Педсовет
материал

Томилова Лариса Шагитовна

Тема: Концепция раннего выявления детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx48.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет на тему:  «Концепция раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Концепция раннего выявления детей с ограниченными

возможностями здоровья

I.  Обоснование разработки проблемы и создания концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья

Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Сегодня одной из важных сфер деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагоговпсихологов, различных социальных институтов, всего общества в целом является защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями.

Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается в силу того, что здоровье является приоритетной человеческой ценностью, обеспечивающей активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с образом жизни человека.

В общем виде понятие «здоровье» представляет собой многогранное явление. Этот термин характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Иначе говоря, это понятие является синкретичным. Именно поэтому вопросы, связанные с развитием здорового человека, становлением здоровой во всех отношениях личности в современном мире являются наиболее значимыми. А сама проблема из узко медицинской переросла в общенациональную. Это позволяет говорить не только об отдельных технологиях оздоровления, но и о единой «политике здоровья», включающей предупреждение факторов риска для здоровья, раннее выявление детей, имеющих ограничения в здоровье, формирования навыков здорового образа жизни населения, подготовку специалистов в области воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Именно дети с ограниченными возможностями здоровья в этом контексте привлекают внимание большинства исследователей, врачей, педагоговпсихологов и т. д.

В современной литературе нет единого устоявшегося термина для обозначения детей, имеющих дефекты в развитии. Долгое время использовались понятия: «дети со специальными проблемами», «дети с недостатками в развитии», «аномальные дети», «дети - инвалиды». Последнее получило наиболее широкое распространение в силу того, что практически все люди, в той или иной мере имеющие отклонения в здоровье, имеют ту определенную группу инвалидности. Но в международной практике наиболее распространённым стал термин «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Именно это понятие в дальнейшем будет использовано при обосновании необходимости разработки концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья

Значимость заявленной проблемы, необходимость работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и, как следствие этого – создание концепции раннего выявления таких детей определяется следующими факторами:

- специфика демографической ситуация (снижение рождаемости, уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза, рост врожденных и наследственных патологий);

- особенности социально-экономического развития общества (ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плода; ухудшение условий труда женщин; отсутствие необходимых бытовых условия для жизни детей; недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания и т. д.);

- социально-психологические особенности общественного развития (экзистенциональные проблемы отдельного человека, информационная перегруженность, одиночество, стрессы, эмоциональная холодность, социальный инфантилизм и т. д.);

- ухудшение экологической обстановки (рост различных заболеваний, обусловленных состоянием окружающей природной среды) и пр.

К этому в последнее время добавились рост детского травматизма, число случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности. Такая тенденция позволяет прогнозировать в ближайшее время еще большее увеличения количества детей с различными нарушениями здоровья, как физического, так и психического.

Безусловно, укрепление здоровья населения в значительной мере зависит от адекватной государственной политики, направленной на обеспечение условий достойной жизни населения, всестороннюю заботу о здоровье подрастающего поколения. Поэтому сегодня необходимо акцентировать внимание на социальном заказе государства, связанного с необходимостью раннего выявления и подготовки детей к жизни в быстро меняющихся условиях, их интеграции в общество, через создание системы социальных, психолого-педагогических и методических служб, а также совершенствования их организационно-управленческой и научно-методической деятельности. В связи с этим требуется переориентация государства и общества в вопросах предоставления всем граждан прав, равных возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности (законодательная база).

Но при этом нельзя снимать ответственность с каждого члена общества, с родителей за судьбу их детей, с различных специализированных медицинских, психологических, педагогических служб и социальных институтов, призванных заниматься обучением и воспитанием детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и, как следствие этого, особые потребности. В данном контексте особую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием новой философии отношения каждого человека к своему здоровью, а также отношения все общественных институтов, членов общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, к их гражданским правам.

Выделенная проблема находятся на пересечении различных отраслей научного знания. Но основная роль в разработке теории и практики организации системы раннего выявления, комплексной помощи и поддержки свободного развития особого ребенка средствами социальных институтов принадлежит специальной (коррекционной) педагогике.

К числу первоочередных задач данной науки относится изучение инновационных направлений создания оптимальных условий для профилактики, ранней диагностики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитании и обучении, в социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями.

