Консультация "Значение театрализованной деятельности"
консультация

Ефанова Елена Геннадьевна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_znachenie_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №5 «БЕРЁЗКА»

Консультация

«Значение театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей»

Подготовила: воспитатель 1 кк

Ефанова Е.Г.

2020г.

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша!

Проникнется и мудростью, и

добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

Жизненной тропой!

В соответствии с Концепцией дошкольного образовательного учреждения, реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, театральной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самостоятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.

Согласно «Критериям оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» педагоги должны создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, а именно:

поощрять исполнительское творчество детей (исполнение различных ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.)

развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций.

учить детей различать настроения, переживания, эмоциональное состояние персонажей, передаваемые различными средствами драматизации

предоставлять детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, в том числе сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров и пр.

знакомить детей с устройством тетра – сценой, занавесом, зрительным залом, гримёрной и пр.

рассказывать детям о театральных жанрах (драматическом, музыкальном, кукольном театрах, театре зверей, клоунаде и пр.)

знакомить детей с разными видами кукольных театров би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.

обеспечивать условия для взаимосвязи, театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (использовать игры - драматизации

на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры; на занятиях по художественному труду изготавливать атрибуты и элементы декораций и костюмов и пр.)

создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

 Ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

     Дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

В каждом ребенке с самого рождения есть творческое начало, которое в течение жизни проходит большое количество изменений в разных ситуациях, в которых находится сам ребенок: либо развивается, либо наоборот затухает, так и не раскрывшись. И вследствие этого, перед его родителями, а также взрослыми, окружающими ребенка, возникает задача не нанести вред, не «уничтожить» в детях их творчество, а напротив помочь им идти в нужном направлении.

Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда прочитать ребенку книжку. А как загораются глаза ребенка, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Мы с детьми часто обыгрываем сказки, показываем их на родительских собраниях, на праздниках, вечерах развлечений. Кроме того, мы осуществляем  большие сказочные постановки, в которых участвуют дети совместно со взрослыми. Таким образом была осуществлена инсценировка сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». В таких постановках дети, играя на равных со взрослыми, чувствуют себя достойными партнерами. На примере старших они учатся действовать на сценической площадке, контактировать, общаться со взрослыми в разных ситуациях, сравнивать свои действия с действиями других детей и взрослых. Большим театрализованным представлениям предшествует трудоемкая предварительная работа: обыгрывание в группе различных сказочных сюжетов, обучение подражать повадкам животных, импровизировать на темы знакомых сказок, разучивание диалогов, фрагментов сказок, потешек, воспитание умения выслушивать товарища до конца, понимать нравственную сторону сказки.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;

приобщать детей к театральной культуре;

обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности;

создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Итак, одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка является театрализованная деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

В процесс театрализованной игры дети узнают об окружающем мире.

Развиваются психические процессы.

Развивается речь.

Совершенствуется моторика.

Развивается эмоционально-волевая сфера.

Происходит коррекция поведения.

Развивается чувство коллективизма.

Происходит развитие творческих способностей.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

В соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...