
2 - степень созревания познавательных процессов
3 – возрастные показатели психического развития ребенка дошкольного возраста.
1.Характеристика темперамента дошкольника.
Ребенок возбудимого типа холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Такие дети очень активны: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Стремятся выполнять главную роль в играх, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми. В коллективе они излишне подвижны, шумливы, задиристы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, могут терять контроль над собой. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, замечания, напоминание.
Ребенок - флегматик имеет сильную, уравновешенную, малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который редко плачет, много спит, не требует к себе внимания. Дети флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Все реакции имеют нечеткий характер: негромко смеются, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Такие дети легко засыпают, много спят.
Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Для флегматика необходим период вхождения в деятельность, внешний стимул. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются крайне медленно, но очень устойчивы. Все, к чему привык ребенок-флегматик, становится постоянным. Любое новшество воспринимается не сразу. Этим детям трудно привыкнуть к детскому саду, приспособиться к новому режиму, новым требованиям, познакомиться с детьми. Другие дети с трудом приспосабливаются к детям-флегматикам, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов.
Для ребенка - меланхолика характерен слабый тип нервной системы. Они очень ранимы и чувствительны. Слабость нервных процессов опосредует быстрые и сильные реакции на слабые раздражители: к примеру, увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать. У них быстро наступает утомление: устают от шума, новых людей, замечаний. Нервная система быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. Все реакции ребенка-меланхолика «приглушены», он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Движения и мимика у таких детей обычно вялые, речь очень тихая, невыразительная. Чувства меланхолика глубокие, сильные, но без внешнего выражения. Дети долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам.
Положительными чертами детей-меланхоликов являются способность сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства, устойчивость интересов, привязанностей, привычек. К общению со сверстниками ребенок-меланхолик не стремится, инициативы в общении не проявляет. Шумные сверстники его утомляют, предпочитает одиночные игры. Дети со слабым типом нервной системы с огромным трудом входят в коллектив, с трудом отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от игр, не разговаривают. Первые дни пребывания такого ребенка в саду требуют особого внимания со стороны воспитателя и бережного к нему отношения.
Ребенок - сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны, активны, общительны, с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, характерна высокая работоспособность. Дети-сангвиники легко переключаются с одной деятельности на другую. Они за короткое время осваиваются в яслях и детском саду. Но высокая пластичность и легкая переключаемость детей-сангвиников может иметь и отрицательную сторону: чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы; ребенок меняет одну игрушку за другой, имеет много товарищей, но ни одного друга, бросает начатое дело и тут же берется за новое, ничего не доводя до конца, быстро устает от однообразия, поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей, собранности и аккуратности. Дети-сангвиники любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у них быстро и легко перестраиваются, поэтому сангвиника легко дисциплинировать. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние.
Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый, легко вступают в контакты со взрослыми и другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться.
2.Степень созревания познавательных процессов.
Степень познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности.
Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Чем больше уделить внимания на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.
Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
Внимание. С раннего детства внимание детей отличается непроизвольностью. Их привлекают новизной и интенсивностью: яркой игрушкой, громким звуком или различными специфическими раздражителями. Внимание дошкольника начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, вызываемыми эмоциями, а также раздражителями, имеющими непосредственную связь с потребностями ребенка. С развитием же произвольного внимания дети в силах направить свое сознание и удерживать его довольно долго на определенных явлениях, объектах, пока есть интерес.
Формированию сферы внимания способствуют: Организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности); подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес; развивающие упражнения для детей.
Память. Память дошкольника отличается непроизвольностью. Малыш не ставит задачи сознательно запомнить что-либо для последующего воспроизведения. То, что вызывает эмоциональное переживание и интерес, легче запоминается. Элементы произвольности памяти приобретаются в 4 года. Малыш начинает понимать методику запоминания, может по указанию взрослого запомнить или припомнить.
Для раннего дошкольного периода характерно механическое запоминание, осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи объектов. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета.