Значимость поставленной проблемы усиливается за счет существующих и постоянно возникающих противоречий между:

- необходимостью своевременного выявления таких категорий детей и отсутствием современной службы детской реабилитологии в здравоохранении;

- заявленными законодательно правами граждан на полную реализации своей индивидуальности (Деклараций ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971г.) и «О правах инвалидов» (1975г.)) и реальным состоянием дела в различных сферах жизнедеятельности (образование, труд);

- декларативными заявлениями о необходимости разрешения проблемы нарушения связи таких детей с внешним миром (ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченное общение с природой, недоступности ряда культурных ценностей и т. д.) и реальным результатом социальной политики, стереотипным общественным сознанием, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб и т. д.;

- осознанием необходимости преодоления, минимизации степени дискриминации и отчуждения детей с ОВЗ от образовательных учреждений и их значительной удаленностью от места жительства семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что приводит к разрыву с семьей и к семейной депривации;

- поставленной на государственном уровне задачей, связанной с созданием условий, обеспечивающих успешность воспитания и обучения детей с ОВЗ и адекватной, научно-обоснованной диагностикой и оценкой возможностей данной категории детей, выявления у них особых образовательных потребностей.

между разрабатываемыми и активно внедряемыми положениями, законами об инклюзивном образовании и недостаточной работой в направлении создания специальных (коррекционных) классов в общеобразовательных школах, как одного из эффективных вариантов интегрированного образования, который получил развитие в образовательных учреждениях Московской области;

- существующим положительным практическим опытом работы, который еще не носит глобальный характер, с детьми, имеющими ограничения в здоровье и отсутствием эффективного кадрового обеспечения системы, и в частности, отсутствие учителей – логопедовдефектологов, недостаточное количество педагогов – психологов, а также слабая их профессиональная подготовка;

- необходимостью повышения профессиональной компетентности специалистов для работы с такими категориями детей и отсутствием системы повышения квалификации педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии.

Главное противоречие состоит в том, что специалисты служб и организаций, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, недооценивают потребности родителей в получении полной информации об особенностях воспитания, обучения детей с ОВЗ, считают ее удовлетворенной, а также готовности родителей участвовать в реабилитационных процессах и реальным состоянием ситуации, полный анализ которой показывает, что родители испытывают дефицит информации о возможностях получения коррекционных и реабилитационных услуг и сложности доступа к ней, а также осознают слабость связи между семьей, имеющей особого ребенка, и специалистами, призванными оказывать специализированную помощь детям с ОВЗ. Отчасти это обусловлено позицией самих специалистов, призванных быть источником информации для родителей, но не обладающих ею, не ориентированных на расширение внешней сети и поиск недостающей им в работе информации в других организациях и у смежных специалистов. Не в меньшей степени это связано с реальным недостатком информации и объективным вакуумом служб, которые могли бы стать партнерами центра раннего выявления и помощи, куда при первых признаках нарушения здоровья у ребенка, может обращаться семья с целью квалифицированного обследования такого ребенка и решения узкоспециальных задач.

Все это делает необходимым решение проблем своевременного выявления отклонений в развитии у детей, их реабилитации в форме единой системы предполагающей:

- максимально раннее выявление и диагностику специфики нарушений развития и особых образовательных потребностей;

- устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекции, обучения и реабилитации;

- расширение временных границ специального образования и реабилитации, начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни;

- непрерывность процесса диагностики, обучения и реабилитации и их выход за рамки школьного возраста;

- выделение комплекса специальных диагностических, коррекционно-развивающих задач (не имеющих места в процессе жизнедеятельности нормально развивающегося ребенка того же возраста);

- включение родителей в процесс выявления, коррекцию и реабилитацию детей, а также организацию их целенаправленной подготовки силами специалистов;

- подготовку специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, их родителями.

Исходя из существующих противоречий, нерешенных до настоящего времени проблемы, возникает острая необходимость в разработке концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна базироваться на следующих положениях:

каждый ребенок с ограниченными возможности здоровья является частью и равноправным членом общества, имеет такие же, как и другие потребности, желания, интересы, связанные с самоактуализацией и реализацией имеющегося потенциала в процессе социализации;

- ребенок с ограниченными возможности здоровья так же способен и талантлив, как и его сверстники, но ему необходимы наша помощь и безопасная окружающая среда, предоставляющая ему возможность для познания, общения, проявления активности, творчества и для всестороннего развития;

- ребенок с ограниченными возможности здоровья не пассивный объект социальной помощи и поддержки, а равноправный субъект различных систем отношений;

- государство призвано создать условия, обеспечивающие ребенку с ограниченными возможности здоровья удовлетворение не только его жизненно важных, но и социально значимых потребностей посредством повсеместного создания социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам социализации и индивидуального развития таких детей;

- ребенок с ограниченными возможностями имеет право на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора и, при условии оказания реальной адресной помощи в реализации этих прав со стороны инновационных социальных служб, на построение успешной индивидуальной жизненной стратегии;

- семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет право на получение полной информации о реальном состоянии дел на первых этапах обращения в соответствующие центры и службы, на получение специализированной помощи и поддержки в вопросах воспитания, обучения и реабилитации ребенка и т. д.

Заявленные положения определяют главное назначение концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, ее цели и задачи.

