«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
статья (младшая группа) по теме

Исмагилова Екатерина Александровна

 

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.   В  Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.   Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого  является сенсорное воспитание.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать.   В  Концепции дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.   Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого  является сенсорное воспитание.  

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).      Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).  

Выдающиеся зарубежные представители в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, Ф. Н. Блехер, Е.И. Тихеева,  Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина  и др.)   справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.  Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр  по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.  

Дидактические  игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.  С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия  взрослого на ребенка, а с другой – игра является  основным видом самостоятельной деятельности детей.  В дошкольной педагогике дидактические  игры  с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при условии, что  проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним  из элементов игры является  дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является  содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.  Третьим элементом игры являются правила.  Они определяют характер и способ  игровых действий, организуют и направляют поведение детей.  Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.  Пятый элемент дидактической игры – результат.  Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

Дидактические игры   по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, так и дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.  

В нашем опыте сенсорного воспитания  младших  дошкольников использовались следующие виды дидактических игр:

1.        Игры для сенсорного развития:

•        Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т.п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.  

•        Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т.п.  В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы   в соответствующие  для них отверстия.

•        Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т.п.  Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2.        Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т.п.  Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями.  Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т.д.  Цель этих игр  - способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.  Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир  и расширить его кругозор.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Литература:

1.        Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: Учеб.Пособие для студ. Сред. Учеб. Заведений. М.: Академия,  1998. 240 с.

2.        Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978. 96 с.

3.        Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1998.432 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета наиболнн полновозможно через систему дидактических ...

Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Презентация на тему "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Обобщение опыта работы "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

       Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является...

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное воспитаниедетей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...