Выступление на педагогическом совете с использованием ИКТ на тему: «Значение экологической тропы в воспитании любви к природе»
консультация

Галимова Любовь Григорьевна

В выступлении описаны остановки экологической тропы,и способы ее использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_znachenie_ekolog_tropy.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Выступление

на педагогическом совете (с использованием ИКТ)

 на тему:

«Значение экологической тропы в воспитании любви к природе»

 

                                                              Подготовила: Галимова Любовь Григорьевна

воспитатель первой квалификационной категории

                                              Согласовано: старший воспитатель:

                                                                      ______________________________Коваль О.А.

2017 год

Видеть красоту не только розы, но и обыкновенной травы, не только за семью печатями, но и за порогом собственного дома - величайшее умение, которому нужно учить с раннего детства. 
                                                                                              Ю.А.Вакуленко.

Сейчас вся планета говорит о том, какая плохая у нас экология, что ее нужно спасать, что в природе исчезло много видов животных и растений, меняется климат и все это неизменно ведет к всевозможным катаклизмам. Все так же признают, что в этом виноваты мы сами, люди довели природу до такого состояния. Никто и не задумывается, что такое отношение к природе закладывается в раннем детстве. Если мы не воспитываем любовь к природе у ребенка с детства, то откуда ж ей взяться, когда малыш вырастет.

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму».

       С помощью экологической тропы решаю многие педагогические и психологические задачи, среди которых выделю следующие:

 - сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний;

-формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

 - руководство чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;

- воспитание привычки заботится о природе и её обитателях, при необходимости оказывать действенную помощь;

 - учить видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы; - воспитание эстетических чувств;


Тропинка проходит по территории ДОУ и включает в себя следующие остановки: «Водоем», «Альпийская горка», «Метеоплощадка», «Аптечная грядка», «Птичья столовая», «Наша клумба», «Зеленая полянка», «Ягодный кустарник», «Огород», «Цветы леса и луга», «Ельник», «Березовая аллея».


Формирование у детей экологической грамотности, бережного отношения и любви  к окружающей природе является одним из основных направлений в моей работе. Стремлюсь добиться понимания детьми того, что в природе всё взаимосвязано, что нарушение условий существования растений и животных ведёт к их гибели и исчезновению. 


В своей работе использую разнообразные формы и методы работы с детьми: наблюдения за растениями и животными во время прогулок и экскурсий, труд в уголке природы и на участке детского сада, беседы, эксперименты, развлечения, игровые обучающие ситуации. В нашей группе есть «Детская лаборатория». Она оснащается материалами и специальным оборудованием. В  группе   имеются дидактические игры «Правила поведения в природе», «Экологические знаки», «Календарь наблюдений за погодой» , читаем книги, энциклопедии о флоре и фауне, планирую провести конкурс книжек-самоделок  «Мой любимый цветок» ,  также проводим осенью экологические операции «Листопад» целью которого  является сбор листьев для гербария, поделок и уборка листьев на участке,  экологические субботники, где родители готовы принять активное участие.
   