Цель - создание на основе междисциплинарного подхода системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей дифференциацию оказания комплекса реабилитационных мероприятий, разработки индивидуального маршрута сопровождения процесса развития детей с ОВЗ и их семей, содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего ограниченные возможности, защита и представление его интересов в различных сферах жизнедеятельности.

Задачи:

1.  Анализ состояния проблемы в научных источниках для получения полной информации о существующем опыте выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране и за рубежом.

2.  Проектирование теоретической модели, обеспечивающей на основе междисциплинарного подхода вектор деятельности специалистов при решении проблемы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.  Определение принципов деятельности, обеспечивающих эффективность решения проблемы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.  Разработка и создание психодиагностического инструментария, необходимого для своевременного выявления детей с ОВЗ.

5.  Создание системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии ребенка.

6.  Максимально раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии вторичной и третичной природы, позволяющих разработать реабилитационные мероприятия по минимизации ограничений в здоровье, скорригировать уже имеющиеся трудности и.

7.  Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленной реабилитации, обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты.

8. Создание безопасной среды обитания детей и их социальную адаптацию.

9. Определение путей, способов, методов, форм взаимодействия специалистов соответствующих психолого-педагогических и медико-социальных служб и центров поддержки с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

10. Формирование установок на гуманное отношение общества, социальных институтов (дошкольные учреждения, школа, постшкольные образовательные учреждения) к детям с ОВЗ.

11. Подготовка и издание комплекса методических пособий для педагогов, психологов, социальных работников, будущих специалистов и родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

II.  Теоретико-методологические основы изучения проблемы раннего выявления детей с ОВЗ

Подходы:

1.  Интегративный подход. Позволяет интегрировать выводы различных научных исследований, практический опыт работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, для разработки концепции раннего выявления этой категории детей.

2.  Деятельностный подход. Позволяет определить возможности разработки основных направлений психолого-педагогической и социальной диагностической работы по выявлению уровня психофизического, интеллектуального, нравственного развития детей с учетом особенностей их здоровья посредством их включения в доступные формы деятельности.

3.  Субъектный подход. Позволяет определить, что, несмотря на ограниченные возможности здоровья, именно личность ребенка выступает в качестве субъекта жизнедеятельности и разработать алгоритм его взаимодействия с другими субъектами в различных системах отношений.

4.  Аксиологический подход. Позволяет рассматривать человека как высшую ценность общества, изучать психолого-педагогические и социальные условия, обеспечивающих полноценное развития и равенство ребенка с ограниченными возможностями здоровья при взаимодействии с другими детьми.

5.  Комплексный подход.Направлен на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности биологически и социально обусловленных детерминант возникновения и проявления ограничений в здоровье детей и предполагает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус.

Использование перечисленных подходов обусловило применение следующих общеметодологических принципов при разработке проблемы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1.  Научности. Предполагает научно обоснованную организацию системы работы с детьми, имеющими ограничения в здоровье.

2.  Развития. Признает рассмотрение ребенка, его психики в динамике, с учетом особенностей его актуального развития и выявления потенциального для проектирования жизненной стратегии детей с ОВЗ.

3.  Идентичности. Дает возможность проведения эффективной диагностической, профилактической и реабилитационной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

4.  Психологической защиты. Позволяет выявить и проанализировать действие защитных механизмов у детей с ОВЗ, усиливающих их дезадаптацию в социальной среде.

5.  Адаптации. Позволяет выявить и рассмотреть возможности ребенка с ОВЗ выстраивать адекватные социальной ситуации способы взаимодействия в микро - и макросоциуме.

6.  Дифференцированного и индивидуального подхода. Ориентирует на создание благоприятных условий деятельности (игровой, учебной, трудовой), учитывающих особенности каждого ребенка с ОВЗ (уровень когнитивного развития, мотивацию, направленность личности, способности и пр.).

7.  Коррекционно-компенсирующей направленности. Предполагает опору на выявленные здоровые силы ребенка, на использование сохранных анализаторов, функций, систем организма в соответствии со спецификой природного недостатка.

8.  Социально-адаптирующей направленности. Позволяет минимизировать степень «социального выпадения» посредством формирования социальной компетентности и подготовленности ребенка с ОВЗ к самостоятельной жизнедеятельности в социуме.

9.  Педагогического оптимизма. Обеспечивает представление о актуальных и потенциальных возможностях ребенка и возможностях реабилитации детей с ОВЗ, данный принц основывается на гуманистическом мировоззрении, признании права каждого ребенка на включение в существующие формы деятельности – игровая, учебная.

10.  Необходимости специального педагогического руководства. Предполагает особую организацию, содержание, способы управления деятельностью детей с ОВЗ, включающую наличие специальной профессиональной подготовки педагогических кадров, обеспечивающей возможность использования на практике психодиагностических данных и основ коррекционно-компенсирующего преобразования различных психических процессов, функций и удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка.

