Выступление на педагогическом совете с использованием ИКТ на тему: «Значение экологической тропы в воспитании любви к природе»
консультация
В выступлении описаны остановки экологической тропы,и способы ее использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_znachenie_ekolog_tropy.docx | 29.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Выступление
на педагогическом совете (с использованием ИКТ)
на тему:
«Значение экологической тропы в воспитании любви к природе»
Подготовила: Галимова Любовь Григорьевна
воспитатель первой квалификационной категории
Согласовано: старший воспитатель:
______________________________Коваль О.А.
2017 год
Видеть красоту не только розы, но и обыкновенной травы, не только за семью печатями, но и за порогом собственного дома - величайшее умение, которому нужно учить с раннего детства.
Ю.А.Вакуленко.
Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать, что в природе исчезло много видов животных и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами, люди довели природу до такого состояния. Никто и не задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму».
С помощью экологической тропы решаю многие педагогические и психологические задачи, среди которых выделю следующие:
- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний;
-формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;
- воспитание привычки заботится о природе и её обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;
- учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы; - воспитание эстетических чувств;
Тропинка проходит по территории ДОУ и включает в себя следующие остановки: «Водоем», «Альпийская горка», «Метеоплощадка», «Аптечная грядка», «Птичья столовая», «Наша клумба», «Зеленая полянка», «Ягодный кустарник», «Огород», «Цветы леса и луга», «Ельник», «Березовая аллея».
Формирование у детей экологической грамотности, бережного отношения и любви к окружающей природе является одним из основных направлений в моей работе. Стремлюсь добиться понимания детьми того, что в природе всё взаимосвязано, что нарушение условий существования растений и животных ведёт к их гибели и исчезновению.
В своей работе использую разнообразные формы и методы работы с детьми: наблюдения за растениями и животными во время прогулок и экскурсий, труд в уголке природы и на участке детского сада, беседы, эксперименты, развлечения, игровые обучающие ситуации. В нашей группе есть «Детская лаборатория». Она оснащается материалами и специальным оборудованием. В группе имеются дидактические игры «Правила поведения в природе», «Экологические знаки», «Календарь наблюдений за погодой» , читаем книги, энциклопедии о флоре и фауне, планирую провести конкурс книжек-самоделок «Мой любимый цветок» , также проводим осенью экологические операции «Листопад» целью которого является сбор листьев для гербария, поделок и уборка листьев на участке, экологические субботники, где родители готовы принять активное участие.
Путешествуя с ребятами по заданному маршруту, на каждой из станций решаю следующие задачи:
Альпийская горка. Здесь показываю разнообразие декоративных многолетних растений (спиреи японской: весенняя-цветет белым цветом, а летняя- красным ; астильбы, хосты, чабрец, примуллы, флоксов (шиловидный и растопыр., седума, лилии, герани, колокольчика карпатского, карликовой елки, барвинка, чистец-овечьи уши) их эстетическое значение, обращаю внимание на развитие их корневой системы и подземных видоизменённых побегов, где откладываются питательные вещества для того, чтобы растение смогло перенести суровые условия зимы.
На аптечной грядке.
Даю представление о многообразии и значении лекарственных растений в жизни человека и животного мира. Выявляем благоприятные условия произрастания лекарственных растений (иссопа, календулы, девясила, пижмы, эхинацеи пурпурной, мелиссы) правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях.