С развитием интеллектуальной сферы развивается словесная память. Ребенок запоминает существенные связи объектов. Двигательная память дошкольника значительно развивается благодаря сформированному зрительному образу. Роль взрослого в качестве образца по мере усвоения движений уменьшается, и дети сравнивают движения уже со своими личными идеальными представлениями. Это значительно расширяет двигательные возможности детей.
Восприятие. Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, прогулки. Особое значение отдается ролевым играм, где моделируются фрагменты окружающей информации, вызвавшие интерес, и познается воспринятая информация.
Сущность восприятия отражается в получении и переработке полученных данных из внешнего мира. Дошкольник узнает, выделяет уникальные свойства объектов, их особенности, назначение. Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия.
Мышление. Накопленная за период раннего возраста образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования дошкольником образами расширяются границы познания. Усвоение понятий во многом определяет развитие мышления. Особенно трудным для дошкольника является правильное определение понятия. Он объединяет несоединимые по логике признаки предметов.
Использование собственных представлений порождает необычность рассуждений. Рассуждая, малыш использует обобщение и сопоставление, перебирает возможные варианты, использует чувственный опыт и информацию, полученную от взрослого. В пятилетнем возрасте дети понимают причинные связи объектов, переходят от глобальных к точным объяснениям, от внешних признаков к скрытым, внутренним, постигают обобщенную закономерность.
Уровень мышления зависит от познавательной активности, формируемой семьей и дошкольным учреждением. Используя продуктивные виды познавательной деятельности, к примеру, дидактические игры, взрослые оказывают непосредственное благотворное влияние на развитие мышления дошкольника. Дошкольный возраст характерен переходом к словесно-логическому, когда ребенок решает поставленные задачи, используя речь. Это подразумевает формирование у детей внутреннего плана действий, присущего логическому мышлению.
Воображение. Процесс развития воображения проходит у дошкольников в 2 этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса. Первоначально представления возникают по инициативе взрослого, затем ребенок вызывает их целенаправленно сам. Это находит отражение в играх, они приобретают сюжетный характер.
Развитие воображения влияет на формирование всей познавательной сферы, обуславливая мыслительную деятельность и способствуя расширению словарного запаса. Появление умения создавать замысел, достигать его, отражает рост воображения в дошкольном возрасте. Дошкольник фантазирует произвольно до начала деятельности, обдумывает ее ход, планирует процесс воплощения.
Для раннего дошкольного периода характерны фантазии, основанные на небольшом изменении чего-либо существующего. Затем ребенок разрабатывает оригинальные сюжеты и образы. Важной характеристикой воображения считается его реализм, умение отделить возможное от невозможного. Воображение, отличаясь познавательно-интеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.
Речь. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей. Дошкольники учатся выстраивать словосочетания, предложения по правилам грамматики.
В речевых высказываниях дошкольника раннего периода преобладают простые предложения. С возрастом предложения становятся более сложными. Активное овладение речью сопровождается овладением ребенком нормами произношения.
Появляется планирующая функция речи. Ребенок формулирует свою деятельность вслух, словесно фиксирует ее результаты, сопровождает речью действия. Постепенно происходит переход во внутреннюю речь – умственный план. В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.
3 Возрастные показатели психического развития ребенка дошкольного возраста.
Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.
На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная "комплексом оживления" должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки. К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления. С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.
К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.
Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: «Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.»
Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.
Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания
С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название "кризиса 3-х лет". Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.
Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.
Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.
Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.
Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность.
К 6 - ти годам ребенок понимает и отличает понятие легкое и тяжелое и он может сделать самостоятельно вывод и ему не надо показывать пример (легкого пера и тяжелого мяча).
К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личности ребёнка. Именно в этот период формируется основные процессы развития и складываются предпосылки к новому виду учебной деятельности в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Особенности развития детей дошкольного возраста...
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста...
Психологические закономерности развития детей дошкольного возраста как основа образовательной деятельности .
Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:· Поддержки разнообразия детства·...
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Психическое формирование детей происходит в дошкольном возрасте....
Возрастные и психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Возрастные и психологические особенности детей...
Презентация. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста....
Характеристика развития детей дошкольного возраста. Кризисы
источник https://ped-kopilka.ru...