Консультация для педагогов " Экологическое воспитание детей через ознакомление с устным народным творчеством"
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_detey_cherez_oznakomlenie_s_ustnym_narodnym_tvorchestvom.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов МАДОУ№ 5 «Колокольчик»
Экологическое воспитание детей через ознакомление с устным народным творчеством.
Экологическую работу с детьми можно проводить, усваивая культурно-исторический опыт народа.
Так, например, потешки. Их можно разделить на группы, которые знакомят детей: с природными явлениями, с растительным миром, животным миром; семьей и бытом; учат заботится о растениях и животных.
Даже в потешках даются элементарные знания о признаках времён года, о природных явлениях, об особенностях растительного и животного мира.
- Уж ты, зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
- Не иди, дождик, где косят,
А иди, где просят.
Не иди, дождик, где жнут.
А иди, где ждут.
- Пчёлы гудят, в поле идут.
С поля идут, медок несут.
Есть много потешек про солнышко, про то, как детки ложатся спать. В этом случае можно детей знакомить с понятием «день-ночь».
Потешки о природных явлениях знакомят детей с радугой, туманом, ветром, тучей, дождём, снегом, морозом, вьюгой, метелью.
С помощью потешек дети узнают, для чего нужна вода. Это: для умывания и приготовления пищи, для мытья посуды и чтобы помыться, постирать бельё и потушить пожар, необходима для водоплавающих птиц и для жизнедеятельность растений, для того, чтобы работала водяная мельница.
Под горою баня топится,
Кошка моется, торопится.
Говорят у дверей:
- Петя, Киса поскорей!
Тут стоят девять котят,
Все помыться хотят.
Как у наших у ворот
Стоит озеро воды.
Уточка купается,
Водица колыхается.
На поварихе колпачке,
В руке сверкает черпачке.
Она готовит нам обед –
Прекрасен запах щей.
- Кто вымыл руки!
Тот щи получит.
Но крендель с маком есть у Белки
Для тех, кто любит мыть тарелки.
Под горой на речке.
На тоненькой дощечке
Таня платье стирала,
Чисто полоскала,
Сухо выжимала.
Дождик, дождик. Пуще!
Будет травка гуще.
Тили-бом, тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Бежит курица с ведром
Заливать Кошкин дом!
За ней заинька с бадейкой
Да собачка с лейкой!
У лошадки – таз!
Как полили дружно, враз!
Огонь и погас!
Изучая пословицы и поговорки, дети так же знакомятся с живой и неживой природой.
Увидал грача – весну встречай.
Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее.
Ещё пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания, на формирование здорового образа жизни.
Береги платье сново, а здоровье смолоду.
Грязью зарос, хоть репу на шее сей.
Знакомясь с пословицами о здоровье, дети узнают лекарственные растения, которые можно использовать для профилактики и лечения простудных заболеваний. А ещё растения, которые содержат витамины и минералы, участвуют в обменных процессах, способствуют повышению защитных сил организма.
С детьми можно сделать зарисовки этих растений, собрать в папки и в зимнее-весенний период в качестве рекомендаций выставлять их для родителей.
Есть пословицы, которые заставляют детей задуматься, как себя надо вести по отношению к природе.
- Земля – тарелка, что положишь, то и взойдёт.
- Без хозяина земля - круглая сирота.
- Каков строитель – такова и обитель.
Дети рассуждают, думают, вспоминают. Если, например, сбить мухомор, то потом лосям нечем будет лечиться; если развести костёр в лесу, то потом на этом месте долго не будет расти трава; если рвать растения, то они быстро гибнут и не дают семян, значит, растений становится меньше и т.д.
Здесь можно обратиться к потешкам.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушку нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя.
Ешь ты досыта, бурёнушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
Иван, Иван, вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка, большая, как мутовка,
Чтоб росла репка, сладкая и крепкая,
Чтоб вырос огурец, длинноусый молодец.
Можно познакомить детей с тем, что не всякая трава является сорной. Есть травянистые растения, которыми питаются животные и птицы.
Предложите детям потешку:
Под горой, на речке,
На тоненькой дощечке –
Таня платье мыла,
Громко колотила…
Они узнают, что раньше бельё стирали в речке. Затем дети расскажут, как мама дома стирает бельё: в стиральной машинке и воду берёт из крана. Затем можно сделать опыт. Небольшое количество воды из озера или реки пропустить через салфетки. Они станут грязными.
Предложите детям и родителям подумать, как надо оберегать водоёмы от загрязнения.
Проводя наблюдения в природе можно одновременно знакомить детей с поговорками.
- Упал один лист с дерева – жди осени.
- Октябрь землю покрыл, где листком, где снежком.
- В осень и у вороны копна.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Весна красна цветами, а осень снопами.
В начале ноября предложите детям эту поговорку: «Ноябрьские ночи до снега темны». Пусть дети объяснят, почему надо ждать снега и понаблюдают, когда выпал снег стало светлее или нет.
Понаблюдайте с детьми за продолжительностью дня. В декабре день самый короткий, а потом день постепенно увеличивается. И в феврале можно сказать «Февраль три часа прибавил».
Заклички и приговорки, пожалуй, самые древни из форм детского фольклора. Все явления и силы природы живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; радугу – «перебить дождя».
Чудесные свойства явлений природы даны в закличке как перечисление тех даров, каких от них ждут и какие они действительно несут.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Приговорки – интимное общение с природой один на один. Фактически все живое, что окружает ребенка не обойдено вниманием.
Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии.
Гребу бобром –
По воде плавком,
Трижды окунусь,
Да не захлебнусь,
Нырком пойду,
Из-под воды вон уйду!
Обращаясь к птицам во время весеннего и осеннего перелета, дети учатся прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное природное явление.
Курли,курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси, по Руси!
Приговорка самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого урожая: матушка-репка, уродись крепка; капуста-виласта, будь пудаста. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительская действий детей в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание детей через ознакомление с устным народным творчеством»
Изучение детьми объектов живой и не живой природы во взаимосвязи со средой обитания, формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его миром природы....
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством....
Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через ознакомление с устным народным творчеством».
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» городского округа город Михайловка Волгоградской области» структурное подразделение «Солнышко» Консультац...
Консультация для воспитателей. «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»
Воспитывать бережное отношение к природе и любовь к природе родного края. Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с ...
Театрализованное развлечение для детей раннего возраста по русской народной сказке «Волк и семеро козлят» которое способствует формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным творчеством.
Разработан для детей группы раннего возраста (1,5 - 2 года) общеразвивающей направленности....
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание обучающихся через ознакомление с природой родного края"
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание обучающихся через ознакомление с природой родного края"...