11.  Психолого-педагогического обеспечения жизнедеятельности личности. Предполагает организацию на основе объективно полученных психодиагностических данных психологической помощи, поддержки и сопровождения ребенка с ОВЗ на всех этапах возрастного развития.

12.  Гуманизма. Предполагает уважение к личности, признание ее индивидуальности, вера в собственные силы и возможности ребенка, опора на его лучшие качества, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к различным мнениям, осознания ответственности перед обществом.

III.  Субъекты Концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья

1.  Дети с ОВЗ.К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

2.Родители детей с ОВЗ. Субъектом совместного взаимодействия со специалистами психолого-педагогических и медико-социальных служб и центров является семья, имеющая детей с ограниченными возможностями здоровья, которой требуются целенаправленная профессиональная помощь и общественное содействие, направленные на обеспечение равного права детей с ОВЗ и взрослых членов таких семей с другими гражданами общества.

При работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, необходимо учитывать следующее:

- в связи с экономическими, социальными, психологическими и другими факторами происходит рост детей с ОВЗ, и в настоящее время в Российской Федерации более 500 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья проживают и воспитываются в условиях семейного окружения;

- дети с ограниченными возможностями здоровья и их семьи относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Доход семей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше;

- большинство детей и молодых людей с ОВЗ находятся в ситуации вынужденной изолированности, семья является единственным институтом социализации, что вызывает существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, а их семьи лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением по месту работы и жительства.

- для успешной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ необходимо продуктивное взаимодействие всех социальных институтов, в орбиту которых попала эта семья, и превращение семьи из объекта социальной работы в её субъект, где главным становится ребёнок с ОВЗ.

3. Представители психолого-педагогических и медико-социальных служб. Субъектами концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья выступают специалисты психолого-педагогических и медико-социальных служб и центров, обеспечивающих профессиональную диагностику, помощь и поддержку на всех этапах личностного развития детей, а также семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Главное назначение деятельности специалистов названных служб – максимально раннее выявление ограничений в здоровье ребенка и разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимизацию факторов риска для здоровья и консультирование родителей по вопросам реабилитации детей с ОВЗ.

4. Педагогии и воспитатели общеобразовательных (при инклюзии) и специализированных учебных заведений. Являясь субъектами концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья педагоги и воспитатели призваны отслеживать уровень психофизиологического, интеллектуального и эмоционального состояния детей, прибывающих в различных социальных институтах (детский сад, школа, внешкольные образовательные учреждения). При наблюдении первых признаков нарушений здоровья обязаны обращаться в соответствующие службы к специалистам с просьбой о проведении научно обоснованного диагностического обследования для выявления и дифференциации отклонений в здоровье и разработке системы мероприятий по их коррекции.

С целью оптимизации деятельности всех специалистов, имеющих непосредственное отношение к решению задачи раннего выявления и минимизации факторов риска здоровья, необходимо осуществлять разработку и реализацию образовательных программ по профессиональной переподготовке, повышению квалификации руководителей, педагогов, воспитателей, работающих в системе общего образования и их подготовка для работы в условиях инклюзивного образования;

Основой деятельности должен стать принцип непрерывности в образовательной деятельности данной группы субъектов концепции раннего выявления детей с ОВЗ и принцип совместности, т. к. руководители образовательных учреждений, педагоги, воспитатели должны не только совершенствовать знания в области специальной педагогики, но и иметь возможность получить индивидуальную консультацию специалистов по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, обменяться опытом. Это делает необходимым создание ресурсных научно-методических центров: диагностики, консультирования, реабилитации, куда могут обращаться не только педагоги, воспитатели, но и родители детей с ОВЗ.

6.  Представители органов власти. Важной составляющей в реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья является включение в совместную деятельность по решению существующих проблем представителей органов власти на различных уровнях.

Представители органов власти как субъекты разрабатываемой концепции призваны обеспечить следующее:

- разработка положений о проведении мероприятий по решению проблемы раннего выявления и оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям на различных уровнях;

- создание мониторинга и учёта детей с ОВЗ;

- издание информационных буклетов для родителей, детей и педагогов, популяризация деятельности в рамках разрабатываемых проектов;

- осуществление контроля за реализацией крупномасштабных международных, федеральных и региональных проектов, связанных с проблемой раннего выявления и оказания помощи детям с ОВЗ и их семьям;

- обобщение на разных уровнях имеющегося положительного опыта в решении заявленной проблемы и реализация функции стимулирования в отношении социальных институтов, центров, служб, отдельных семей по реальным результатам деятельности;

- интеграция всех служб (медицинских, юридических, психолого-педагогических, социальных и т. д.) на разных уровнях с целью активизации деятельности по решению проблемы раннего выявления, профилактики, консультирования и коррекции факторов риска;

- осуществление контроля за финансированием проектов, деятельностью соответствующих служб, а также адресным распределением специализированных услуг детям с ОВЗ и их семьям и пр.

