Доклад «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
материал

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorika.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Доклад

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

 (Педсовет)

                                                                                                                                                           

Подготовила:

                                                                                                                                                            Кашина Е.А.

                                                                              Воспитатель высшей                          

                                                               Квалификационной категории

с. Кабанск

2018 год.


«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорныхэталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

Ранний возраст – важный в развитии психики ребенка.

В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.

Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

В совместной деятельности с детьми мы обогащаем их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира, прежде всего – это обогащение представлений о предметах, их свойствах и качествах. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира и является одной из основных задач дошкольного воспитания.

Основу нашей работы по сенсорному воспитанию составляет совместная игровая деятельность с детьми. Именно в игре младшие дошкольники наиболее гармонично развиваются и психологически комфортно себя чувствуют. Создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что проводить их следует в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного воспитания младших дошкольников. В игре создаются условия для совершенствования сенсорного опыта ребенка

В работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста на основе изготовленных пособий и материалов использую такие дидактические игры и упражнения: «Собери бусы», «Застегни пуговицы», «Прищепки», «Клубочки», «Что звучит?», «Спрячь мышку», «Чудесный мешочек», «Подбери по размеру ”(Угостим матрешек яблоками)», “ Подбери пару ”” (Кошки и котята) «Приведи одежду в порядок», «Найди такой же мешочек» и другие

В современном образовательном процессе совместная партнерская деятельность взрослого с детьми наряду ссамостоятельной должна быть принята как единственно возможная для младшего дошкольного возраста.

В этой связи мы активно включаем игры по сенсорному развитию в совместную деятельность с детьми, исключая предметный центризм в обучении и воспитании, разумно чередуя основные виды детской деятельности, плавно переходя от одного к другому. Например, в группе мы окрашиваем воду в разные оттенки, разливаем в формочки (познавательно-исследовательская деятельность, в начале прогулки выносим формочки для замерзания, а в это время упражняемся в сравнении двух предметов по высоте (упражнение «Что выше куста?») (коммуникативная, рефлексивная деятельность, затем играем в игру «Найди свой цвет», совершенствуя умение дифференцировать цвета, полученное еще на этапе экспериментирования с окраской воды.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическаяигра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно успешно повышать уровень сенсорного развития младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с п...

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета наиболнн полновозможно через систему дидактических ...

Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Обобщение опыта работы "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является...