В ельнике. Рассказываю о символе Нового года, рассматривая хвою на ветках ели сравниваем с веткой сосны, стараюсь вызвать у детей уважение и почтение к дереву-долгожителю, формирую представление об уникальности, красоте и неповторимости «зелёного мудреца», гуляя по тропе не раз замечали птиц выклевывающих семена из шишек ( клесты, дятлы). А в березовой аллее вспоминаем поэтов которые получали вдохновение от березки, ведь береза у славян являлась символом перехода от весны к лету. В лесу, часто под этим деревом находили грибы подберезовики и белые грибы. При простуде и кашле люди часто лечились настоями из почек березы. В жаркую погоду крона дерева дает защиту от палящих лучей солнца. Зимой же сгребали с детьми первый снег к стволам деревьев. Подводя детей к пониманию того, что мы утепляем корни деревьев, чтобы они не замерзли зимой. Наша клумба. Формировала эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений; показывала позитивную деятельность человека в селекции различных сортов красивоцветущих растений. Учила создавать благоприятные условия для произрастания этих растений (хосты, петуний, бархоток и др,) «Цветы леса и луга» На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, зеленая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лес для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выясняем, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок. Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром “Султанчики”, ” Разноцветные ленточки”. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность. Ягодный кустарник. Знакомила с кустарниками (золотистой смородиной, шиповником) стараясь помочь увидеть красоту цветущего растения. Знакомила с насекомыми которые садились на цветы-это осы, пчелы.
Огород.
Показывала способы выращивания овощных растений (моркови, свёклы, гороха, петрушки, томатов, картофеля, репы, фасоля); знакомила с приёмами высадки рассады, посева семян; дети с интересом наблюдали и помогали сажать фасоль и репу, получая радость от совместной работы; тем самым, воспитывала желание ухаживать за растениями. В течении всего лета ухаживали за грядкой, пропалывали сорняки, рыхлили ,поливали. Также наблюдали за высадкой других культур: томатов, огурцов. Закрепляли знания детей об овощных культурах, их пользе.
Птичья столовая.
С приходом зимы на участке повесили кормушки для птиц, дети вместе с родителями приносили разнообразный корм корм, так мы заботились о братьях меньших, помогали пережить суровую, снежную зиму пернатым друзьям; наблюдали за птицами, прилетающими покормиться к кормушкам беседовали о предпочтениях птиц какой предпочитают корм , закрепляли знания о повадках, их внешнем виде, особенностях поведения т.д.)
На нашем участке есть скворечник, мы с детьми ждали скворцов , но заселились синички и вот однажды мы услышали писк птенцов синичка отложила яйца и вывела птенцов, а потом мы заметили как мама самка в клювике приносит еду для птенцов.
Так дети узнавали о жизни птиц; учились описывать увиденное.
Водоем.
Расширяя знания о воде, её значении, знакомила с экосистемой «водоём», воспитывать бережное отношение к обитателям водоёма.
Чтобы вызвать у детей интерес, ненавязчиво организовывала экскурсию на какую- либо остановку путём ввода сказочного персонажа - Дядюшки Ау или Природоведа или Лесовичка, ведь в его домике, в сундучке, всегда припасено для ребят задание, которое они выполняют, путешествуя по экологической тропинке.
Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом использую время, отведённое для прогулки, предусматриваю организацию познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности детей. Опыт моей работы показывает, что привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Таким образом, экологическая тропа, обеспечивает всестороннее изучение экосистем различного уровня на определённых остановках в течение годового цикла и способствует воспитании любви к природе.
Я хочу, чтобы наша планета
Оставалась зеленого цвета,
Чтобы не было серого цвета
На планете моей никогда.
Чтобы дерево, кустик, цветочек
Украшались зеленым листочком,
Я хочу, чтоб трава была тоже
На зеленый ковер похожа.
Чтобы воздух был чистым-чистым,
Голубое небо-лучистым.
Я хочу, чтобы жили дети
На большой ЗЕЛЕНОЙ ПЛАНЕТЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Деятельность человека в ...
Консультация для родителей на тему: «Пока не поздно – о воспитании любви к природе, животным».
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.Большое воспитательное значение имеют рег...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"
Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....
Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»
Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...
Консультация для родителей на тему: «Пока не поздно – о воспитании любви к природе, животным».
Консультация для родителей на тему: «Пока не поздно – о воспитании любви к природе, животным»....
Консультация для воспитателей: «Экологическая тропа как средство воспитания любви к природе»
Экологическое состояние планеты Земля ухудшается с каждым годом. В связи с этим особую актуальность приобретает экологическое образование. Так как только экологически грамотный человек с с...