7. Представители общественных организаций. Огромную роль в выявлении и социализации детей с ОВЗ сегодня выполняют представители общественных организаций. Их деятельность как реальных субъектов разрабатываемой концепции заключается не только в выявлении такой категории детей, но и в определении образовательных траекторий в процессе принятия решений по проблемам образования. Заслугой деятельности представителей общественных организаций является инициирование и проведение международных и всероссийских конференций по вопросам интеграции, образования и социальной адаптации детей с отклонениями в развитии, параолимпиады, фестивали творчества детей-инвалидов.

IV.  Правовые основы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья

Правовую основу работы по раннему выявления детей с ограниченными возможностями здоровья составляют нормативные правовые акты, в том числе Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные акты, ведомственные акты Министерства образования и науки нормативного и рекомендательного характера, законы и подзаконные акты субъектов РФ по вопросам воспитания и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; решения Конституционного Суда РФ; материалы судебной практики; материалы общественных правозащитных организаций; материалы, подготовленные в государственных органах по защите прав человека, в том числе Доклады Уполномоченного по правам человека Российской Федерации, Уполномоченного по правам ребенка Северо-кавказского федерального округа; аналитические обзоры по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации, подготовленные Министерством образования и науки РФ, Департаментом социальной защиты населения Ставропольского края и др.

Полномочия субъектов РФ по защите права на получение услуг (диагностическое обследование, реабилитация, образование и пр.) для лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются по следующим основным направлениям:

1) совершенствование правового положения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования, осуществляемое в рамках законов субъектов РФ о защите прав ребенка, региональных целевых программ, направленных на улучшение социально-экономического положения детей (создание системы оказания ранней коррекционной помощи и др.);

2) расширение субъектного состава правоотношений, связанных с реализацией права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья (включение в систему специального образования сектора негосударственных образовательных учреждений и др.);

3) закрепление дополнительных социально-экономических гарантий реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья (финансирование организации бесплатных транспортных услуг детям-инвалидам, предоставление технических средств в безвозмездное пользование для организации дистанционного обучения, компенсация затрат родителей на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях и др.);

4) регулирование вопросов, связанных с организацией образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях и др.);

5) финансово-экономическое обеспечение права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование (повышение оплаты труда педагогов-предметников, обучающих детей с особыми образовательными потребностями и др.);

6) определение механизмов защиты права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование (создание специализированных институтов по защите прав детей в субъектах РФ и др.).

В процессе работы по раннему выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья все субъекты разрабатываемой концепции также обязаны руководствоваться следующими документами:

- Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.01 года);

- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);

- Декларация о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.01 года);

- Декларация о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);

- Конвенция о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.01 года; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 01.01.01 года);

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 01.01.01 года);

- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96);

- Закон Российской Федерации от 01.01.01 года № 000-1 "Об образовании" (в ред. от 01.01.2001 N 313-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.01.01 года "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"(в ред. от 01.01.2001 N 122-ФЗ);

- Федеральный закон от 01.01.01 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.01.01 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 01.01.01 г.); - Федеральный закон от 01.01.01 года "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 г. № 000 - ФЗ);

- Федеральный закон от 01.01.01 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 01.01.2001), определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной поддержки детей с ОВЗ и их семей;

- Закон о федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов (приказ Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 2356);

- Закон Ставропольского края от 01.01.01 г. N 7-кз "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур";

- Краевая целевая программа "Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на годы", утвержденная постановлением Губернатора Ставропольского края от 9 февраля 2007 г. N 54;

- Краевая целевая программа "Реабилитация инвалидов в Ставропольском крае на 2годы" , утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 01.01.01 г. N 250-п;

- Конвенция ООН «О правах инвалидов» (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, 2008 г.), обеспечивающей детям с ОВЗ возможность включения в инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека;

- Закон о федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов см. приказ Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 2356;

- Письмо Министерства образования и науки российской федерации от 01.01.01 г. № АФ-150/06 " О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» и т. д.

V.  Содержание и направления деятельности по реализации целей Концепции

5.1.  Содержание развития системы раннего выявления детей с ОВЗ.

В процессе создания и развития системы раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве основных должны осуществляться следующие мероприятия:

1. Подбор и разработка психодиагностического инструментария, обеспечивающего измерение критериальных показателей состояния здоровья детей.

2.Обязательное психолого-педагогическое и медицинское обследование детей в различных социальных институтах с целью раннего выявления изменений в состоянии их здоровья.

3.Стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

4. Финансирование специализированных учреждений, призванных заботиться о развитии детей с ОВЗ, позволяющее обеспечить такие учреждения необходимым диагностическим инструментарием, средствами психолого-педагогической коррекции.

