Достижения периода раннего детства
методическая разработка
Достижения периода раннего детства
Ученые считают, что ранний возраст является самоценным возрастным этапом. Не следует рассматривать его как подготовку к дошкольному детству.
Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.
Третий год существования ребенка особо насыщенный период во всех отношениях.
В возрасте с 2 до 3 лет: рост замедляется, тело малыша становится более пропорциональным и появляется стройность «пупсика», которая придает особое очарование детям этого возраста.
В организме ребенка происходят серьёзные изменения:
- Продолжает развиваться лимфоидная ткань, ответственная за невосприимчивость организма к различным инфекциям;
- Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего малыш становится физически более выносливым;
- Повышается работоспособность нервной системы;
- Прогрессирует физическое развитие:
- дети овладевают ходьбой и бегом: становится больше длина шага, они могут менять ритм ходьбы, направление, по сигналу останавливаться, затем возобновлять движение, ускорять ходьбу, переходить к бегу;
- активизируется умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные умения к овладению замаха;
- совершенствуется ползание и лазанье, движения рук и многие другие функции.
Самое важное приобретение: осознание ребенка себя как личности, а проявление личности – борьба за самостоятельность.
Речь – мощное универсальное средство общения (из слушающего ребенок превращается в говорящего и общающегося, учится вместе со взрослым жить в этом мире)
Малыш уже менее зависим от взрослого: он ходит, одевается, раздевается, умывается и т.п. Повышается его самооценка и как только ребенок осознает это, он начинает отстаивать свои права доступными ему средствами – «кризис 3 лет»
Симптомы кризиса «семизвездие симптомов»:
- Проявление негативизма и желание отрицать всё, что говорит взрослый, или сделать всё наоборот;
- упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;
- строптивость, выражающаяся в постоянном недовольстве тем, что предлагает взрослый;
- своеволие: ребенок все хочет делать сам и только так, как он считает нужным;
- бунтарство: малыш постоянно ссорится с окружающими, ведет себя агрессивно;
- обесценивание личности родителей, родных и близких (бранится, плюется, бьет, щиплет и т.п.)
- деспотизм по отношению к близким людям.
Период с 2 до 3 лет отличается от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований, фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.
- Любознательность, которая появляется (или не появляется) в раннем детстве, является жизнеутверждающим качеством человека. Благодаря Л. формируется интерес к познанию окружающей действительности, к овладению знаниями («хочу всё знать!»). Стремление к познанию может сохранится на долгие годы, до глубокой старости, и сделать человека счастливым, а его жизнь яркой и интересной.
- Доверие к миру начинает складываться (или не складываться) в раннем детстве и во многом определяет будущий характер человека, успешность его в профессиональной деятельности, даже в какой-то мере состояние здоровья. Такому человеку легче жить, чем тем, кто не испытывает доверия к миру и людям. Устойчивое чувство настороженности и тревоги приводит к различного рода заболеваниям.
- Уверенность в себе формируется (или не формируется) у ребенка в раннем детстве в процессе общения со взрослыми и в предметной деятельности. Появление и становление этого личностного качества не требует от взрослых особых усилий, но если им удается подарить малышу ощущение уверенности в себе, то можно считать, что он получил один из самых дорогих подарков в жизни. И наоборот, неуверенному в себе ребенку трудно общаться с воспитателем и сверстниками, что отрицательно сказывается на его личностном развитии.
- Целенаправленность, или целенаправленная деятельность, является особым приобретение раннего возраста. Появление (или не появление) у ребенка способности ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результата весьма значимо для него. Именно от целенаправленности зависит, станет человек хотя бы отчасти созидателем или будет только потребителем. Желание и умение созидать – одно из предпосылок стремления человека к повышению собственного источника интеллектуальной, учебной и трудовой активности.
- Настойчивость, под которой психологи понимают качество личности, заключающиеся в умении добиваться поставленной цели, не смешивать с упрямством, которое доставляет взрослым немало неприятностей. Сформированная в раннем детстве Н. помогает ребенку в дальнейшей жизни не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий и доводить начатое до конца, самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи.