Путешествуя с ребятами по заданному маршруту, на каждой из станций решаю следующие задачи: 
Альпийская горка. Здесь показываю  разнообразие декоративных многолетних растений (спиреи японской: весенняя-цветет белым цветом, а летняя- красным ;  астильбы, хосты, чабрец, примуллы, флоксов (шиловидный и растопыр., седума, лилии, герани, колокольчика  карпатского, карликовой елки, барвинка, чистец-овечьи уши) их эстетическое значение, обращаю  внимание на развитие их корневой системы и подземных видоизменённых побегов, где откладываются питательные вещества для того, чтобы растение смогло перенести суровые условия зимы.
На аптечной грядке. 
Даю представление о многообразии и значении лекарственных  растений  в жизни человека и животного мира. Выявляем благоприятные условия произрастания лекарственных растений (иссопа, календулы, девясила, пижмы, эхинацеи пурпурной, мелиссы) правила их сбора в лечебных и оздоровительных целях.
 В ельнике. Рассказываю о символе Нового года, рассматривая  хвою на ветках ели сравниваем с веткой  сосны, стараюсь вызвать у детей уважение и почтение к дереву-долгожителю, формирую представление об уникальности, красоте и неповторимости «зелёного мудреца», гуляя по тропе не раз замечали птиц выклевывающих семена из шишек ( клесты, дятлы).                      А в березовой аллее вспоминаем поэтов которые получали вдохновение от  березки, ведь береза у славян являлась символом перехода от весны к лету. В лесу, часто под этим деревом находили грибы подберезовики и белые грибы. При простуде  и кашле люди часто лечились настоями из почек березы. В жаркую погоду крона дерева дает защиту от палящих лучей солнца. Зимой же сгребали с детьми первый снег к стволам деревьев. Подводя  детей к пониманию того, что мы утепляем корни деревьев, чтобы они не замерзли зимой.                                                                                                                      Наша клумба.                                                                                                  Формировала эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений; показывала позитивную деятельность человека в селекции различных сортов красивоцветущих растений. Учила создавать благоприятные условия для произрастания этих растений (хосты, петуний, бархоток  и др,)                          «Цветы леса и луга»                                                                                                      На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, зеленая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лес для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выясняем, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.  Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром “Султанчики”, ” Разноцветные ленточки”. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.                                 Ягодный кустарник.                                                                                            Знакомила с кустарниками (золотистой смородиной, шиповником) стараясь  помочь увидеть красоту цветущего растения. Знакомила с насекомыми которые садились на цветы-это осы, пчелы.
Огород. 
Показывала способы  выращивания овощных растений (моркови, свёклы, гороха, петрушки, томатов, картофеля, репы, фасоля); знакомила с приёмами высадки рассады, посева семян; дети с интересом  наблюдали и помогали сажать фасоль и репу, получая  радость от совместной работы; тем самым, воспитывала  желание ухаживать за растениями. В течении всего лета ухаживали за грядкой, пропалывали сорняки, рыхлили ,поливали. Также наблюдали  за высадкой других культур: томатов, огурцов. Закрепляли знания детей об овощных культурах, их пользе. 
Птичья столовая. 
 С приходом зимы на участке  повесили  кормушки  для птиц, дети вместе с родителями  приносили разнообразный корм корм, так мы заботились о братьях меньших, помогали пережить суровую, снежную зиму пернатым друзьям; наблюдали за птицами, прилетающими покормиться к кормушкам  беседовали о предпочтениях птиц какой предпочитают корм , закрепляли знания о повадках, их внешнем виде, особенностях поведения т.д.)
На нашем участке  есть скворечник, мы с детьми ждали скворцов , но заселились  синички и вот однажды мы услышали писк птенцов синичка отложила яйца и вывела птенцов, а потом мы заметили как мама самка в клювике приносит еду для птенцов.
Так дети узнавали о жизни птиц; учились описывать увиденное. 
Водоем. 
Расширяя знания о воде, её значении, знакомила с экосистемой «водоём», воспитывать бережное отношение к обитателям водоёма.
Чтобы вызвать у детей интерес, ненавязчиво организовывала экскурсию на какую- либо остановку путём ввода сказочного персонажа - Дядюшки Ау или Природоведа  или Лесовичка, ведь в его домике, в сундучке, всегда припасено для ребят задание, которое они выполняют, путешествуя по экологической тропинке.
Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом использую время, отведённое для прогулки, предусматриваю организацию познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности детей.                                                                                                Опыт моей работы показывает, что привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

 Таким образом, экологическая тропа, обеспечивает всестороннее изучение экосистем различного уровня на определённых остановках в течение годового цикла и способствует воспитании любви к природе.

Я хочу, чтобы наша планета

Оставалась зеленого цвета,

Чтобы не было серого цвета

На планете моей никогда.

Чтобы дерево, кустик, цветочек

Украшались зеленым листочком,

Я хочу, чтоб трава была тоже

На зеленый ковер похожа.

Чтобы воздух был чистым-чистым,

Голубое небо-лучистым.

Я хочу, чтобы жили дети

На большой ЗЕЛЕНОЙ ПЛАНЕТЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.   Деятельность человека в ...

Консультация для родителей на тему: «Пока не поздно – о воспитании любви к природе, животным».

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.Большое воспитательное значение имеют рег...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"

Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....

Презентация к педагогическому совету - «деловая игра» по теме: «Формирование экологических представлений через проектную деятельность»

Педагогический совет проведен с участием родителей в форме деловой игры. Родителям было очень интересно не только посмотреть, но им самим почаствовать в образовательной деятельности педагогов....

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...

Консультация для родителей на тему: «Пока не поздно – о воспитании любви к природе, животным».

Консультация для родителей на тему: «Пока не поздно – о воспитании любви к природе, животным»....

Консультация для воспитателей: «Экологическая тропа как средство воспитания любви к природе»

Экологическое состояние планеты Земля ухудшается с каждым годом. В связи с этим особую актуальность приобретает экологическое образование. Так как только экологически грамотный человек с с...