5. Обобщение и распространение имеющего в стране опыта в работе с детьми, имеющими ограничения в здоровье.

6. Создание специальных психологических служб и организация постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.

7. Повышение качества подготовки специалистов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обеспечивающее необходимы уровень профессионализма в области диагностики и коррекции первичных признаков отклонений в здоровье детей.

8. Создание служб раннего выявления и помощи семье с проблемным ребенком.

9. Ориентация деятельности всех специализированных образовательных учреждений на принципы сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.

5.2. Научно-методическое обеспечение создаваемой системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям в системе образования и здравоохранения реализуется в следующих направлениях:

- совершенствование психолого-педагогических технологий комплексной диагностики;

- адресность оказываемой помощи семье и ребенку с отклонениями в развитии;

- совершенствование реабилитационных технологий помощи детям-инвалидам и детям с хроническими заболеваниями;

- разработка современного медицинского и психолого-педагогического диагностического инструментария за счет расширения спектра скрининговых диагностических тестов, создания карт факторов риска, методов диагностики развития и дифференциальной диагностики;

- оптимизация коррекционной работы за счет создания технологий междисциплинарного взаимодействия специалистов;

- получение новых данных об особых образовательных потребностях детей группы риска и детей с выявленными отклонениями в развитии;

- изучение механизмов формирования различных вариантов отклоняющегося развития на ранних этапах онтогенеза;

- создание новых технологий диагностики развития и отклоняющегося развития;

- создание на основе проведенной диагностики новых технологий психологической помощи семье проблемного ребенка;

- разработка и внедрение современных диагностических и информационных технологий по проблемам психологии материнства, становления детско-родительских отношений, профилактики кризисных ситуаций в семье;

- подготовка на основе диагностических данных образовательных программ, информационно-справочных материалов, проведение семинаров и конференций в сети Интернет для населения по проблемам, связанных с помощью детям с отклонениями в развитии и их семьями, по проблемам реабилитации детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями.

Исходя из основного назначения концепции - раннее выявление детей с ОВЗ, правомерно определить в качестве центрального направления деятельности по ее реализации - диагностическое направление.

5.3. Роль ранней диагностики в предупреждении возникновения проблем в здоровье детей.

Диагностикой на основе анализа факторов риска для здоровья активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе службы ранней помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Стремление дефектологов (С. Д. Забрамная, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, Ж. И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л. С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития.

В основе всей диагностической работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л. С. Выгодским, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность диагностирования детей раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Но практика показывает, что в ранние периоды развития лишь небольшое количество детей проходят полное диагностическое обследование на предмет выявления факторов риска для здоровья, еще более актуальной становится эта проблема в тех случаях, когда речь идет о детях с различными недостатками в развитии. Следствием этого является то, что лишь в единичных случаях такие дети получают необходимую специальную и психолого-педагогическую помощь.

В рамках реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации:

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей с ОВЗ;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

При реализации целей и задач диагностического направления необходимо учитывать существующий опыт такой деятельности. Так необходимо признать, что одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования России является стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе создания в них специальной психологической службы и организации постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка, в рамках которого осуществлялись задачи, связанные с психодиагностическим исследованием детей, имеющих проблемы в развитии.

Традиционно существовали психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Хотя в работе комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность во времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, отсутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет велись поиски путей, дополняющих работу психолого-медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики и помощи.

Исходя из существующего опыта и анализа ошибок, имеющих место в этом опыте, в данной концепции внимание акцентируется на диагностике факторов риска для здоровья ребенка.

Диагностикой на основе анализа факторов риска активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе служб медико-психолого-педагогической помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем.

Основой такого подхода является положение ведущих дефектологов (С. Д. Забрамная, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, Ж. И. Шиф и др.) о необходимости учета и принятия того, что изучение детей должно быть максимально объективным. Кроме этого необходимо учитывать ряд методических разработок отечественных ученых (Е. М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л. С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. Это еще раз подчеркивает единство связи своевременной психодиагностической и коррекционной работы.

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что знание о наиболее существенных причинах, по которым возникают проблемы в развитии ребенка, позволяют в полной мере оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями, дают возможность определить основное направление и содержание реабилитационной работы с такими категориями детей, с их семьями.

Все это раз подчеркивает актуальность заявленной проблемы, необходимость решения проблемы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей и определяет возможность создания для этого единой системы, работающей на федеральном уровне и предполагающей:

- максимально раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребенка;

- устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребенка и началом целенаправленного обучения;

- расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни; верхняя граница - вся жизнь;

- непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и даже раннем возрасте;

- выделение комплекса специальных коррекционно-развивающих задач (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);

- построение системы необходимых «обходных путей» обучения, использование специфических методов, приемов, средств обучения;

- использовать более дифференцированное, пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;

- значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды – обязательное включение родителей в коррекционный и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.

