Игровые методы обучения дошкольников
статья

Шаркова Любовь Александровна

Игра — это естественный путь обучения маленьких детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metodiki_dlya_doshkolnikov.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы обучения дошкольников

Игра — это естественный путь обучения маленьких детей.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1. Игра приносит ребенку удовольствие прежде всего от ее процесса, а не только от результата.

2. Творческий и импровизационный характер этой деятельности.

3. Эмоциональная насыщенность игровой деятельности, соперничество, соревнование, состязательность.

4. Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В обучении детей игра организуется взрослыми. Игровой метод обучения дошкольников требует от педагога умения специально разрабатывать учебно-игровые диалоги.

В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

Приёмы игровых технологий

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:

-словесные;

- наглядные;

- практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

Виды игр

Примеры игр

Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного

«Цветик-семицветик». Можно использовать на занятии по английскому языку: берётся цветок со съёмными лепестками, детям нужно по очереди называть цвет каждого на английском. Если кто-то ошибается, начинают с начала.

На занятии по измерению длины для закрепления дети могут пытаться помочь игровому персонажу — мышонку, которому нужно выбрать самый короткий путь до норки, чтобы спастись от кота. Ребятам даётся условная мерка, а также рисунок, где изображены 3 маршрута до норки, которые нужно измерить и сравнить.

Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его

Игры с использованием счётных палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.

Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу

«На что похожа клякса». Детям нужно придумывать предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок, который увидит больше предметов.

«Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро изобразить.

«Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок.

Развивающие коммуникативные способности

«Поводырь для слепого». Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.

Диагностические игры

Игры можно использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.

По виду деятельности принято делить игры на:

- физические (двигательные);

- умственные (интеллектуальные);

- психологические.

Игровые технологии по экологии в детском саду

Экологическое образование в работе с дошкольниками стало крайне важным после появления постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации». Особенно интересны здесь ролевые игры, формирующие у старших дошкольников понимание социальной важности заботы об экологии. Например, игра «Строим город», по итогам которой дошкольники приходят к пониманию, что любое строительство возможно только при соблюдении экологических норм.

Для старших дошкольников интересны игры-викторины, позволяющие продемонстрировать знания об экологии, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Больше значение также имеют дидактические игры «Кто где живёт» и «У кого какой дом» (об экосистемах и средах обитания), «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов), «Что не так на картинке» (о правилах поведения на природе).

Игровые технологии в патриотическом воспитании

Воспитание любви к Отечеству является одной из значимых задач в системе образования. Для дошкольников это чувство проявляется в познавательном интересе к национальным праздникам и традициям, уважении культуры своей страны, желании беречь достижения и ценности своего народа. Для этого можно применять дидактические игры на разучивание фольклора, изучение истории своей улицы и города, а также природы родного края.

Частью патриотического воспитания дошкольников является проведение творческих, театральных и интеллектуальных мероприятий, посвящённых важным датам отечественной истории.

Игровые технологии в театрализованной деятельности

Именно театральная деятельность в детском саду наиболее органично вмещает в себя элементы игры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрально-игровых технологий в обучении дошкольников во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованная деятельность в детском саду может выражаться в:

- просмотре спектаклей и беседе по ним;

- участии детей в играх-драматизациях;

- коротких сценках на закрепление материала в конце занятия;

- отдельных упражнениях на формирование выразительности исполнения.

Проведение занятия с использованием игровых технологий в ДОУ

Продолжительность занятия в детском саду зависит от возраста воспитанников и может составлять от 10–15 минут в младших группах до 25–30 минут в старшей и подготовительной.

Временной план занятия

Для всех видов непрерывной образовательной деятельности (НОД) временной план занятия можно разделить на 4 основных блока:

Введение (до 3 минут). На данном этапе можно использовать игрушки или короткие игры в качестве мотивационного начала занятия. Хорошо подходит мотив помощи: задание детям даёт воспитатель от имени игрушки или сказочного персонажа, который попал в сложную ситуацию. Например, в начале художественного занятия к ребятам приходит Иван Царевич и рассказывает, что ему необходимо раздобыть чудесную птицу, но он понятия не имеет, как она выглядит. Дети должны помочь ему её отыскать. Далее воспитатель предложит рассмотреть картинки с птицами, изображёнными в разных стилях живописи и самим нарисовать их. Другой пример: на занятии по теме «Пара» (цель — уточнить понимание детьми понятия пары как двух предметов, имеющих общие признаки) детям предлагается помочь кукле Маше собраться на прогулку. Воспитатель выводит на слайд картинки с одним носком, одной варежкой, одним ботинком и спрашивает детей, чего же не хватает, чтобы Маша пошла гулять. Малышам нужно догадаться, что у изображённых предметов не хватает пары.

Основной блок (до 15 минут). Во время подачи нового материала также не стоит пренебрегать играми. На занятии по развитию речи можно дать воспитанникам подготовительной группы задание по составлению слов из фишек с буквами. Также короткие игры стоит использовать во время физкультминуток для разминки (например, пальчиковые игры или подвижная игра «Третий лишний»).

Закрепление (до 10 минут). Благодаря разнообразным играм на отработку изученного навыка материал урока намного лучше откладывается в памяти ребёнка. Например, для подготовительной группы хорошо подойдёт игра «Обратный счёт» на занятии по формированию элементарных математических представлений: дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку, при этом называя число (например, 10). Этот ребёнок должен назвать число меньше на один и передать мяч другому обучающемуся.

Заключение (до 2 минут). На этапе подведения итогов занятия важно похвалить детей за их активность и любознательность, проговорить итоги игр, вклеить детям в дневники достижений (если таковые ведутся) поощряющие наклейки, ведь для дошкольников это во многом заменяет оценивание за счёт игровой формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЮ НА ВОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

В методической разработке представлена картотека игр для обучения скольжения на воде у дошкольников....

Игровой метод обучения дошкольников

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Особое место в педагогическом процессе занимают дидактиче...

Математическое развитие дошкольников с использованием передовых педагогических технологий и нетрадиционных игровых методов обучения.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логически мыслить. Все эти качества пригодятся детям не тольк...

КАКОВА РОЛЬ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ? КАКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЯЕТ ИГРОСИСТЕМА? КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ИГРЫ КАК МЕТОД. ОБУЧЕНИЕ?

Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых т...