Проект "Мы разные, но мы вместе"
проект (старшая группа)

Кучеренко Татьяна Григорьевна

Проект о толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект о толерантности29.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»    ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

     

Проект

 « Мы разные – но мы вместе»

                                                                                                                                        Разработан

воспитателем

Кучеренко Т.Г

с Левокумское

 2019г. 

Актуальность проекта:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э.К.Суслова.

      Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.

Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

- Гендерная толерантность

- Расовая и национальная толерантность

- Толерантность по отношению к инвалидам

       Каким будет наше общество, и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.

       Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка — период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.

Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.

     Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Как показывает опыт, наиболее перспективен интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.

       Воспитание жителя поликультурной державы нужно начинать с самого раннего возраста.

      Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.

        В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»

Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Вид проекта: творческо-исследовательский,

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети 6 -7 лет, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

- Сформировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя;

-  укрепить отношения между детьми, родителями  и дошкольным учреждением;

- сформировать представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.

Задачи проекта для детей:

- формировать у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;

- формировать у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры;

- повышать культуру  межличностного взаимодействия детей в группе;

- закреплять  нравственные  представления, навыки социально приемлемого поведения.

Задачи для родителей:

- повышение компетентности родителей по правовым вопросам;

- оснащение предметно-развивающей среды в группы, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;

- применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;

- взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.

I этап. Организационно-подготовительный

Цель.

 Разработать план работы  по формированию толерантности.

Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности

 Оснащение предметно-развивающей среды в группе.

 Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.

Задачи I этапа:

  1. Тестирование родителей на тему: «Знаете ли вы как воспитать толерантного человека?»
  2. Анкетирование родителей для самооценки толерантности: «Черты толерантной личности»

 Создание предметно-развивающей среды: иллюстрации, картины, демонстрационный материал, знакомящий с народами, населяющими наш край; куклы в национальных костюмах;  народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек, детская художественная литература.

II этап. Основной

Реализация проекта в образовательной деятельности:

1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.

3. Интегрированная образовательная деятельность.

Занятия строятся на гуманистической позиции:

– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,

– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,

– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

4.Проектная и исследовательская деятельность:

Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры, создание мини-музеев о народностях РФ.

5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:

- День вежливости,

- День прав ребенка,

- День добрых дел,

- Семья – всему  голова

- Мы помощники и т.д.

 6. Работа с родителями:

Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.

Организация совместной деятельности.

     Изготовление генеалогических дерев;

     Конкурс совместных рисунков.

 

Формы

Тема

Цели

 Цикл занятий

«Узнаем друг о друге»

Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями. Начать с ознакомление с национальным составом.

Беседа

«Ступени в мир национальностей»

Ознакомить детей с разработанной программой

Беседа

«Давайте жить дружно»

Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.

НОД по ознакомлению с окружающим

«Что такое, кто такой?»

Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность

Cловесная игра

«Общаемся играя»

Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей

Игра

«Пойми меня»

Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению

НОД физкультура

«Детские подвижные игры разных народов»

Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх

Игра

«Дружные ребята»

Совместное разучивание народных игр

 

III ЭТАП. Заключительный

 Презентация материалов проекта;

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок  получает первый опыт общения, он учиться  правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант:  «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы разные, но мы вместе"

Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...

Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»

   Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...

Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"

Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...

Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.

Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....

МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...

Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...

НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"

Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...