- Творческое воображение впервые проявляется (или не проявляется) в раннем детстве. Зачастую от наличия или отсутствия этого качества зависит вся последующая жизнь. Самостоятельное создание образа в соответствии с собственным замыслом – это сложное новообразование, которое требует от взрослых особых усилий при руководстве игровой и изобразительной деятельностью детей.
Учёные справедливо считают, что ранний возраст нельзя рассматривать только как период физического развития и физиологического созревания и ограничиваться уходом и присмотром за малышом. Необходимо в полной мере развивать потенциальные способности каждого ребенка.
Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах
Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, т.е. нет навыков взаимодействия друг с другом.
Возникающие конфликты необходимо разрешать мягко, без окриков и насилия, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на др.виды деятельности:
- отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;
- организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
- помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.
В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:
- Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);
- Не унижать ребенка («Жадина», «Злюка»);
- Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;
- Использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказывать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай её вот так пожалеем»);
- Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю, Галя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»)
- Запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;
- Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям придти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с 3-хлетними детьми заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Несколько советов:
- Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
- Не оценивать личность ребенка отрицательно, это больно ранит его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;
- В случае неудачи подбодрить, внушить уверенность в своих силах («Ты так много уже умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»)
- Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
- Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
- Чаще давать право самому выбирать, что именно и как он будет делать;
- Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать и выразить словами состояние.
Игровые приемы для обогащения игрового опыта детей:
- Поддержка игровой инициативы ребенка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, Светочка, как хорошо ты кормишь дочку! Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Т.о.взрослый помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно;
- Увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, зверушками – это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
- Расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной;
- Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интереснее. Представляя в игре житейские ситуации, ребенок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей. Реализация сюжетов требует привлечения новых атрибутов, предметов, подражания действиям взрослых;
- Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые нужно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем её на тарелочку; кормим ложечкой куклу Машу, вкусная каша, поела Маша. Теперь будем ее укладывать спать.
- Введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает более творческой. Воспитатель помогает превратить камешки в пирожки, палочки – в градусник, носовой платочек – в одеяльце. Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно косвенно стимулировать игровых действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Достижения периода раннего детства
Ученые считают, что ранний возраст является самоценным возрастным этапом. Не следует рассматривать его как подготовку к дошкольному детству.
Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни человека.
Третий год существования ребенка особо насыщенный период во всех отношениях.
В возрасте с 2 до 3 лет: рост замедляется, тело малыша становится более пропорциональным и появляется стройность «пупсика», которая придает особое очарование детям этого возраста.
В организме ребенка происходят серьёзные изменения:
- Продолжает развиваться лимфоидная ткань, ответственная за невосприимчивость организма к различным инфекциям;
- Совершенствуется деятельность всех органов, вследствие чего малыш становится физически более выносливым;
- Повышается работоспособность нервной системы;
- Прогрессирует физическое развитие:
- дети овладевают ходьбой и бегом: становится больше длина шага, они могут менять ритм ходьбы, направление, по сигналу останавливаться, затем возобновлять движение, ускорять ходьбу, переходить к бегу;
- активизируется умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные умения к овладению замаха;
- совершенствуется ползание и лазанье, движения рук и многие другие функции.
Самое важное приобретение: осознание ребенка себя как личности, а проявление личности – борьба за самостоятельность.
Речь – мощное универсальное средство общения (из слушающего ребенок превращается в говорящего и общающегося, учится вместе со взрослым жить в этом мире)
Малыш уже менее зависим от взрослого: он ходит, одевается, раздевается, умывается и т.п. Повышается его самооценка и как только ребенок осознает это, он начинает отстаивать свои права доступными ему средствами – «кризис 3 лет»
Симптомы кризиса «семизвездие симптомов»:
- Проявление негативизма и желание отрицать всё, что говорит взрослый, или сделать всё наоборот;
- упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел;
- строптивость, выражающаяся в постоянном недовольстве тем, что предлагает взрослый;
- своеволие: ребенок все хочет делать сам и только так, как он считает нужным;
- бунтарство: малыш постоянно ссорится с окружающими, ведет себя агрессивно;
- обесценивание личности родителей, родных и близких (бранится, плюется, бьет, щиплет и т.п.)