Многие из перечисленных выше аспектов уже получили определенное развитие в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. Сегодня важнейшей задачей совершенствования специального образования, преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена (нового структурного элемента, нового базиса) - системы раннего выявления и ранней комплексной медико-психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии ребенка, которая должна быть неотъемлемой частью специального образования. И здесь важно определить основные задачи раннего выявления и диагностики нарушений в здоровье детей.

Основными задачами раннего выявления нарушений в здоровье детей являются:

- своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

Основным содержанием диагностической работы является:

- своевременное выявление детей группы риска по эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной помощи;

- ранняя диагностика отклонений в эмоциональном развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

- дифференцированное изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей ребёнка;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка с целью определения их влияния на эмоциональное развитие ребёнка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой эмоционального развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей;

- изучение потребностей и запросов родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание диагностической работы значительно расширяется, если речь идет о детях с ОВЗ школьного возраста. И здесь большое значение придается психолого-медико-педагогическому обследованию детей.

5.4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-медико-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Иначе говоря, для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

- определить оптимальный педагогический маршрут;

- обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ, начиная с дошкольного учреждения;

- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- определить условия воспитания и обучения ребенка;

- консультировать родителей ребенка.

При этом одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

В данной концепции правомерно рассмотреть следующие критерии и диагностируемы показатели у детей с ограниченными возможностями здоровья (таблица 1).

Критерии и диагностические показатели и уровни социального развития детей с ОВЗ

Критерии

Показатели

Уровни

1.

Личностно-смысловой

- осознание своей индивидуальности;

- представление о «Я-образе»;

- наличие положительных жизненных планов

Высокий

Средний

Низкий

2.

Когнитивный

- знания о путях, способах и методах общения в социальных ситуация взаимодействия; представление об уровне сформированности социальной компетентности; уровень развития полезных знаний, умений, навыков, связанных с укреплением здоровья;

- разнообразие и глубина познавательных интересов

Высокий

Средний

Низкий

2.

Мотивационный

- восприимчивость к ассоциальному влиянию;

- самокритичность, наличие навыков самоанализа;

- адекватное отношение к педагогическим воздействиям

Высокий

Средний

Низкий

3.

Поведенческий

- внешняя культура поведения;

- преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения;

- способность в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки других

Высокий

Средний

Низкий

4.

Эмоциональный

- окрашенность оценки других субъектов взаимодействия;

- уровень социальной тревожности;

- уровень сформированности самоконтроля, саморегуляции;

- способность к сопереживанию, эмпатия

Высокий

Средний

Низкий

VI.  Пути и способы реализации Концепции

Важнейшим механизмом и способом обеспечения функционирования Концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья является придание ей межведомственного, а затем государственного статуса.

1. Разработка единой системы выявления факторов риска для здоровья детей и обследования детей с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться на основе принципов психодиагностического обследования: ответственности, объективности, научности и т. д.

2. Создание на основе объективного знания о факторах риска для здоровья, основных показателях и классификации заболеваний, следствием которых является инвалидность, банка психодиагностических данных, которые можно рекомендовать к использованию специалистам различных медицинских и психолого-педагогическим службам.

3. Интеграция всех медицинских, социальных, психолого-педагогических служб, ведомств, имеющих непосредственное отношение к проблеме развития детей с ограниченными возможностями здоровья, должна основываться на принципе ответственного отношения к осуществляемой деятельности и на основании этического и профессионального кодекса.

4. Интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в региональное образовательное пространство необходимо осуществлять с учетом, как образовательных потребностей, так и путем адаптации образовательных учреждений к индивидуально-типологическим особенностям различных категорий детей.

5. Проведение ежегодного межведомственного мониторинга, обеспечивающего постоянное отслеживание потребностей в образовании детей с ОВЗ, а также для оценки качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.

На основе выявленных показателей, характеризующих отклонения в состоянии здоровья детей, дифференциации этих показателей, в сферах общего и профессионального образования детей с ОВЗ можно рекомендовать следующее:

- разработка программ довузовской подготовки абитуриентов с ОВЗ (в том числе и по адаптации таких людей к студенческой среде);

- разработка системы реабилитационных, социально-психологических услуг, сопровождающих школьников и студентов с ОВЗ на всем пути обучения;

- организация курсов переподготовки и повышения квалификации для учителей, профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений по овладению специальными технологиями обучения школьников студентов с ОВЗ;

- организация консультационной работы с семьями школьников, абитуриентов, студентов по организации учебного процесса, позволяющего добиться наибольшей результативности;

- привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения школьников и студентов, с целью разработки и реализации образовательных проектов;

- разработку программ обеспечения доступности физической среды образовательных учреждений;

- подготовку проектов необходимых изменений в законодательной базе сферы образования;

- привлечение спонсоров для поддержки образовательных программ и создания условий для обучения детей с ОВЗ.

