Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ
методическая разработка

Скитикова Татьяна Александровна

                 Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ

 

         Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

 

         Современное образование станет продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого  педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создать такие условия, в которых ребенок научится сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности. Другими словами, удовлетворить свою потребность к самореализации, проявлению своей деятельной натуры. И только тогда мы сможем воспитать эмоционально-отзывчивого, физически развитого, активного, любознательного и общительного ребёнка в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными современным дошкольным образованием.

 

         ФГТ акцентируют внимание на активизацию инновационных аспектов деятельности дошкольников посредством использования педагогами информационно-коммуникационных технологий. Так, в приказе Министерства образования и науки РФ № 2151от 20.07.2011 года «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указаны требования к активному использованию педагогами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

         И действительно, использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

 

         В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ в ДОУ осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и в индивидуальной работе.

 

         Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, то есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у детей к учебному процессу.

 

        Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» - основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения,  улучшает результат образования и помогает решить ряд задач:

-    сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-    существенно расширить  ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

-    обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;

-    активизировать   творческий   потенциал   ребёнка,   способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

 

        И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением.

 

        Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр. Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности. Так, в разделе  «Слушание музыки»  используются  мультимедийные презентации. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в программе  Power Point в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» - основной общеобразовательной программы.

         Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника.

 

         Используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое. При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.

         С целью эффективного методического сопровождения интегрированных форм развивающей непосредственно образовательной музыкальной деятельности разработана и активно используется в практической деятельности серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки». 

         Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» разработана в соответствии с ФГТ, опираясь на Рекомендации по созданию учебной продукции по дошкольному образованию (Письмо Министерства образования РФ № 680/23–16 от 05.07.2001 г.), с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

          Данные мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» - основной общеобразовательной программы. Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Слушание» НОД.

         Серия «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты», «В мире марша», «Струнные инструменты», «Разные виды оркестров», «Семь нот», «Где живут звуки?».

         Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

 

        Для осуществления деятельности по использованию ИКТ в системе дошкольного музыкального образования существует большое количество компьютерных программ, вот некоторые из них:

 

ProShow Product (программа для создания видео);

Pinnacle Studio  (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);

Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);

Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);

Nero StartSmart (программа записи на электронный носитель);

Sony Sound Forge (звуковой редактор аудио файлов)

        

        Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

 

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_dou.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 Использование компьютерных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОУ

         Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются от своих сверстников последних десятилетий. И не потому, что изменилась природа самого ребенка, принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

         Современное образование станет продуктивным только тогда, когда в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого  педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создать такие условия, в которых ребенок научится сотрудничать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение и творческие способности. Другими словами, удовлетворить свою потребность к самореализации, проявлению своей деятельной натуры. И только тогда мы сможем воспитать эмоционально-отзывчивого, физически развитого, активного, любознательного и общительного ребёнка в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными современным дошкольным образованием.

         ФГТ акцентируют внимание на активизацию инновационных аспектов деятельности дошкольников посредством использования педагогами информационно-коммуникационных технологий. Так, в приказе Министерства образования и науки РФ № 2151от 20.07.2011 года «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» указаны требования к активному использованию педагогами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

         И действительно, использование информационно-коммуникационных технологий, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

         В практике работы музыкального руководителя использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ в ДОУ осуществляется в непосредственно образовательной музыкальной деятельности и в индивидуальной работе.

         Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, то есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у детей к учебному процессу.

        Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Музыка» - основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения,  улучшает результат образования и помогает решить ряд задач:

-    сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

-    существенно расширить  ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

-    обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;

-    активизировать   творческий   потенциал   ребёнка,   способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.

        И действительно, в образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности, разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия, презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением.

        Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр. Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности. Так, в разделе  «Слушание музыки»  используются  мультимедийные презентации. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в программе  Power Point в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» - основной общеобразовательной программы.

         Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника.

         Используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое. При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.

         С целью эффективного методического сопровождения интегрированных форм развивающей непосредственно образовательной музыкальной деятельности разработана и активно используется в практической деятельности серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки». 

         Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» разработана в соответствии с ФГТ, опираясь на Рекомендации по созданию учебной продукции по дошкольному образованию (Письмо Министерства образования РФ № 680/23–16 от 05.07.2001 г.), с учётом принципов комплектности, вариативности, преемственности дошкольного и начального общего образования, обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

          Данные мультимедийные пособия разработаны и эффективно используются в практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Музыка» - основной общеобразовательной программы. Пособия носят вспомогательный характер и являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения в разделе «Слушание» НОД.

         Серия «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты», «В мире марша», «Струнные инструменты», «Разные виды оркестров», «Семь нот», «Где живут звуки?».

         Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

        Для осуществления деятельности по использованию ИКТ в системе дошкольного музыкального образования существует большое количество компьютерных программ, вот некоторые из них:

ProShow Product (программа для создания видео);

Pinnacle Studio  (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);

Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);

Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);

Nero StartSmart (программа записи на электронный носитель);

Sony Sound Forge (звуковой редактор аудио файлов)

         

        Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в организации деятельности музыкального руководителя ДОУ

Материал разработан для родителей детей дошкольного возраста. Опыт работы показывает, что применение информационных   технологий   на занятиях   музыки   в системе образования реал...

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ВНЁС ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Введение ФГОС ДО образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является насущной потребностью сегодняшнего дня, составной частью дошкольного образования и музыкально-эстетического разв...

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

"Использование ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ"

Новые информационно – коммуникационные технологии дают толчок развитию новых форм и содержание традиционных видов детской деятельности: этот тезис подтверждается всем ходом работ, объединён...

Презентация "Рассказ о нас" Тема: "Современные компьютерные технологии в образовательном процессе музыкального руководителя"

Работа музыкального руководителя в ДОУ на современном этапе наполняется новым содержанием - растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, готового к активному поиску. Новые подход...

Использование ИКТ – технологий в педагогической деятельности музыкального руководителя Олейниченко Анны Евгеньевны

Использование ИКТ – технологий в педагогической деятельности музыкального руководителяВ начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития- ученые и политики, предприниматели и пе...