- деспотизм по отношению к близким людям.
Период с 2 до 3 лет отличается от последующих возрастов числом и значимостью возникающих психических новообразований, фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств.
- Любознательность, которая появляется (или не появляется) в раннем детстве, является жизнеутверждающим качеством человека. Благодаря Л. формируется интерес к познанию окружающей действительности, к овладению знаниями («хочу всё знать!»). Стремление к познанию может сохранится на долгие годы, до глубокой старости, и сделать человека счастливым, а его жизнь яркой и интересной.
- Доверие к миру начинает складываться (или не складываться) в раннем детстве и во многом определяет будущий характер человека, успешность его в профессиональной деятельности, даже в какой-то мере состояние здоровья. Такому человеку легче жить, чем тем, кто не испытывает доверия к миру и людям. Устойчивое чувство настороженности и тревоги приводит к различного рода заболеваниям.
- Уверенность в себе формируется (или не формируется) у ребенка в раннем детстве в процессе общения со взрослыми и в предметной деятельности. Появление и становление этого личностного качества не требует от взрослых особых усилий, но если им удается подарить малышу ощущение уверенности в себе, то можно считать, что он получил один из самых дорогих подарков в жизни. И наоборот, неуверенному в себе ребенку трудно общаться с воспитателем и сверстниками, что отрицательно сказывается на его личностном развитии.
- Целенаправленность, или целенаправленная деятельность, является особым приобретение раннего возраста. Появление (или не появление) у ребенка способности ставить цели, определять пути их достижения и добиваться результата весьма значимо для него. Именно от целенаправленности зависит, станет человек хотя бы отчасти созидателем или будет только потребителем. Желание и умение созидать – одно из предпосылок стремления человека к повышению собственного источника интеллектуальной, учебной и трудовой активности.
- Настойчивость, под которой психологи понимают качество личности, заключающиеся в умении добиваться поставленной цели, не смешивать с упрямством, которое доставляет взрослым немало неприятностей. Сформированная в раннем детстве Н. помогает ребенку в дальнейшей жизни не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий и доводить начатое до конца, самостоятельно ставить и разрешать объективно значимые задачи.
- Творческое воображение впервые проявляется (или не проявляется) в раннем детстве. Зачастую от наличия или отсутствия этого качества зависит вся последующая жизнь. Самостоятельное создание образа в соответствии с собственным замыслом – это сложное новообразование, которое требует от взрослых особых усилий при руководстве игровой и изобразительной деятельностью детей.
Учёные справедливо считают, что ранний возраст нельзя рассматривать только как период физического развития и физиологического созревания и ограничиваться уходом и присмотром за малышом. Необходимо в полной мере развивать потенциальные способности каждого ребенка.
Взаимодействие взрослого с детьми в течение дня в разных режимных моментах
Первые сознательные контакты между детьми часто осложняются тем, что они не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, т.е. нет навыков взаимодействия друг с другом.
Возникающие конфликты необходимо разрешать мягко, без окриков и насилия, предлагая позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на др.виды деятельности:
- отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересными занятиями или предложить ему такую же игрушку;
- организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;
- помочь детям установить очередность в игре с такой игрушкой.
