Доклад на педсовет «Создание условий, способствующих формированию у детей связной речи»
материал
К средствам развития связной речи относят: общение взрослых и детей, культурную языковую среду, обучение родной речи на занятиях, художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, театр, занятия по другим разделам программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_sposobstvuyushchih_formirovaniyu_u_detey_svyaznoy_rechi.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»
Доклад на педсовет
«Создание условий, способствующих формированию у детей связной речи»
Кашина Е.А.
Воспитатель высшей
Квалификационной категории
с. Кабанск
2016 год.
Как известно, существует три метода развития связной речи у детей. Очень коротко остановимся на каждом:
- Наглядные методы. Сюда относят метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии). А также опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
- К словесным методам относят чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
- К практическим методам относят дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
К средствам развития связной речи относят: общение взрослых и детей, культурную языковую среду, обучение родной речи на занятиях, художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, театр, занятия по другим разделам программы.
Организацию предметно – развивающей среды можно разделить на три этапа.
Первый этап: Во время его происходит наполнение будущего рассказа неречевым и речевым содержание. Необходимо создавать естественные и смоделированные ситуации общения:
А) в свободной деятельности (игровой, трудовой, социальной, художественной, театрализованной и т.д.)
В) в специально организованном обучении (отбор сюжета будущего рассказа и его проговаривание на занятиях по ознакомлению с окружающим, математике, лепке, аппликации, рисованию, конструированию, физкультуре, музыке; уточнение и активизация речевых образцов будущего рассказа на занятиях по художественной литературе и развитию речи с лексико – грамматической направленностью).
Цели первого этапа:
Формирование побудительно – познавательного мотива, освоение смысла познаваемого образа (синтез – анализ, причина - следствие).
Определение педагогом сенсорной доминанты события (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, эмоциональной, символьной, логической), установление последовательности воспринимаемых образов.
Действия педагога:
А) стимуляция к поиску объекта или сюжета для будущего рассказа (активизация интересов, разгадывание секретов, помощь кому-то)
Б) проживание сюжета, знакомство с объектом описания. Обращение внимания детей на ряд наиболее ярких ощущений, их соотнесение с предметами или действиями.
В) обговаривание проживаемого события, проговаривание действий:
- комментирующая речь педагога в качестве источника образца высказывания;
- смешанные диалоги (педагог – ребенок, ребенок - ребенок)
- проговаривание ребенком своих или чужих действий.
Второй этап: Это этап пассивно – активного монолога (собирание рассказа).
Проводятся занятия по развитию речи с фразовой направленностью, организуется деятельность детей,в которой используются модели сюжета, предметы, рисунки, схемы, видеозаписи и т.д. Это могут быть кружки «Собираем истории», «Мастерская рассказа», игра «Расскажи-ка мне дружок».
Основные цели этого этапа:
- Формирование потребности в обозначении объекта или события словами.
- Восстановление содержания событий по воспоминаниям и опорным сигналам (установление причинно – следственных связей и особенностей объекта или сюжета).
- Поэтапное введение речевых образцов рассказа и собственных высказываний детей в самостоятельную фразовую речь.
Основные действия педагога на втором этапе:
- Побуждение к высказыванию по следам события (рассказ о впечатлениях, сборка «сломанного происшествия», «разыскивание потерянного рассказа»).
- Выкладывание порядка предметов или моделей события.
- Составление рассказа по частям в определенной последовательности:
А) Совместный речевой образец. Педагог заранее составляет образец рассказа, в соответствии с которым побуждает детей к высказываниям. Каждый раз ответы детей обобщаются образцовой фразой педагога. Данная работа ведется с помощью схем:
- «Начало рассказа» – короткая розовая полоска.
-«середина рассказа»-длинная желтая полоска.
-«конец рассказа»-короткая синяя полоска.
Б) Полусопряженная речь (повтор рассказа целиком с опорой на схему. Педагог начинает фразу, а дети заканчивают ее)
В) Отраженная речь. Наиболее развитый ребенок повторяет собранный рассказ, используя речевой образец, а также модели. Возможен пересказ по памяти.
Третий этап: это этап активного монолога, самостоятельное рассказывание.
Среда. Применяются специально организованные занятия и различные виды деятельности:
- фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию фразовой речи с использованием разнообразных форм и видов высказываний (рассказ-образец, рассказы-соревнования, конкурсы рассказов, устные сочинения).
- организованная деятельность детей (бытовые ситуации общения, сюжетно – ролевые игры, театральные представления, праздники, родительские игротеки общения, индивидуальные беседы детей с родителями по теме «Познакомь с рассказом маму»).
- самостоятельная деятельность детей (рассказы по желанию).
Предметы, картинки, модели, схемы на фоне фишек – полосок «Начало (середина, конец рассказа)» располагаются на мольберте или специальном стенде и свободно перемещаются по группе и приемной. Это служит сигналом к припоминанию и вариативному повторению рассказа для воспитателя, родителей, группой, парами, по одному, в слух, шепотом, мысленно. Это работа закрепляет речевую активность детей, ребенок получает удовлетворение от собственных высказываний, формирует мотивацию дальнейшего совершенствования связной речи.
Действия педагога на третьем этапе:
- создание мотивационной среды для активизации высказываний (направляющие слова педагога, рождающие потребность в высказывании или напоминающие о нем).
- самостоятельное высказывание или рассказывание (описание события, предмета или явления, повествование или рассуждения о них).
А) Со сменой обстоятельств: без публики (для куклы, для себя), для единичных слушателей, наделенных доверием (педагог, мама, друг), для единичных слушателей при варьировании коммуникативных уровней (взрослый, сверстник, младший по возрасту), публично (знакомая и незнакомая аудитория), самоконтроль с отсрочкой (запись на магнитофон, видео), диктовка взрослому для записи высказывания («письмо другу», «Маленький писатель»);
Б) При вариативном повторении:
- На занятии, на улице, дома,
- По одному, парами, цепочкой,
- Стоя, сидя, лежа, в движении,
- Громко, шепотом, на ушко,
- За зайку, мишку, Таню, Сережу,
- Для мамы, папы, дедушки, бабушки, девочки.
3. Обеспечение позитивной эмоционально – оценочной среды (самооценка в условиях доброжелательства, заинтересованность, соучастие со стороны слушателей).
Развитие связной речи для дошкольников с учетом закономерностей процесса фразообразования обеспечивает природосообразную, обучающее - развивающую и коррекционно-развивающую среду, активизирует компенсаторные возможности организма. Прочие методы и приемы должны сопровождать естественный процесс оформления высказывания и служить дополнительным средствам развития познавательных и коммуникативных речевых способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для формирования у детей подготовительной к школе группы с ЗПР представлений о мире насекомых используя нетрадиционные логопедические технологии»
Содержание 1. Актуальность …………………………………………….…………….………2 2. Проблема……………………………………………………………..…………23. Цель проекта………..…………………………………………….…...
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...
Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление с докладом на педагогическом совещании по воросам работы с одаренными детьми в ДОУ...
«Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»
Семинар для педагогов -дошкольников МКДОУ д-с «Буратино» Тема: «Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни»...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»
Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоцион...
Доклад на тему: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста»
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...
Доклад на тему: «Создание условий для формирования естественнонаучных представлений у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Стремление ребенка исследовать окружающий мир является его врожденной потребностью. В разных видах деятельности он наблюдает, сравнивает и, таким образом, приобретает собственные представления и опыт,...