VII.  Анализ трудностей, возникающих в процессе создания и реализации концепции раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработка и реализация концепции раннего выявления детей с ОВЗ обуславливается необходимостью оказания на основе выявленных факторов риска ранней помощью детям, имеющим отклонения в здоровье, и их семьям. Поэтому так важно разработать и внедрить в практическую сферу жизни основные идеи разрабатываемой концепции.

Несмотря на актуальность заявленной проблемы, необходимо прогнозировать препятствия и трудности, возникающие на этапе реализации концептуальных идей.

1. Отсутствие четких критериев и единой базы психодиагностических данных для их выявления применительно к детям с ОВЗ.

2. Отсутствие тесных межведомственных связей между различными службами и центрами, осуществляющих выявление, мониторинг и сопровождение детей с ОВЗ.

3. Отсутствие системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии ребенка с ОВЗ.

4. Недостаточное финансирование проектов по созданию психодиагностического инструментария и раннему выявлению детей с ОВЗ.

5. Отсутствие тесной связи между выявлением и последующей организацией реабилитационной работой в соответствующих учреждениях.

6. Отсутствие дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида (удовлетворяются только на 75 процентов), в которых можно провести диагностику с последующей дифференциацией отклонений в здоровье. В ряде территорий восточной зоны края вообще нет специальных групп для детей с отклонениями в развитии.

7. Проблемы с получением доступного общего и профессионального образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и с их дальнейшим трудоустройством.

8. Односторонность в работе со стороны педагога и психолога. Работа психолога в специальных учреждениях сводится в настоящее время в основном к диагностической деятельности, которая не имеет тесной связи с последующей коррекцией.

9. Недостаточный уровень подготовки специалистов, призванных осуществлять психодиагностическое обследование детей с ОВЗ и активное междисциплинарной взаимодействие.

10. Отсутствие специальных условий, как материально - технических, так и кадровых.

11. Отсутствие системы преемственности дошкольного, школьного и послешкольного специального образования в части оказания психодиагностических и коррекционных услуг детям с ОВЗ.

12. Отсутствие четко налаженной системы психодиагностического обследования и организации последующего полого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

13. Ограниченные возможности специалистов педагогического профиля в данной области, что подразумевает делегирование семьи в партнерские организации.

VIII.  Планируемые результаты:

Разработка базовой концепции единой системы раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии позволит:

- создать единую базу психодиагностического инструментария, доступного для специалистов соответствующего профиля;

- создать экспериментальные площадки для ранней диагностики детей с ОВЗ.

- разработать рекомендации для организации модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повысить на основе полученных данных степень доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создать в образовательных учреждениях безбарьерную среду, обеспечивающую на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его заболевания, построение конструктивного взаимодействия с другими субъектами;

- разработать систему подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации педагогов образовательных учреждений в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ;

- увеличить долю выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, для своевременного оказания специализированной помощи;

- привлечь родителей для совместной деятельности в решении проблемы раннего выявления детей с ОВЗ;

- уменьшить количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому;

- сформировать положительные установки, более гуманное отношение общества к детям с ОВЗ;

- обеспечить успешную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию;

- повысить нравственный эффект образования;

- повысить на основе полученных диагностических данных качество образовательного процесса путем использования технологий индивидуально-дифференцированного обучения.

Для достижения поставленных целей и реализации заявленной идеи необходимо создать межведомственное взаимодействие, позволяющее на профессиональном уровне скоординировать действия всех заинтересованных служб и ведомств в решении проблем раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, что позволит проводить комплексную реабилитацию этих детей.

IX. Срок реализации проекта.

Предполагается, что реализация проекта рассчитана на 2 года и может быть организована в рамках следующих этапов:

1 этап – г. г. – подготовительный этап. Этот этап работы связан с теоретическим обоснованием и разработкой основных положений концепции раннего выявления детей с ОВЗ.

1 этап – г. г. - констатирующий этап, включает в себя исследование состояние проблемы в регионе.

3 этап – 2013г. – заключительный этап – анализ результатов проведенного исследования, обработка полученных данных, выводы по изучаемой проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"

Педсовет "Игра как приоритетное развитие дошкольников" (фрагмент педсовета - игра "Что? Где? Когда?"...

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")

Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Педсовет "Экологическое воспитание дошкольников" Сценарий педсовета

Педсовет №2"Экологическое воспитание дошкольников"Сценарий педсовета...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Выступление на педсовете МБДОУ Доклад. Педсовет №3 от 19.01.2023 года

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у дете...