В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:
- Избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию («Отдай куклу», «Не обижай Олю», «Играйте вместе»);
- Не унижать ребенка («Жадина», «Злюка»);
- Применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного малыша и меры воздействия на более сильного и агрессивного;
- Использовать косвенные приемы, побуждающие ребенка высказывать свои переживания и желания («Ты хочешь сказать, что тебе жалко Катю? Давай её вот так пожалеем»);
- Тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться («Я думаю, Галя расстроена. Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»)
- Запрещать что-либо лишь после того, как будут исчерпаны другие способы разрешения конфликта;
- Запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям придти к соглашению («Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
Основная стратегия поведения взрослых при взаимодействии с 3-хлетними детьми заключается в том, чтобы сохранить и обеспечить общее положительное отношение ребенка к самому себе. Несколько советов:
- Если малыш с чем-то не справляется, поддержать его желание добиться результата;
- Не оценивать личность ребенка отрицательно, это больно ранит его самолюбие, постоянные упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе, гасят любознательность;
- В случае неудачи подбодрить, внушить уверенность в своих силах («Ты так много уже умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»)
- Не сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей;
- Не вступать в споры с ребенком, когда он упрямится, противопоставляет себя окружающим, нужно помочь ему справиться с самим собой;
- Чаще давать право самому выбирать, что именно и как он будет делать;
- Воспитывать у себя (взрослого) эмпатию: пытаться принимать точку зрения ребенка, почувствовать и выразить словами состояние.
Игровые приемы для обогащения игрового опыта детей:
- Поддержка игровой инициативы ребенка: воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, Светочка, как хорошо ты кормишь дочку! Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Т.о.взрослый помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно;
- Увеличение числа персонажей игры, поощрение речевого общения с ними. Чаще всего дети повторяют игровые действия только с теми игрушками, с которыми играл взрослый. Поэтому необходимо стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, зверушками – это разнообразит игровые действия, пополняет возможности игры;
- Расширение круга игровых предметов и действий. Наводящими вопросами и предложениями воспитатель стимулирует малыша к поиску новых игрушек. С их помощью углубляются представления ребенка об окружающем мире и действиях персонажей, игра становится более содержательной и увлекательной;
- Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также способствует усложнению игры, делает ее интереснее. Представляя в игре житейские ситуации, ребенок выполняет более сложные роли, отображает разнообразные взаимоотношения игровых персонажей. Реализация сюжетов требует привлечения новых атрибутов, предметов, подражания действиям взрослых;
- Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, ребенку надо показать игровую ситуацию целиком, в которой все действия взаимосвязаны, персонажи вступают в разные взаимоотношения. Ему становятся понятны последовательные игровые действия, которые нужно сопровождать словесными рассуждениями: варим кашу, накладываем её на тарелочку; кормим ложечкой куклу Машу, вкусная каша, поела Маша. Теперь будем ее укладывать спать.
- Введение в игру предметов-заместителей. Это расширяет ее содержание, делает более творческой. Воспитатель помогает превратить камешки в пирожки, палочки – в градусник, носовой платочек – в одеяльце. Постепенно ребенок начинает самостоятельно пользоваться замещениями. Взрослому бывает достаточно косвенно стимулировать игровых действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Закономерности периода раннего детства".
Тема: «Закономерности периода раннего детства» «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995г.) обязывает дошкольные учре...
Роль отца в развитии ребенка период раннего детства.
Во все времена, во всех культурах роль папы в охране здоровья и развитии ребенка в воспитании малыша раннего возраста оценивалась в лучшем случае как второстепенная. Мужчина...
Особенности периода раннего детства и его значение в овладении речью
Статья содержит анализ литературы по проблемам речевого развития детей раннего возраста. Рассмотрены периоды лексического развития ребенка. Дан список литературы по данной теме....
Особенности периода раннего детства и его значение.
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человекупсихофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильноосуществляемое воспитание детей раннего возраста являе...
Консультация для родителей "Особенности периода раннего детства и его значение"
Консультация для родителей "Особенности периода раннего детства и его значение"...
Особенности развития ребенка в период раннего детства
Чтобы трудиться в современном мире, нужно многому научиться, на что требуется порядка двадцати лет. Но всѐ, чего достигает человек в своем развитии за эти два десятка лет, оказывается равносильным его...
РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА.
РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА...