Проект "Мы разные, но мы вместе"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Проект
« Мы разные – но мы вместе»
Разработан
воспитателем
Кучеренко Т.Г
с Левокумское
Актуальность проекта:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».
Э.К.Суслова.
Почему же возникла проблема толерантного воспитания? Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Поэтому воспитание толерантности является сегодня одной из важнейших проблем. В последние годы растет число детей разных национальностей, посещающих дошкольные учреждения. Как правило, эти дети общаются с трудом на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. И детский сад обязан способствовать воспитанию детей в духе толерантности. Каждый ребенок, не взирая на национальность, должен чувствовать себя личностью. Необходимо, чтобы дети уже в дошкольном возрасте поняли, как важно жить в мире и согласии между различными народами, знать культуру других народов, уважать ее, стараться понять и принять. Ребенок понимает, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других.
Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:
- Гендерная толерантность
- Расовая и национальная толерантность
- Толерантность по отношению к инвалидам
Каким будет наше общество, и как будут решаться социальные и экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается учреждениями образования еще в детском возрасте.
Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности: первые семь лет в жизни ребенка — период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личностных качеств.
Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Как показывает опыт, наиболее перспективен интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.
Воспитание жителя поликультурной державы нужно начинать с самого раннего возраста.
Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям»
Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Вид проекта: творческо-исследовательский,
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети 6 -7 лет, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Цель проекта:
- Сформировать основы толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя;
- укрепить отношения между детьми, родителями и дошкольным учреждением;
- сформировать представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.
Задачи проекта для детей:
- формировать у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
- формировать у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры;
- повышать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.
Задачи для родителей:
- повышение компетентности родителей по правовым вопросам;
- оснащение предметно-развивающей среды в группы, отвечающей принципам культуросообразности, индивидуальности;
- применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
- взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
I этап. Организационно-подготовительный
Цель.
Разработать план работы по формированию толерантности.
Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности
Оснащение предметно-развивающей среды в группе.
Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.
Задачи I этапа:
- Тестирование родителей на тему: «Знаете ли вы как воспитать толерантного человека?»
- Анкетирование родителей для самооценки толерантности: «Черты толерантной личности»
Создание предметно-развивающей среды: иллюстрации, картины, демонстрационный материал, знакомящий с народами, населяющими наш край; куклы в национальных костюмах; народная игра, народная игрушка и национальная кукла; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, предметы быта относящиеся к разным культурам; семейные фотоальбомы; мини-макеты; дидактические игры; картотеки пословиц о дружбе и семье, считалок, закличек, детская художественная литература.
II этап. Основной
Реализация проекта в образовательной деятельности:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.
3. Интегрированная образовательная деятельность.
Занятия строятся на гуманистической позиции:
– свободу высказываний и поведение ребенка в разных формах педагогического процесса,
– проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка по разным поводам, воспроизведение по ходу такого взаимодействия индивидуального опыта,
– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
4.Проектная и исследовательская деятельность:
Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры, создание мини-музеев о народностях РФ.
5. Досуговая деятельность: тематические праздники, развлечения:
- День вежливости,
- День прав ребенка,
- День добрых дел,
- Семья – всему голова
- Мы помощники и т.д.
6. Работа с родителями:
Выпуск папок-передвижек « Права и обязанности взрослых и детей», памяток-рекомендаций по воспитанию толерантного отношения к окружающему миру.
Организация совместной деятельности.
Изготовление генеалогических дерев;
Конкурс совместных рисунков.
Формы | Тема | Цели |
Цикл занятий | «Узнаем друг о друге» | Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями. Начать с ознакомление с национальным составом. |
Беседа | «Ступени в мир национальностей» | Ознакомить детей с разработанной программой |
Беседа | «Давайте жить дружно» | Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия. |
НОД по ознакомлению с окружающим | «Что такое, кто такой?» | Ознакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность |
Cловесная игра | «Общаемся играя» | Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей |
Игра | «Пойми меня» | Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей безбарьерному общению |
НОД физкультура | «Детские подвижные игры разных народов» | Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх |
Игра | «Дружные ребята» | Совместное разучивание народных игр |
III ЭТАП. Заключительный
Презентация материалов проекта;
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы разные, но мы вместе"
Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...
Конспект занятия по полоролевому воспитанию в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности. «Мы разные, но мы вместе!»
Программное содержание: учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками, формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности...
Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...
Мы разные, но мы вместе. 4 ноября - День народного единства.
Конспект занятия посвящен приобщению детей к истории России....
МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ
В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваютс...
Конспект НОД воспитателя с детьми старшей группы с использование компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Конспект НОД воспитателя с детьми группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Мы все такие разные, но мы вместе!"...
НОД воспитателя с детьми старшего дошкольно возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"
Методическая разработа НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием компьютерных технологий "Мы все такие разные, но мы вместе!"...